Подход Р. Коуза и О.Уильямсона к сущности трансакционных издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 10:56, реферат

Описание работы

Я выбрала данную тему, потому что она всегда являлась и является актуальной. В литературе встречается большое количество подходов к определению трансакционных издержек ,много известных ученых-экономистов, как зарубежных, так и российских, обращалось к проблеме данного вида издержек. Без понятия трансакционных издержек, которое практически отсутствует в современной̆ экономической̆ теории, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций.

Файлы: 1 файл

трансакционные издержки.docx

— 22.81 Кб (Скачать файл)

 Подход Р. Коуза и О.Уильямсона  к сущности  трансакционных издержек.

Я выбрала данную тему, потому что она всегда являлась и является актуальной. В литературе встречается большое количество подходов к определению    трансакционных издержек ,много известных ученых-экономистов, как зарубежных, так и российских, обращалось к проблеме данного вида издержек. Без понятия трансакционных издержек, которое практически отсутствует в современной̆ экономической̆ теории, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций.

Категория трансакционных издержек ведет свое происхождение от двух работ Р.Коуза -«Природа фирмы»(1937) и «Проблема социальных издержек» (1960). Сам Коуз первоначально определял их как издержки , возникающие при использовании ценового рыночного механизма.

Позднее в состав трансакционных издержек стали включать и издержки, связанные с использованием административных механизмов контроля. При таком расширенном толковании понятие трансакций приложимо к отношениям, складывающимся как между организациями, так и внутри них. 
Теория трансакционных издержек в некоторой степени повторила путь, пройденный неоклассической̆ экономической теорией,— от исследования фирмы до анализа экономической системы. Теории трансакционных издержек можно разделить на два уровня: микро и макро. На микроуровне речь идет об анализе процессов на уровне фирмы, отдельных экономических агентов, на макроуровне — об анализе экономической системы в целом.

 

Подход Коуза-Уильямсона. Введение трансакционных издержек в экономический анализ Р. Коузом было, по его мнению, необходимо для объяснения существования таких противоположных рынку «островков сознательного контроля», как фирма. 
В своей статье «Природа фирмы» (1937) Р. Коуз обозначил трансакционные издержки как «издержки использования механизма цен», «осуществления трансакций обмена на открытом рынке» или «рыночные издержки». Позднее в статье «Проблема социальных издержек» (1960) Р. Коуз использовал выражение «издержки рыночных трансакций». Их сущность он описывал следующим образом: «чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить всех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия 
контракта выполняются, и так далее».

 

 

Однако в экономической литературе закрепилось выражение «трансакционные 
издержки», которое также встречается в работах Р. Коуза, и получило широкое распространение определение К. Далмана: «трансакционные издержки (transaction costs)—это издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта». 
В воображаем мире с нулевыми трансакционными издержками, размещение ресурсов не зависит от правовых позиций: люди всегда могут договориться, не неся никаких издержек, о приобретении, подразделении и комбинировании прав так, чтобы в результате увеличилась ценность производства. 
При нулевых трансакционных издержках производитель включает в контракт всё, что необходимо для максимизации ценности производства. Таким образом, при отсутствии трансакционных издержек нет никакой экономической основы для существования фирмы. 
В реальном мире с положительными трансакционными издержками многие из контрактов не будут заключены и осуществлены, поскольку выгоды от их исполнения намного меньше, чем расходы. Таким образом, трансакционные издержки влияют на объем осуществляемых трансакций, и появляется необходимость в организации фирмы. Относительным преимуществом фирмы Р. Коуз называл возможность экономии на трансакционных издержках. 
Несмотря на важность для экономического анализа сделанных выводов, это направление экономической науки развивалось крайне вяло, и лишь в 1960-х гг., подкрепленное признанием того, что феномен «недостаточности рынка», или «провалов рынка», является следствием эффектов трансакционных издержек, оно получило сильный импульс для широкого распространения и применения при анализе экономических процессов. 
Дальнейшие разработки теории трансакционных издержек и теории фирмы были проведены А. Алчияном и Г. Демсецем, У. Меклингом и М. Дженсеном, Й. Барцелем.

 

Огромный вклад в развитие теории трансакционных издержек фирмы был внесен О. Уильямсоном. В своей книге «Экономические институты капитализма» (1985), которую, по утверждению многих экономистов, можно считать настоящей энциклопедией трансакционного подхода, им были разработаны и применены для исследования различных организационных структур на микроуровне основные методологические принципы теории: 
1. Трансакция есть базовая единица анализа. 
2. Любую проблему, которую прямо или косвенно можно понимать как контрактную, полезно изучать с точки зрения минимизации трансакционных издержек. 
3. Экономия трансакционных издержек достигается путем дифференцированного закрепления различных трансакций за структурами управления ими (представляющими собой организационные оболочки контрактных отношений, в рамках которых обеспечивается устойчивость последних). 
4. Выбор организационной̆ структуры происходит на основе сравнительной̆ институциональной̆ оценки дискретных альтернатив, среди которых классическая рыночная контрактация расположена на одном полюсе, централизованная иерархическая организация — на другом. По определению О. Уильямсона, трансакционные издержки — это издержки, не связанные с процессом производства. Различают ex ante издержки, возникающие при составлении проекта договора, ведении переговоров и обеспечении гарантий соглашения и ex post издержки, связанные с неэффективной адаптацией и корректировкой̆ договора и возникающие, когда реализация контракта сбивается с установленного курса в результате пробелов в договоре, ошибок, упущений и непредвиденных внешних возмущений. 
При исследовании трансакций О. Уильямсон исходит из следующих положений: 
• эффективность сделки зависит от того, насколько «структура управления точно "со- 
стыкована" с атрибутами данной трансакции, к которым относятся специфичность активов, используемых для реализации сделки», от частоты осуществления сделки и степени определенности условий ее осуществления; 
• поскольку в силу ограниченной рациональности людей, заключающих сделку, невозможно предусмотреть в контракте все обстоятельства и условия его выполнения, то все сложные контракты неизбежно являются несовершенными, или «отношенческими», так как требуют постоянного взаимодействия между участниками по адаптации их отношений к изменяющимся условиям сделки. 
Проводимые О. Уильямсоном исследования экономической организации учитывали влияние на ее развитие таких условий, как ограниченная рациональность, оппортунизм и специфичность активов. Неопределенность является следствием каждого из перечисленных условий. Постепенно «укрупняясь» теория трансакционных издержек выходит на макро уровень.




 


Информация о работе Подход Р. Коуза и О.Уильямсона к сущности трансакционных издержек