Планирование производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Производство – комплексная задача. Некоторые фирмы изготавливают ограниченное количество видов продукции, другие предлагают широкий ассортимент. Но каждое предприятие использует различные процессы, механизмы, оборудование, трудовые навыки и материалы. Для получения прибыли компания должна организовать все эти факторы таким образом, чтобы производить нужные товары наивысшего качества в нужное время с минимальными затратами.

Содержание работы

Введение
Планирование производства
1. Система планирования и контроля производства
2. Стратегический бизнес-план
3. Производственный план
4. Главный календарный план производства
5. Управление производительностью

Файлы: 1 файл

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ.docx

— 37.58 Кб (Скачать файл)

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Факультет Экономики  Менеджмента и Туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему «Планирование производства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка факультета ЭМиТ

Тухватуллина. В. Г.

Группа 684

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2012

Введение

Производство  – комплексная задача. Некоторые  фирмы изготавливают ограниченное количество видов продукции, другие предлагают широкий ассортимент. Но каждое предприятие использует различные  процессы, механизмы, оборудование, трудовые навыки и материалы. Для получения  прибыли компания должна организовать все эти факторы таким образом, чтобы производить нужные товары наивысшего качества в нужное время  с минимальными затратами. Это комплексная  проблема, и для ее решения потребуется  эффективная система планирования и контроля. Правильная система планирования должна давать ответы на четыре вопроса: 1. Что мы собираемся производить?

2. Что  нам для этого потребуется? 

3. Что  у нас есть?

4. Что  нам еще нужно? 

Это вопросы  приоритета и производительности.

Приоритет – это то, какие изделия необходимы, какое их количество требуется, и  когда они нужны. Приоритеты устанавливает  рынок. В обязанности производственного  отдела входит разработка планов удовлетворения по мере возможности рыночного спроса.

Производительность  – это способность производства изготавливать товары и услуги. В  конечном счете, она зависит от ресурсов компании – оборудования, рабочей  силы и финансовых ресурсов, а также  от возможности своевременно получить от поставщиков материалы. На коротком промежутке времени производительность (производственная мощность) – это  количество работы, которую при помощи труда и оборудования можно выполнить  в определенный срок.

 

 

 

 

Планирование производства

 

Планирование  производства происходит посредством  формирования плана производства и  производственной программы.

План  производства содержит в себе информацию о необходимом в оборудовании, потребности в материалах, необходимой  численности сотрудников и их оплате труда, а также все прочие производственные расходы.

Производственная  программа отражает планируемый  объем производства является отправной  точкой для плана производства и  основывается на:

- заключенных договорах;

- имеющихся в наличии необходимых техники и оборудования;

- приобретении необходимых материально-технических ресурсов;

- состоянии технологической базы;

- наличии необходимого кадрового состава.

На содержание плана производства влияет принадлежность к той или иной сфере и т. д.

При планировании производства применяются трудовые, стоимостные, натуральные и условно-натуральные  показатели. Трудовые измерители (например, трудоемкость) используются в основном во внутреннем планировании как вспомогательные  инструменты.

Стоимостные измерители применяются совместно  с натуральными и трудовыми. Единицей измерения является национальная валюта. Натуральные измерители (тонны, штуки и т. д.) могут быть использованы для разработки программы производства, определения производственной специализации. Условно-натуральные позволяют свести все производство к одному виду продукции, обозначенному базовым. Производственная продукция является той совокупностью готовых изделий предприятия, которая направлена на промышленность. Производственный объем включает в себя:

стоимость изготовленных изделий, произведенных  для сторонней реализации и на капитальное строительство предприятия;

 

стоимость полуфабрикатов выработки и продукции  вспомогательных производств, произведенных  для сторонней реализации;

стоимость работ, услуг, произведенных на сторону;

стоимость продукции подсобного производства, реализуемой на сторону.

Планирование  объема производства определяется в  установленных ценах.

Существует  такое понятие, как незавершенное  производство, которое означает незаконченное  производство продукции по всем производственным стадиям. Анализ и оценка незавершенного производства помогают представить  предстоящий объем работ.

 

 

 

Производственная  программа является одним из элементов  процесса планирования. При формировании программы следует руководствоваться  основной целью предприятия –  максимизацией прибыли.

