Перспективы российского рынка труда в условиях мирового финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда. Последствия данного кризиса эпохи глобализации начинают ощущать на себе всё больше и больше людей в России и за рубежом. Неизбежными следствиями мирового экономического кризиса стали:
ухудшение структуры массового спроса и потребления
сокращение спроса на товары и услуги
свёртывание производства соответствующих товаров и услуг
сокращение персонала на предприятиях

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава I. Безработица как социально-экономическое явление………………...3
1.1 Сущность безработицы…………………………………………………….....3
1.2 Формы безработицы и их специфика……………………………………...4
1.3 Причины безработицы в переходной экономике………………………....8
1.4 Пути преодоления безработицы…………………………………………....12
Глава II. Безработица в Российской Федерации и мировой финансовый кризис………………………………………………………………………………..16
2.1. Последствия мирового экономического кризиса для России……………....16
2.2. Состояние рынка труда России в условиях кризиса………………………...21
2.3. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости и социальной защиты населения…………………………………………………………………..23
Глава III. Перспективы российского рынка труда в условиях мирового финансового кризиса…………………………………………………………….…29
3.1. Перспективы российского рынка труда в условиях мирового финансового кризиса……………………………………………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МИКРОЭКОНОМИКА.docx

— 71.65 Кб (Скачать файл)

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

Третья. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в конечном счете, - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции,  такая перестройка породит массовую структурную безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов.

 

 

 

1.4.  Пути  преодоления  безработицы.

 

Методы  борьбы  с  безработицей  определяет  концепция,  которой  руководствуется  правительство  конкретной  страны.

Современные  мальтуазианцы  предлагают  поддерживать  стабильность  на   

рынке  труда  с  помощью  государственной  политике  ограничения                   рождаемости.

Пигу  и  его  последователи,  считающие,  что  корень  зла – в  высокой  заработной  плате,  предлагают:

· содействовать  снижению  заработной  платы; 
   ·  разъяснять  профсоюзам,  что  рост  заработной  платы,  которого  они  добиваются,  оборачивается  ростом  безработицы. 
   ·  государству  трудоустраивать  работников,  претендующих  на  невысокий  доход,  в  частности,  поощрять  развитие   социальной  сферы.

Из  рекомендаций  Пигу  широко  применяется  деление   ставки  заработной  платы  и  рабочего  времени   между  несколькими  работниками.   Использование  частичного рабочего  дня  сокращает  безработицу  даже  при  сохранении   неблагоприятной  конъюнктуры.

Кейсианские  программы    борьбы  с  безработицей   предполагают                      использование  двух  блоков  мероприятий .

Первый  блок  нацелен  на  ослабление  безработицы  в  краткосрочном  периоде,  когда  положительные  сдвиги  в   экономике  ещё  не  ощущаются.   Его  содержанием становятся    общественные  работы,  которые  должно  организовать  и  оплатить  государство   за   счёт  своего  бюджета.     Рекомендуется   эти  работы  сосредоточить  в  области формирования   производственной  и  социальной  инфраструктуры  (строительство  дорог,   больниц  и  т.д.).   Главное – занять  население   во  имя  социальной  стабильности  и поддержания  хотя  бы  минимального   потребительского  спроса  со  стороны  работников.

Второй   блок  охватывает  систему  стратегических  мер,  способных   оживить  конъюнктуру  рынка,   сформировать  инвестиции  и,  как  следствие -  потребительский  спрос, что  должно  привести  к  увеличению  товарной  массы  и   занятости  населения.  Этот  блок  включает  два  рычага:  государственный  заказ  крупным  фирмам и  уменьшение учётной  ставки  за  счёт  увеличения государственных  расходов  (возможно  при и росте  дефицитного  бюджетного  финансирования). Предполагается  осуществить  государственный  заказ  крупным  фирмам,  имеющих  большую  сеть  хозяйственных  связей.  Такой   заказ  поставщикам    и  смежникам   значительно  расширит  поле  инвестиционной деятельности.   Приводится  в  действие  не  одна  фирма,  получившая  государственный  заказ,  а  целая  их  сеть,  что,  безусловно,    увеличивает  спрос  на  рабочую  силу  и соответственно  рассасывает  безработицу.

Кейсианские  программы  успешно  применялись  после  второй  мировой  войны  во  многих  странах.  Однако  наступил  период,  когда  возникли  естественные  объективные трудности   для  их  претворения  в  жизнь.  Источниками  финансирования  этих  программ всегда  был  государственный   бюджет,  а  точнее  государственный долг.  Последний беспредельно  разрастаться  не   может,   ибо   увеличение  долга  государства  ведёт  к  дополнительной  эмиссии  денег,  что  без   соответствующего  роста  товарной   массы способствует   инфляции.  В  условиях  инфляции  инвестиционный  спрос  снижается.

Кроме  того,  процесс   воспроизводства  поставил  новые  проблемы,  которые  государство  не  могло  решить  восполнением  недостатка  спроса.   Резко  подорожали  ресурсы,  что  привело  к  экономическому  спаду.   Необходимы  были  иные  пути,  ведущие  к  росту   предложения.

Такие  пути  были  найдены  экономической  школой,  получившей  название   монетарной  (от  слова  «монета»).  Монетаристы  предлагают   в  условиях,  когда  безработица  и спад  производства  протекают  на  фоне  инфляции,   снять  все  нагрузки  на   государственный  бюджет,  срочно  уменьшить  государственный  бюджетный  дефицит.  В  этих условиях  государство  вынуждено  уклонятся  от   социальных  программ,  что,  безусловно,  ведёт   к  нагнетанию  социальной   напряжённости.

Обуздание  инфляции  оздоровляет  денежную   единицу  и  формирует  здоровую   денежную  среду.

Следующий  шаг  монетарной  программы  связан  с  реализацией  идеи  эффективного  рынка,  который  сам  очищает  себя  от  отсталого  производства,   разоряет производителей,   продукция  которых  не  отвечает  новейшим  требованиям  рынка.     Обычно  эти  функции  рынок  выполняет  постепенно,  но   в  условиях  циклического   спада производства  банкротства  приобретают  массовый  характер.  После  этой  суровой  операции   рынок  выдвигает  на  авангардные  позиции  сильных  и  адаптированных производителей,  которые  наполняют  рынок  новыми  товарами,  расширяют  производство  и  увеличивают  спрос  на   рабочую   силу.

Следует   иметь  в виду,  что  первые  шаги  монетарных  программ  приводят  к  резкому   ухудшению  жизненного  уровня  населения,  что  ухудшает  социальную обстановку  и провоцирует  население  на  стихийные   формы  протеста.  Опасность  взрыва  неуправляемого  населения  меньше,  когда  страна  быстро  справляется  с  трудностями  экономического  кризиса.  Но в  условиях  России  последовательное  использование   монетарной  программы  невозможно.  Нужны  новые  пути   выхода  из  спада  и  безработицы, специфические  для  стран,  переходящей  от  административно-командной  системы  к  рыночной.

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:

1.Трудоустройство непосредственно  на предприятии путем создания  новых рабочих мест (расширение  или создание подразделений, переквалификация  на др. специальности и т.д.);

2.Организация общественных  работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских  улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной  продукции);

3.  Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным специальностям  и профессиям

5. Использование гибких  форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация  населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Безработица в Российской Федерации и мировой финансовый кризис

 

2.1. Последствия мирового  экономического кризиса для России

 

В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.

Основные меры денежно-кредитной политики, проводимые Центральным Банком РФ:

  • снижение нормативов обязательных резервов по всем видам до 0,5%. Сумма поддержки: 370 млрд. руб.;
  • повышение ставки рефинансирования (13%) Банка России и процентных ставок по операциям, проводимым ЦБ для снижения уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций;
  • предоставление Банком России безналоговых кредитов коммерческим банкам (116 банков) на срок не более шести месяцев. В сумме ЦБ готов предложить банкам до 700 млрд. руб. минимум под 8,5% годовых;
  • изменение порядка предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами, а также пополнение списка ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов ЦБ РФ. Цель - расширение возможностей получения кредитными организациями дополнительной ликвидности в ЦБ (1 трлн. руб. доп. ликвидности);
  • изменение параметров сделок "валютный своп", проводимых Банком России на внутреннем валютном рынке РФ. На 11.12.2008 максимальный объем средств, предоставляемых кредитным организациям по операциям "валютный своп" Банка России, составлял 5 млрд. руб.

Основные меры бюджетно-налоговой политики, проводимые Правительством РФ:

  • размещение на депозитах коммерческих банков (КБ) временно свободных средств федерального бюджета в сумме до 1,5 трлн. руб. на срок до 3-х месяцев, ставка от 8% годовых;
  • имущественный взнос РФ в уставный капитал ВЭБа в 2008 году на сумму 75 млрд. рублей, в 2009 году - на сумму 175 млрд. рублей для реализации мер по поддержке финансового рынка;
  • имущественный взнос РФ в уставный капитал АИЖК (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) на сумму 60 млрд. руб. для поддержки рынка ипотечного кредитования;
  • предоставление субординированных кредитов ЦБ (500 млрд. руб.) и Фондом национального благосостояния (450 млрд. руб.) на сумму 950 млрд. руб. без обеспечения сроком до 31 декабря 2019 г. по ставке 8% годовых коммерческим банкам, в том числе Сбербанку (500), ВТБ (200) и Россельхозбанку (25);
  • имущественный взнос РФ в уставной капитал АСВ (Агентство по страхованию вкладов) на сумму 200 млрд. руб. для капитализации банков;
  • размещение на депозитах коммерческих банков средств Госкорпорации ЖКХ (135 млрд. руб.) и Фонда содействия реформированию ЖКХ (143 млрд. руб.).

Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3% ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».

Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, по мнению журналиста «Независимой газеты» значительно ускорила спад в промышленности в ноябре - декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок. Девальвация - официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Девальвация рубля в России производится Центробанком. В России курс рубля привязан к корзине валют, где 55% долларов и 45% евро. В России Центробанком установлен плавающий курс рубля, но в пределах валютного коридора .

Банку России, для того чтобы произвести девальвацию рубля нужно расширить валютный коридор (то есть установить минимальное и максимальное значение рубля по отношению к корзине валют, дальше курс рубля определяется на валютных торгах). У девальвации также есть противоположное действие - ревальвация, то есть официальное повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Причины девальвации в России в том, что мировые цены на нефть резко упали со 140$ до 40$ за баррель, резко снизив долларовые поступления в бюджет государства и компаний. К тому же на фоне мирового финансового кризиса в России в последнее время наблюдается большой отток капитала за рубеж (50-100 млрд. долларов в месяц). Кроме того, население России, помнит опыт прошлых лет и начинает активно переводить рублевые сбережения в иностранную валюту. В совокупности эти факторы вызывают сильную нехватку валюты в стране.

Чтобы обеспечить экономику валютой, ЦБ вынужден тратить золотовалютные резервы. Так, за сентябрь-октябрь 2008 года было потрачено 100 млрд. долларов, а ЗВР составили 484 млрд. долларов. Для ограничения спроса на валюту Банк России вынужден прибегнуть к девальвации рубля ЦБ, при этом курсы иностранных валют значительно повышаются. 4 декабря 2008 председатель правительства Владимир Путин в ходе «прямой линии» с населением объявил о сокращении квоты на привлечение в Россию трудовых мигрантов в два раза (ранее в 2008 году она была увеличена в два раза).

Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре - 8,7%), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Золотовалютные резервы России снизились за первый квартал 2009 года примерно на 10%.

Правительство предложило широкий набор стимулов, прежде всего налоговых, для развития реального производства и поддержки социальной стабильности, среди них:

  • размещение на депозит в ВЭБе средств из Международных резервов на общую сумму не более 50 млрд. долларов США для рефинансирования внешних долгов компаний и банков РФ в 2008-2009 гг. ВЭБ получит государственные деньги по ставке LIBOR + 1, выдавать будет под LIBOR + 5;
  • выделение из Фонда национального благосостояния средств на покупку акций и облигаций российских компаний в размере 175 млрд. рублей (размещены на депозите в ВЭБе);
  • снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до 192,1 долларов за тонну (с 1.12.2008 г). Сумма поддержки 270 млрд. руб.;
  • повышение необлагаемой НДПИ цены нефти с 9 до 15 долларов за баррель. Сумма поддержки: 89,3 млрд. руб8.;
  • поддержка предприятий ВПК (субсидирование процентной ставки, инвестиции в капитал, предупреждение банкротства предприятий ВПК). Сумма: 50 млрд. руб.;
  • снижение налога на прибыль за счет его федеральной части на 4% с 1.01.2009 г. С 28 ноября 2008 г. уплата налога на прибыль производится на основе фактической величины прибыли. Сумма поддержки: 400 млрд. руб.;
  • увеличение амортизационной премии с 10% до 30%. Сумма поддержки: 100-150 млрд. руб.;
  • регионы с 1.01.2009 г. смогут снижать упрощенный налог на малый бизнес с 15% до 5%9;
  • ускорение сроков возмещения НДС. Сумма поддержки: 250 млрд. руб.;
  • увеличен предельный размер компенсации по вкладам в банках, в отношении которых наступил страховой случай, до 700 тыс. руб.;
  • вычет по подоходному налогу при строительстве или приобретении жилья с 1.01.2009 г. будет увеличен вдвое, до 2 млн. руб. (260 тыс. руб.). Сумма поддержки: 10 млрд. руб.;
  • максимальный размер пособия по безработице вырастет с 1.01.2009 г. до 4900 руб. Сумма поддержки: 30-50 млрд. руб.

В целом, кроме негативных последствий любой кризис имеет и определенные положительные моменты. На промышленном рынке происходит так называемый "естественный отбор". На плаву остаются только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами. Неконкурентоспособные же компании уходят с рынка. Но в борьбе предприятий за выживание, в условиях жесткой конкуренции может также произойти и снижение цен на некоторые товары и услуги, что, безусловно, тоже является положительным моментом. Пример тому - бензин, земля, недвижимость. Кризис приводит рынки к естественному ценообразованию. Помимо этого происходит общее оздоровление экономики и выход на первый план отечественных производителей.

декабря 2009 года В.В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена, что было отмечено в российских средствах массовой информации.

марта 2010 года «Независима газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса. По мнению «Независимой газеты», это произошло благодаря осуществлённой российским правительством антикризисной программе. Российский фондовый рынок вырос в 2,5 раза, что значительно превышало рост фондовых рынков в других странах.

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа - всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста»

 

2.2. Состояние рынка труда России в условиях кризиса

 

Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.

Роструд обнародовал новые данные по числу безработных в России. Численность безработных на нынешний день составляет 2 034 тыс - это те, которые зарегистрированы в органах занятости и в перспективе получат статус безработных и пособие по безработице.

Министр Минздравсоцразвития Татьяна Голикова в феврале повысила прогноз официальной безработицы по итогам года с 2,2 млн. человек до 2,8 млн. Какие же отрасли российской экономики стали уязвимыми в условиях мирового экономического кризиса?

Необходимо отметить, что реальная численность безработных в настоящее время в несколько раз больше цифр, опубликованных Рострудом, так как на биржу труда обращаются крайне мало людей. На то есть две причины.Пособие по безработице очень невелико – для крупных мегаполисов это мизерная сумма, поэтому люди предпочитают не тратить время зря, а скорее искать новую работу. Другая причина – сложности при постановке на учет на бирже труда, огромные очереди отнимают много сил и времени.

Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Речь идёт о сокращениях людей определённых профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг и сфера продаж.

Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее всего пострадали от кризиса, это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать.

Ещё необходимо отметить, один факт, что в период кризиса российские работодатели с лёгкостью расстаются со своими сотрудниками. Западные же делают всё для того, чтобы минимизировать увольнения, - переучивают и занимаются их трудоустройством в другие организации. Кадровое агентство «Анкор» провело исследование рынка труда, и результаты: 31% компаний, работающих в России, сокращают численность персонала, а 18% уменьшают заработные платы своим сотрудникам. 13% компаний планируют сократить расходы на персонал путём сокращения рабочего времени.

В зарубежных компаниях увольнение сотрудников – крайне непопулярная мера сокращения издержек, и прибегают к ней только тогда, когда положение уже крайне тяжёлое. В российских компаниях сотрудников увольняют легко. Для иностранных компаний увольнение своих сотрудников – недешёвое удовольствие: необходимо оплатить выходное пособие. Увольнение персонала для зарубежных компаний ещё и удар по имиджу, а имидж они ценят очень высоко. Европейцы и американцы понимают, что люди – это основной их актив. И у них в первую очередь сокращаются расходы на маркетинг, аренду и ИТ.

