Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Содержание работы

Введение.…………………………………………………….

Общая характеристика планирования в рыночной экономике:

Функции и задачи планирования…………………..
Назначение и цели планирования………………….
Разработка стратегий и целей предприятия.
Технология планирования…………………………….
Основные формы планирования……………………
Оптовая торговля:
Роль и функции оптовой торговли………………..
Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия…………..
Планирование оптового товарооборота……….

Розничная торговля:
Понятие розничного товарооборота…………….
Анализ розничного товарооборота……………….
Планирование розничного товарооборота…….

Планирование – не догма, а необходимость……

Список использованной литературы……………..
02

Файлы: 1 файл

Kursovik.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

 

Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.

 

 

 

 

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида: традиционные — главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка) и новые, возникающие под влиянием развития рынка.

Организация оптовой купли-продажи  является одной из важнейших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а, предлагая товары покупателям, они действуют от лица производителей.

Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обусловливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель, т.е. розничная торговля, экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.

Общеизвестным фактом является то, что  хранение запасов в опте обходится  значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. Особенно большое значение имеет хранение оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые носят сезонный характер. К сожалению, пропорции размещения запасов в оптовой и розничной торговле в России далеки от оптимальных. Рассматривая в этой связи опыт хранения товаров в капиталистических странах, следует отметить, что, несмотря на широкое развитие в них системы складов общего пользования, которые на коммерческой основе предоставляют свои площади товаровладельцам, оптовому звену принадлежит ведущая роль в накоплении товарных запасов. Оптовые организации более приспособлены для специализированного выполнения функций хранения, поэтому многие корпорации, например в США, укрепив связи с оптовыми поставщиками, освободили розничные предприятия от операций по содержанию значительной части товарных запасов. При этом сокращаются размеры подсобных помещений в магазинах и. следовательно, увеличивается площадь торговых залов, снижается численность персонала, обслуживающего ранее примагазинные склады. Передача на хранение оптовым предприятиям готовой продукции, сырья, материалов выгодна и промышленным фирмам, особенно имеющим сезонный цикл производства.

С функцией хранения продукции самым  тесным образом связана функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят: подсортировка товаров и их комплектация, дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация. Другими словами, оптовые предприятия преобразуют промышленное предложение товара в ассортиментные группы, соответствующие спросу отдельных покупателей. Потребность в выполнении данной функции особенно актуальна в современных условиях, когда из-за развития специализации производство эффективно лишь при выпуске массовых партий товаров, а потребление все в большей степени характеризуется ростом номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров.

Оптовые предприятия организуют завоз  товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное  разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при доставке товаров со складов предприятий в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.

Перечисленные выше функции осуществляются оптом с момента его возникновения, т.е. обособления в сфере обращения. В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности оптовых предприятий невозможно без выполнения ранее нетрадиционных для них задач, возникающих под влиянием требований рынка.

 

В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования рынка, т.е. выполнять так называемую информационную функцию. Именно опт, используя свое положение пункта пересечения информационных потоков, способен в полном объеме обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации и, обобщив и проанализировав ее, передать контрагенту.

Отечественным оптовым предприятиям предстоит освоить новую информационную функцию, без которой их деятельность в условиях рыночной экономики будет если не невозможна, то, во всяком случае, ущербна.

 

Маркетинговые исследования с целью  изучения рынка и дальнейшей передачи этой информации включают следующие элементы:

  • определение емкости рынка;
  • характеристику рыночной ситуации;
  • изучение возможности выхода на внешний рынок;
  • определение текущих и перспективных потребностей покупателя;
  • определение потребительских характеристик конкурентной способности товаров разных товаропроизводителей;
  • изучение мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;
  • изучение рынка товара и возможностей его реализации;
  • разработка предложений по обновлению и усовершенствованию выпускаемой продукции с учетом требований покупателей.

 

В условиях отмены жесткой административной системы товародвижения, когда клиенты оптовых предприятий, не удовлетворенные работой последних, могут отказаться от их услуг, опт должен привлекать своих контрагентов, дабы сохранить свою значимость, укреплять взаимосвязи как с производителями товаров, так и с розничными торговыми предприятиями и организациями. В этой связи важное значение имеет развитие такой функции опта, как коммерческое кредитование, финансирование сделок. Опыт западных оптовых посредников учит, что во многих случаях выбор канала товародвижения зависит от того, насколько его организатор может сам кредитовать рыночные сделки заинтересованных сторон. В практической деятельности оптовые фирмы зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему заказ на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии продукции. Что касается розничных организаций, то и здесь оптовые предприятия осуществляют финансирование, реализуя им товар с отсрочкой платежа. Условия предоставления кредитов разнообразны. Они зависят от величины торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества реализуемого товара, экономической конъюнктуры.

Важным направлением развития функций  оптовых посредников в процессе формирования рыночных отношений является развитие услуг по управлению и консалтингу.