 

Производственная  программа может быть нескольких видов: программа выпуска продукции, программа производственных цехов, производственная программа вспомогательных  и обслуживающих цехов, программа  ремонтных цехов, программа инструментальных цехов, программа энергетических цехов, программа транспортных цехов. Годовые  программы по всем цехам формируются  на основании годовой программы  предприятия.

 

 

 

 

1. Система планирования и контроля производства

 

Система планирования и контроля производства (MPC)состоит из пяти основных уровней:

- Стратегический бизнес-план;

- План производства (план продаж и операций);

- Главный календарный план производства;

- План потребности в ресурсах;

- Закупки и контроль над производственной деятельностью. У каждого уровня своя задача, продолжительность и уровень детализации. По мере продвижения от стратегического планирования к контролю над производственной деятельностью задача меняется от определения общего направления до конкретного подробного планирования, продолжительность уменьшается с лет до дней, а уровень детализации увеличивается с общих категорий до отдельных конвейеров и единиц оборудования. Поскольку у каждого уровня своя продолжительность во времени и свои задачи, различаются и следующие аспекты:

- Цель плана;

- Горизонт планирования – промежуток времени от текущего момента до того или иного дня в будущем, на который рассчитан план;

- Уровень детализации – детализация необходимых для выполнения плана изделий;

- Цикл планирования – периодичность пересмотра плана.

На каждом уровне необходимо ответить на три  вопроса:

1. Каковы  приоритеты – что требуется  произвести, в каком количестве  и когда?

2. Какие  производственные мощности имеется  в нашем распоряжении, какие у  нас есть ресурсы?

3. Как  можно урегулировать несоответствия  между приоритетами и производительностью?

 

2. Стратегический бизнес-план

 

Стратегический  бизнес-план – это изложение главных  целей и задач, которые компания предполагает выполнить в срок от двух до десяти лет или дольше. Это формулировка общего направления деятельности фирмы, описывающая вид бизнеса, которым фирма хочет заниматься в будущем, – предметно-производственную специализацию, рынки и т. д.

План  дает общее представление о том, как компания намеревается добиваться этих целей. Он основан на долгосрочных прогнозах, и в его разработке принимают участие маркетинговый, финансовый, производственный и технический  отдел. В свою очередь, этот план определяет направление и обеспечивает координацию  маркетингового, производственного, финансового  и технического планов. Специалисты по маркетингу анализируют рынок и принимают решения относительно действий фирмы в сложившейся ситуации: определяют рынки, на которых будет вестись работа, продукцию, которая будет поставляться, необходимый уровень обслуживания клиентов, ценовую политику, стратегию продвижения и т. д. Финансовый отдел решает, из каких источников получать и как использовать имеющиеся у фирмы средства, движение денежной наличности, прибыль, прибыль на инвестированный капитал, а также бюджетные средства.

Производство  должно удовлетворять рыночный спрос. Для этого оно как можно  более эффективно использует агрегаты, механизмы, оборудование, труд и материалы. Технический отдел отвечает за исследования, разработку и проектирование новой  продукции и совершенствование существующей. Технические специалисты тесно взаимодействуют с отделами маркетинга и производства для разработки конструкции изделий, которые будут хорошо продаваться на рынке, и изготовление которых потребует при этом минимальных затрат.

Разработка  стратегического бизнес-плана входит в обязанности руководства предприятия. На основе полученной от отделов маркетинга, финансов и производства информации стратегический бизнес-план определяет общую схему, в соответствии с которой ставятся цели и задачи дальнейшего планирования в маркетинговом, финансовом, техническом и производственном отделах. Каждый отдел разрабатывает свой план выполнения поставленных стратегическим бизнес-планом задач. Эти планы согласовываются между собой, а также со стратегическим бизнес-планом. Это соотношение проиллюстрировано на рис.3. Уровень детализации стратегического бизнес-плана невысок. Этот план затрагивает общие требования рынка и производства, – например, рынок в целом по основным группам продукции, – а не продажи отдельных изделий. Зачастую он содержит показатели в долларах, а не в единицах. Стратегические бизнес-планы обычно пересматриваются раз в полгода или раз в год.

 

3. Производственный план

 

Основываясь на задачах, поставленных в стратегическом бизнес-плане, руководство производственного  отдела принимает решения по следующим  вопросам:

- Количество изделий в каждой группе, которое требуется произвести в каждый период времени;

- Желательный уровень материально-производственных запасов;

- Оборудование, трудовые ресурсы и материалы, необходимые в каждый период времени;

- Наличие необходимых ресурсов.

Уровень детализации невысок. Например, если компания производит различные модели детских двухколесных, трехколесных велосипедов и самокатов, и у  каждой модели есть множество опций, то производственный план будет отражать основные группы, или семейства, продукции: двухколесные велосипеды, трехколесные велосипеды, самокаты.

Специалисты должны разработать производственный план, который удовлетворил бы рыночный спрос, не предполагая при этом выхода за рамки имеющихся в распоряжении компании ресурсов.

Для этого  потребуется определить, какие ресурсы  необходимы для удовлетворения спроса на рынке, сравнить их с имеющимися ресурсами и разработать план, согласовывающий одно с другим. Этот процесс определения необходимых  ресурсов и сравнения их с имеющимися осуществляется на каждом уровне планирования и представляет собой задачу управления производительностью. Для эффективного планирования необходим баланс между  приоритетами и производительностью. Наряду с маркетинговым и финансовым планом, производственный план затрагивает  осуществление стратегического  бизнес-плана. Горизонт планирования составляет обычно от шести до 18 месяцев, а план пересматривается раз в месяц  или квартал.

 

4. Главный календарный план производства

 

Главный календарный план производства (MPS)–  это план производства отдельных  конечных изделий. В нем осуществляется разбивка производственного плана, отражающая количество конечных изделий  каждого вида, которое требуется  произвести в каждый период времени. Например, в этом плане может быть указано, что каждую неделю необходимо производить 200 самокатов модели А23. В качестве исходной информации для  разработки MPS используется производственный план, прогнозы по отдельным конечным изделиям, заказы на закупку, сведения о материально-производственных запасах  и существующей производительности.

Уровень детализации MPS выше аналогичного показателя производственного плана. В то время  как производственный план базируется на семействах изделий (трехколесные велосипеды), главный календарный план производства разрабатывается по отдельным конечным изделиям (например, по каждой модели трехколесных велосипедов). Горизонт планирования может  быть от трех до 18 месяцев, но, прежде всего  он зависит от продолжительности  процессов закупки или непосредственно  производства. Термин генеральное календарное  планирование относится к процессу разработки главного графика производства.

Термин  главный график производства обозначает конечный результат этого процесса. Обычно планы пересматриваются и  изменяются еженедельно или ежемесячно.

План  потребности в ресурсах План потребности  в ресурсах (MRP)– это план производства и закупки компонентов, которые  используются при изготовлении предусмотренных  главным календарным планом производства изделий. В нем указаны необходимые  количества и сроки предполагаемого  изготовления или использования  их в производстве. Отделы закупок  и контроля производственной деятельности используют MRP для принятия решений  об инициировании закупок или  изготовлении конкретной номенклатуры изделий. Уровень детализации высок. План потребности в ресурсах указывает, когда потребуется сырье, материалы  и комплектующие для производства каждого конечного изделия. Горизонт планирования должен быть не менее суммарной длительности процессов закупки и производства. Как и в случае с главным календарным планом производства, он составляет от трех до 18 месяцев.

 

 

 

5. Управление производительностью

 

На каждом уровне системы планирования и контроля производства необходимо проверять  соответствие приоритетного плана  имеющимся в наличии ресурсам и производительности производственных мощностей. Пока достаточно понять, что  основной процесс управления производством  и ресурсами предприятия включает в себя расчет производительности, необходимой для производства в  соответствии с приоритетным планом, и нахождение методов достижения такой производительности. Без этого  не может быть эффективного, пригодного для работы производственного плана. Если в нужный момент необходимой  производительности достичь не удается, план требуется изменить. Определение  нужной производительности, сравнение  ее с имеющейся производительностью  и внесение поправок (или изменение  планов) должно осуществляться на все  уровнях системы планирования и  контроля производства. Раз в несколько  лет механизмы, оборудование и агрегаты могут вводиться в действие или  прекращать работу. Однако в периоды, рассматриваемые на этапах от производственного  планирования до контроля над производственной деятельностью, изменения такого рода вносить нельзя. В эти промежутки времени можно изменять количество смен, порядок сверхурочной работы, передача субподряда на работу и так  далее.

Информация о работе Планирование производства