 

2.3. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости и социальной защиты населения

 

В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени. Задача органов власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям. Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации. В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.

В 2009 году федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах. Переобучение будет проводиться на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.

Одним из важных направлений переподготовки будет подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ будут создаваться временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).

Дополнительные бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд. рублей будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд.рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов - дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

Также для решения проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах.

Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

В этих целях будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.

Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

При этом в первоочередном порядке указанные субсидии будут предоставляться наиболее нуждающимся субъектам Российской Федерации.

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов будет уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством соответствующих социальных услуг. В частности, будет значительно расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временные и финансовые затраты граждан.

В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли.

Глава III. Перспективы российского рынка труда в условиях мирового финансового кризиса.

 

3.1. Перспективы российского рынка труда в условиях мирового финансового кризиса.

 

Директор Центра трудовых исследований ГУ ВШЭ Владимир Гимпельсон считает, что работодатели, столкнувшись с падением спроса на их продукцию, постараются сократить издержки производства за счёт не увольнений, а урезания зарплат, разного рода льгот и бонусов. И отнюдь не потому, что им жаль своих сотрудников, а из-за законодательных ограничений, «социалистических традиций», административного ресурса, которым не преминут воспользоваться местные начальники, дабы избежать роста социального напряжения на подведомственных территориях.

Похоже, именно этими соображениями руководствуются и федеральные чиновники, ответственные за состояние финансов и экономики.

Нефтедолларовый ливень, обрушившийся на Россию в этом десятилетии, расхолодил и нас, и наше руководство, которое уверовало в то, что российская экономика отныне - «остров стабильности» и что стране никакие финансовые цунами нипочём. Размахнувшись расписать жизнь страны на десятилетия вперёд, оно с крайней неохотой соглашалось выслушивать кризисные сценарии.

Вот и итог такой беспечности: кризис подкрался незаметно, и государственные институты были застигнуты врасплох. Как заметил исполнительный вице-президент РСПП Фёдор Прокопов, оказалось не готовым к таким испытаниям трудовое законодательство, которое принималось в иных, чем сегодня, условиях. Не готова и служба занятости, которая, по его убеждению, совершенно неправильно была распылена по регионам и потому не способна реагировать на вызовы современности в общенациональном масштабе.

Выделяется несколько тенденций, в соответствии с которыми будет меняться рынок.

1. Произойдет сужение  рыночного поля за счет усиления  госкорпораций. Повысится конкуренция кандидатов.

2. Исчезнут слабые компании  в малом и среднем бизнесе. Как следствие, произойдет высвобождение  кадров в этом сегменте рынка.

3. Крупные и сильные  игроки будут активно скупать  новые активы. Начнется высвобождение  кадров за счет сокращения  оптимизации бизнес-процессов и  оргструктур.

4. Отсутствие в стране  длинных денег (страховых и пенсионных) будет способствовать развитию  спекулятивных (коротких) бизнесов, ориентированных  на получение максимальной прибыли "здесь и сейчас", а не  планирование "в долгую".

5. В связи с ростом  безработицы увеличится социальная  нагрузка на государство. Меньшее  количество работающих должны  будут обслуживать большее количество  пенсионеров, что может привести  к увеличению налогового бремени  на компании и сотрудников. Размеры  пенсий и социальных выплат  могут быть заморожены, что приведет  к ограничению покупательской  способности и замедлению выхода  из кризиса.

По прогнозам профессиональных рекрутеров, изменение ситуации от рынка кандидата к рынку работодателя будет постоянно нарастать, и к концу 2009 года эти изменения утвердятся окончательно. Стабилизируются заработные платы персонала всех уровней.

Устранится такое явление, как «перегрев» рынка труда: квалификация и доход сотрудников будут приведены в соответствие. Уменьшится дефицит кадров. В условиях дефицита вакансий у соискателей не будет возможности рассматривать одновременно еще два или три предложения. Однако, изменения не будут быстрыми, кандидаты, привыкшие в последние годы диктовать свои условия, будут некоторое время «сопротивляться» изменениям. Со стороны работодателей возрастут требования к квалификации и лояльности кандидатов.

Кандидаты будут повышать уровень профессионализма, чтобы оставаться конкурентоспособными. Труднее будет найти работу студентам и малоопытным сотрудникам, так как за те же деньги работодатели предпочтут приглашать квалифицированных специалистов.

Однако, кризис не решит в полной мере проблему дефицита высококвалифицированных кадров. Ощущение, что на рынке труда появилось много «звезд» высокой квалификации, согласных на меньшую зарплату, чем раньше, будет ошибочным. Процент свободных «жемчужин» на рынке труда увеличится не больше, чем на 10% от докризисной ситуации, и произойдет это отнюдь не во всех отраслях. В компаниях, которые сохраняют работоспособность, кризис усилит необходимость мер по удержанию «звезд».

Профессионалы также отмечают, что в сегодняшних условиях работающие «звезды» стали еще более сложной добычей для хедхантеров, так как кандидаты у которых сейчас всё хорошо, считают слишком рискованным менять место работы в сложившихся обстоятельствах.

Во-первых, зарплата перестала расти, а еще год назад человек не переходил на новое место работы, если его доход увеличивался менее, чем на 20-30%. Сейчас в лучшем случае он получит те же деньги. Сильно сократятся или вообще исчезнут бонусы, соцпакеты будут так же сильно урезаны. В последнее время соцпакет у некоторых категорий работников включал оплату мобильного телефона, бензина, обедов, членство в спортклубе, страховку для самого работника и членов его семьи.

Кризис волнообразно накрывает все сектора экономики. Банковский сектор первым попал под эту волну и на данный момент понес наибольшую потерю. Теряют работу люди, чьи доходы были явно завышены. В сложившейся ситуации кто-то идет работать за меньшие деньги, а кто-то, получив неплохое выходное пособие, пережидает кризис дома. Так же происходит перераспределение работников по отраслям, например, из банковской сферы идут в консалтинг.

Сильно падает спрос на банковских специалистов, юристов, маркетологов, рекламщиков и специалистов из других перегретых отраслей. При этом спрос остается стабильным на такие непопулярные профессии как врачи, инженеры, учителя. Кризис сделал так, что те, кто был в конце списка, оказались на самом верху, возглавили его.

Что касается кадровой политики компаний, то их деятельность можно поделить на три направления.

Первое направление кадровой политики – это активное сокращение персонала. Перед HR-службами стоит задача сокращения 20-30% персонала. Сокращения касаются либо среднего звена, и остается руководитель отдела работать один за весь отдел, либо увольняют дорогих руководителей и оставляют среднее звено, либо сокращают весь отдел (чаще это удел отдела маркетинга, но, например, МДМ-банк сократил весь свой аналитический отдел).

Сейчас компании не задумываются о том, как они буду находить тех людей, которые были в общем-то ценными для компании сотрудниками, но с ними все равно решили расстаться, когда ситуация стабилизируется. Ведь кризис не вечен, и многие специалисты, от которых сейчас активно избавляются, могут понадобиться вновь, но найти их будет уже сложнее.

Другое направление кадровой политики компаний в условиях кризиса, более гуманное: никого не увольняют, а просто останавливают набор новых сотрудников. При этом, если человек добровольно покидает компанию, на его место никого не берут, а его обязанности распределяются между оставшимися членами коллектива.

И последняя тенденция кадровой политики, о которой уже упоминалось выше, это снижение зарплат, урезание бонусов и соцпакетов у работающих сотрудников, как с сокращением рабочего времени, так и с его сохранением. Так же имеют место отправления сотрудников в отпуск без содержания.

Продолжают набирать людей фармацевтический, телекоммуникационный, страховой сектор и торговые сети. Понятно, что даже в кризис люди не перестанут есть, покупать лекарства, говорить по телефону.

Следует отметить, что кризис затрагивает не все отрасли сразу, а идет волнообразно. Сначала была затронута финансовая отрасль и те индустрии, которые был с ней связаны напрямую, сейчас кризис переходит постепенно на остальные отрасли. В данной ситуации выигрывают те агентства, чья деятельность равномерно распределена между разными отраслями бизнеса: банки, FMCG, IT и другими. В таком случае удается минимизировать потери: страдает банковская отрасль, зато продолжает развиваться FMCG и убытки агентств минимизируются.