В перечень специализированных услуг  входят консультации по использованию  товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантированному обслуживанию. Именно в оптовой торговле, где  уровень знаний специалистов достаточно высок, следует организовывать службы по послепродажному гарантийному обслуживанию и консультированию клиентов.

В условиях формирования рыночных отношений  роль торговли и се оптового звена, в частности, неуклонно возрастает. Именно в условиях функционирования нормального рынка оптовая торговля должна стать активным рычагом для стимулирования роста эффективности производства, более полного удовлетворения потребностей покупателя, успешного развития всего народного хозяйства. Для выполнения этих задач оптовым предприятиям необходимо постоянно совершенствовать свою коммерческую работу, расширять спектр выполняемых функций, отвечающих требованиям рынка.

 

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия

 

Совокупность показателей деятельности предприятия определяется нормативными актами государства, в котором функционируют предприятия. Основные финансово-экономические показатели оптового предприятия в России те же, что и предприятия другой отрасли. Целью предприятия является получение прибыли, которая в оптовой торговле образуется за счет превышения доходов над издержками (расходами).

Доходы от оптовой деятельности предприятия складываются из разницы  между ценой приобретения товара у производителя и ценой реализации товара покупателю или оптовой наценкой (надбавкой). В настоящее время величина наценки устанавливается на договорных началах между продавцом и покупателем.

Дополнительным источником дохода оптового предприятия может быть оплата услуг, которые оно предоставляет  своим клиентам. Главной функцией оптового предприятия является продажа товара покупателям, следовательно, объем этих продаж, или оптовый товарооборот, характеризует объем деятельности предприятия в целом.

Оптовая реализация может производиться  со склада предприятия или минуя склад, непосредственно в адрес покупателя. Объем оптовой продажи со склада называется складским товарооборотом, а без завоза на склад — транзитным товарооборотом. Сумма складского и транзитного товарооборотов составляет общий, или валовой, товарооборот оптового предприятия.

Экономический анализ основных показателей деятельности оптового предприятия - товарооборота, валового дохода, издержек обращения, балансовой прибыли - аналогичен экономическому анализу показателей розничного предприятия.

Из всех перечисленных показатель оптового товарооборота имеет особое значение и специфику. В условиях рынка специфика экономического анализа оптового предприятия обусловлена тем, что основное внимание в анализе переносится на оптовое предприятие. В командно-административной экономике государство отводило опту не рыночную, а распределительную функцию, и предприятию строго предписывалось обеспечить выполнение плана без учета интересов самого предприятия.

Кроме того, из-за распада  СССР и централизованной государственной структуры оптовой торговли России стал не нужен анализ межреспубликанских и внурисистемных оптовых поставок. Анализируемый ранее так называемый "оптовый оборот по реализации товаров" в настоящее время имеет другое экономическое содержание.

 

Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; кто является поставщиками оптового предприятия и каковы объемы поставок.

Анализ оптового оборота включает три раздела:

      • анализ объема и структуры оборота,
      • анализ оптовых закупок (поступления товаров)
      • анализ товарных запасов.

 

Источниками информации для проведения экономического анализа служат бухгалтерская и статистическая отчетность, данные оперативного учета, специальные и выборочные исследования, проводимые на предприятии.

Анализ оптового товарооборота  начинается с анализа изменений общего объема продаж в отчетном периоде в сопоставлении с расчетными (плановыми) данными или с показателями за прошлые периоды. Определяются темпы роста оборота, средние темпы роста, изменения в стоимостном (натуральном) измерении. Аналогичные показатели при необходимости рассчитываются в постоянных ценах.

Направления экономического анализа  товарооборота:

      • по формам товародвижения;
      • по категориям покупателей;
      • по регионам;
      • по структуре и ассортименту оборота;
      • по способу оплаты за товар (Табл. 2).

 

Табл. 2 . Варианты экономического анализа

оптового оборота  предприятия (за период, квартал, год)

 

Варианты анализа

 

Виды оптового товарооборота

Оптовый оборот (предыдущий период)

Оптовый оборот (план-расчет)

Оптовый оборот (факт)

Изменения, %

 

 

По формам товародви-жения

 

 

 

По категориям покупателей

 

 

 

 

 

 

По регионам

 

 

 

 

По структуре и ассортименту оборота

 

 

 

По способу оплаты за товар

 

Валовой оборот в том  числе: складской оборот;

транзитный оборот;

с участием в расчетах;

без участия в расчетах

 

Валовой оборот в том числе:

розничные предприятия:

промышленные предприятия;

оптовые предприятия;

экспорт;

госзаказ

другие покупатели

 

Валовой оборот в том  числе:

местный регион;

другие регионы.

 

Валовой оборот в том  числе:

продовольственные товары;

непродовольственные товары.

 

Валовой оборот в том  числе:

немедленная оплата;

по перечислению;

в кредит

       

 

При необходимости проводится более  глубокий анализ по любому из направлений. Например, анализируется продажа каждому покупателю в разрезе товарных групп. Возможны и другие направления экономического анализа товарооборота и структуры продаж исходя из интересов предприятия и целей аналитической работы.

Информация о работе Планирование на предприятии