Планирование и распределение прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.

Содержание работы

Введение
1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике
1.1 Понятие прибыли как экономической категории
1.2 Источники получения прибыли
1.3 Понятие балансовой прибыли
2. Методы планирования прибыли
2.1 Метод прямого счета , его достоинства и недостатки
2.2 Характеристика аналитического метода планирования прибыли
3. Распределение и использование прибыли на предприятии
3.1 Подходы к распределению прибыли на предприяти
3.2 Управление формированием прибыли
4.Практическая часть
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике организаций.doc

— 528.00 Кб (Скачать файл)

На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции  в натуральном выражении при  прочих равных условиях ведет к росту  прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.

В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет.

В этой ситуации, казалось бы, логично  предположить резкое падение массы прибыли. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

Поскольку прибыль от реализации продукции  занимает наибольший удельный вес в  структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции  состоит в снижении себестоимости  в части материальных затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая и др.), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов. В частности, в машиностроении удельный вес металлоотходов в общем потреблении черных металлов на протяжении многих лет стабильно занимает более 20%, а удельный вес стружки в общем образовании металлоотходов - 45%. Это свидетельствует и о применении морально устаревшего оборудования.

В добывающих отраслях прирост прибыли  достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие увеличения объемов добычи.

В отраслях, ориентированных на конечного  потребителя, решающее значение имеют  объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.

На величину прибыли от реализации продукции влияет состав, и размер нереализованных остатков на начало, и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам:

• часть готовой продукции закономерно  оседает на складе в связи с  необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине.

Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе встречается место на предприятиях, которые выпускают продукцию,, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи;

• остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут  образовываться при применении определенных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки;

• часть товаров отгруженных  не оплачена в срок покупателем. Не поступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует работать в направлении получения доходов - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит;

• продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.

Резервом увеличения балансовой прибыли  может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества  предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.

Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот.

Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

Ценные бумаги приобретаются  предприятием с разными целями. Поскольку  они относятся к ликвидным  средствам, то предприятие, быстро обратив  их в деньги, может совершать платежи  и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен  их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг.

В составе внереализационных  операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги. В настоящее время практически никакие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвестициям очень взвешенно.

Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться, по меньшей мере, два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов.

Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Практическая часть

Задание № 1.

 

Форма расчетов для составления  финансового плана промышленного  предприятия

Табл.1

Смета затрат на производство и реализацию продукции акционерного общества закрытого типа «Южный Урал – I»

 

№ стр.

Статья затрат

Всего на год

в т.ч. на IV кв.

1

2

3

4

1.

Материальные затраты (за вычетом  возвратных отходов)

33000

8250

2.

Затраты на оплату труда

17440

4360

3.

Амортизация основных фондов

2316

579

4.

Прочие расходы – всего*,

   
 

в том числе:

   

4.1.

а) расходы по технике безопасности

360

100

4.2.

б) налоги, включаемые в себестоимость*,

5294

1314

 

в том числе:

   

4.2.1

Отчисления на социальные нужды (26%)*

4534

1134

4.2.2

прочие налоги

760

180

4.3.

в) арендные платежи и другие расходы

260

65

5.

Итого затрат на производство*

58670

14668

6.

Списано на непроизводственные счета

715

267

7.

Затраты на валовую продукцию*

57955

14401

8.

Изменение остатков незавершенного производства

496

124

9.

Изменение остатков по расходам будущих  периодов

20

5

10.

Производственная себестоимость  товарной продукции*

57439

14272

11.

Коммерческие расходы

5266

1413

12.

Полная себестоимость товарной продукции*

62705

15685

13.

Товарная продукция в отпускных  ценах (без НДС и акцизов)

88000

24000


 

Решение:

 

Сначала определяется среднегодовая  стоимость основных производственных фондов:  Сср = С1 + С2 – С3

С1 – среднегодовая стоимость основных производственных фондов на начало планируемого года в эксплуатации  в планируемом году.

  С2 – среднегодовая стоимость основных производственных фондов вводимых из эксплуатации в планируемом году.

С3 – среднегодовая стоимость основных производственных фондов выбывших из эксплуатации.

 

Табл. 3

Данные к расчету  амортизационных отчислений основные производственные фонды

 

К смете I

Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация  на начало года – 15 530 тыс. руб. - (С1)

 

 

янв.

февр.

март

апр.

май

июнь

июль

авг.

сент.

окт.

ноябрь

дек

Плановый

ввод в

действие

основных

фондов,

тыс. руб.

 

2100

               

3600

 

Плановое 

выбытие

основных 

фондов,

тыс. руб.

         

1360

 

1070

       

 

Средневзвешенная норма  амортизационных отчислений - 14%.

 

Используя данные к расчету  амортизационных отчислений на основные производственные фонды:

  • определим среднегодовую стоимость вводимых основных производственных фондов:  С2 =

С ввод - стоимость объектов вводимых в эксплуатацию в планируемом году.

Км – количество полных месяцев функционирования объектов в планируемом году.

 

С2 =

 

  • определим среднегодовую стоимость основных производственных фондов выбывших из эксплуатации:  С3 =

С л – стоимость ликвидируемых объектов.

К м – количество неполных месяцев функционирования выбывшего объекта.

С3 =

 

Сср = 15530 + 2050 – 1037 = 16543 (тыс. руб.)

 

Определим сумму амортизационных  отчислений:  АОплана =

С ср – среднегодовая стоимость амортизационных основных производственных фондов.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли