Планирование, как основная функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 03:01, доклад

Описание работы

Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее время приобрела качественно новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем обусловлена масштабами обобществления производства.

Файлы: 1 файл

Планирование как функция управления предприятием.docx

— 17.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Планирование как функция  управления предприятием

 

Функция планирования как  одна из основных функций управления в настоящее время приобрела  качественно новые черты и  особенности; планирование получило принципиально  новое содержание, поскольку потребность  в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что  оно выполняет не только оперативные  задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования. Его назначение как  функции управления состоит в  стремлении по возможности заблаговременно  учесть все внутренние и внешние  факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития предприятия.

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

В планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные  и конечные задачи и цели, стоящие  перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей  деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Сам процесс планирования начинается с анализа настоящего и будущего состояния предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.

В некоторых крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет, членами которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.

В задачу плановых органов входит определение того, какие подразделения  будут участвовать в реализации тех или иных организационных  целей, в какой форме это будет  происходить, как обеспечиваться ресурсами.

Если организация многоуровневая, планирование осуществляется одновременно на всех уровнях. Причина состоит  в том, что ни одно плановое решение  не является независимым от других, и требуется понимание проблем  всех связанных между собой звеньев  управленческой цепочки.

С учетом степени централизации  управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами.

1)   если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.

2)   при среднем уровне ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии в подразделениях детализируются.

3)   в децентрализованных организациях «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, а планы уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.

В зависимости от экономических  возможностей организации, могут использоваться три подхода к составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, и появление новых в будущем не предвидится, то цели ставятся, в первую очередь исходя именно их них. В дальнейшем планы не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности. Ибо на их реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых – выживание.

Более богатые организации могут  позволить себе изменять планы, подстраиваясь  под новые возможности и, привлекая  для их использования дополнительные средства, излишками которых они  располагают. Таким образом, составленные однажды планы в зависимости  от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил  название адаптационного.

И, наконец, предприятия, располагающие  значительными ресурсами, могут  использовать оптимизационный подход к планированию, исходящий из целей, поэтому, если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют.

 

 

 

 

Понятие, цели и  задачи планирования

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;- определениепотребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;- проектированиевнедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Основные принципы и  методы планирования

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов.

Все они образуют целостную комплексную  систему плановых показателей, так  что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них  приводит, как правило, к соответствующим  изменениям многих других экономических  показателей.

Поэтому необходимо, чтобы принимаемые  плановые и управленческие решения  были комплексными, обеспечивающими  учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

 


Информация о работе Планирование, как основная функция управления