Больше страдают крупные компании и дорогой сегмент. С другой стороны, доля дорогого сегмента невелика, а в условиях кризиса ценность пива будет выше ценности коньяка Hennessy только потому, что оно дешевле, поэтому выбор людей будет на стороне пива.

Компании уже урезают затраты на маркетинг и административные расходы. Это снижение затрат на маркетинг и рекламу, которое мы сейчас наблюдаем, обосновано.

Таким образом, происходит смена неэффективного менеджмента. Сейчас менеджмент будет думать, как оптимально выстраивать бизнес-процессы, улучшать качество товаров и услуг, развивать отношения с клиентами, а не снимать сливки с быстрорастущего рынка.

Что касается маркетологов, то по мнению экспертов примерно 30% останутся на текущем месте работы, остальные буду уволены и начнут переквалифицироваться в другие специальности. В нашей стране нет конкуренции, соответственно маркетинг не нужен, нужны продажи, личные продажи, прямые продажи.

Возможно, начнет расти малый бизнес, ибо уволенным сотрудникам надо будет найти новый источник дохода.

Ну и напоследок не стоит забывать, что одно из значений слова "кризис" в переводе с древнегреческого - это "решение" и "возможность". Старт-ап многих компаний был успешен именно в кризисное время, которое дает дополнительные возможности для качественного рывка. Не всем, конечно, а тем, кто их (возможности) смог распознать.

 

 

Заключение

Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. Тогда как в V квартале 2008 года уровень безработицы достиг своего минимального значения за весь период с 1999 в 5,4%.

Необходимо отметить, что при длительной рецессии можно ожидать худшего – роста уровня безработицы до 13%, как это было в период финансового кризиса 1998 года.

Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлена на:

·        опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила

·        переобучение работников и повышение квалификации

Безработица затронула почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Автономов  В.С.  Введение  в  экономику – М.: Вита-пресс,  2000

2.      Булатов  А.С.   Экономика – М.: Юристъ, 1999

3.      Видяпин  В.Л.  Экономическая  теория – М.: Инфра-М,  1999

4.      Зверева  Н.  Безработица  и  политика  занятости  -  Федерализм

5.      Иохин  В.Я. Экономическая  теория  -  М.: Юристъ,  2000

6.      Малева  Т.М. Государственная  и  корпоративная  политика   занятости – М.:  Инфра-М,  1999

Статьи:

1) Наталья Зубаревич Региональная проекция кризиса // Pro et Contra. 2008. T.12. №5-6. стр. 48-62

2) Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. 2008. №4. стр. 52-59

3) А. Кудрин Мировой финансовый  кризис и его влияние на  Россию // Вопросы экономики. 2009. №1.

4) Кулешов В.В. Мировой  финансовый кризис и его последствия  для России // ЭКО. 2009. №1. Стр. 2-13

5) С добрым утром –  Вы уволены! // Русский репортёр (Эксперт  Online) 2008. №39 (69).

6) Ольга Шевцова. В ответе  за «своих» // Эксперт Online. 16 декабря 2008

7) Екатерина Шохина. Переобучение  и общественные работы // Эксперт  Online. 21 января 2009

8) Екатерина Шохина. Цунами  на рынке труда // Эксперт Online. 11 марта 2009

9) Артём Коваленко. Дайте  работу // Эксперт Урал. №10 (367). 16 марта 2009 год

 

Сайты:

1) http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики

2) http://www.rostrud.info/ - Федеральная служба по труду и занятости

3) http://www.trudvsem.ru/ - Работа в России – общероссийский банк вакансий, информирование о положении на рынке труда (информационный портал)

4) http://www.minzdravsoc.ru/ - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

5) http://premier.gov.ru/anticrisis/ - Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год

6) http://www.expert.ru/topics_day/454439/ - Журнал «Эксперт» тема дня «Вы уволены!» статьи о состоянии российского рынка труда в условиях кризиса

7) http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/2008/russian_economy/default.stm - Русская служба Би-би-си – аналитика «Цена кризиса для России»

8) http://www.ancor.ru/ - крупнейшая кадровая компания России и ряда других стран СНГ. Компания Анкор работает на рынке подбора персонала и кадрового консалтинга

9) http://hh.ru/ - Headhunter.ru – сайт поиска работы и персонала

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Перспективы российского рынка труда в условиях мирового финансового кризиса