Политика доходов и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

1. Доходы и зарплата в условиях рыночной (переходной) экономики.
2. Индикаторы уровня и качества жизни.
3. Механизм регулирования отношений в социально-трудовой сфере.
4. Модели оплаты труда.

Файлы: 1 файл

UTR_Tema_6.docx

— 19.64 Кб (Скачать файл)

Тема 6.

Политика доходов  и заработной платы.

 

Основные вопросы:

1. Доходы и зарплата  в условиях рыночной (переходной) экономики.

2. Индикаторы уровня и  качества жизни.

3. Механизм регулирования  отношений в социально-трудовой  сфере.

4. Модели оплаты труда.

 

Вопрос 1. Доходы и зарплата в условиях рыночной (переходной) экономики.

 

В рыночной или переходной экономике можно выделить несколько  секторов:

  • рыночный;
  • государственный хозрасчетный;
  • государственный бюджетный;
  • домашние хозяйства.

Распределительные отношения  в этих секторах существенно отличаются. Считается, что наиболее эффективное  распределение продукта труда, дохода и заработной платы происходит в  рыночном секторе. Но рыночная система  – это обезличенный беспристрастный  механизм. Этот механизм порождает  неравенство в распределении  дохода. Рыночная система приносит большой доход работодателю и  тем наемным работникам, которые  обладают большими способностями и  квалификацией. Но другие работники, обладающие меньшими способностями и знаниями, получают скромные доходы. Расширение рыночного сектора обостряет  этот недостаток, а также привносит  нестабильность в экономику, раскручивает инфляцию, однако вместе с тем и  увеличивает зарплату. Современные  тенденции в развитии рыночного  сектора все больше будут вести  к расслоению наемных работников на сверхблагополучных, благополучных и бедных, т.е. образуется так называемая пирамида в зарплате.

Государственный сектор по мере развития рыночной экономики ослабевает, сжимается, начинает финансироваться  по остаточному принципу и в значительной степени отстает от рыночного  сектора по уровню доходов и зарплаты.

Сектор домашних хозяйств способен получать крупные доходы за счет тяжелого труда, бережливости, уклонения от налогов и т.д.

Таким образом, в рыночной системе и в период перехода к  ней основной проблемой является неравенство в доходах.

Существует несколько  показателей, характеризующих уровень  неравенства доходов:

1) коэффициент фондов, определяется как соотношение средних доходов крайних децильных групп, т.е. 10% наиболее доходной и 10% наименее доходной групп населения. Этот коэффициент постоянно растет.

2) коэффициент Джини. Он устанавливает связь между процентом населения и процентом его дохода. Скажем, какой-то процент населения получает 1, 2, 5, 40 и т.д. процентов доходов. Чем он выше, тем больше дифференциация доходов.

Установлена следующая шкала  неравенства при следующих значениях  коэффициента Джини:

свыше 0,31 – высокая

0,26-0,31 – средняя

0,22-0,26 – низкая

до 0,22 – очень низкая

В России он составляет 0,40. В  Москве – 0,61.

3) деление населения по уровню доходов на 5 слоев (данные по России):

  • бедные (20,5%);
  • малообеспеченные (36%);
  • ниже среднего класса (33,2%);
  • средний класс (9%);
  • высший слой (1,5%).

В Беларуси население делится  на 6 слоев (Приложение 1).

Считается, что дифференциация доходов тем ниже, чем выше доля среднего класса. В западных странах  она достигает 70%.

Из сказанного можно сделать  вывод, что в рыночной или переходной экономике необходимо проводить  государством такую политику, которая  бы выравнивала доходы и зарплату и ликвидировала бедность населения. Но нужно следить, чтобы это не привело к уравниловке, поскольку  это подорвало бы стимулы к  экономической активности и стремление к более производительному труду.

 

Вопрос 2. Индикаторы уровня и качества жизни.

 

Под уровнем жизни населения  понимается уровень благосостояния населения, потребление благ и услуг, удовлетворение жизненных потребностей человека. Согласно концепции ООН (1961 г.), уровень жизни включает: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость, условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

В Беларуси и России для  оценки уровня жизни используются такие  показатели, как средняя з/п, покупательная способность, минимальный потребительский бюджет и др. Обобщающего показателя нет. Но к нему принято относить ИЧР.

Понятие качества жизни включает в себя уровень жизни и другие качественные характеристики жизни  общества, например, преступность, состояние  экологии, развитие образования, культуры и т.д.

Чтобы оценить качество жизни, используются социальные стандарты. Они  разработаны ОЭСР в 1980 г. и содержат следующий перечень:

  • здоровье (ожидаемая продолжительность жизни, уровень материнской смертности, временная и длительная нетрудоспособность и т.д.);
  • образование (непрерывное, обучение взрослых, грамотность);
  • занятость (безработица, неполная занятость, отчаявшиеся найти работу);
  • досуг (свободное время);
  • доход (распределение дохода, распределение богатства, бедность);
  • жилье (жилая площадь, прилегающие территории, основные удобства);
  • окружающая среда (загрязнение, шумы);
  • социальная среда (преступность, самоубийства, страх и т.д.);
  • качество трудовой жизни (продолжительность работы, время на дорогу к работе, отпуск, гибкий график, распределение заработков, производственный травматизм и смертность).

Все эти показатели и стандарты  необходимо учитывать и пользоваться ими при регулировании труда  и выработке политики доходов  и зарплаты.

 

Вопрос 3. Механизм регулирования отношений в социально-трудовой сфере.

 

Механизм регулирования  отношений включает объекты, субъекты и меры, способы их реализации, политику.

Основными субъектами регулирования  социально-трудовых отношений являются государство и органы социального  партнерства.

Объекты – работники, коллективы, регионы государства, его население.

Меры дифференцируются следующим  образом: административные, экономические, юридические (нормативные).

Способы реализации различаются:

  • по объектам воздействия (население, работники, работодатели);
  • по направлениям действия (спрос, предложение);
  • по форме воздействия (прямые, косвенные);
  • по характеру воздействия (ограничительные, запретительные, стимулирующие, защитные);
  • по уровню воздействия (общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные).

Существует два типа политики регулирования этих отношений:

  • пассивная (поддержание условий для обеспечения занятости и необходимых доходов);
  • активная (стимулирование занятости и высокопроизводительной работы).

Ключевым элементом указанного механизма является социальное партнерство  – система взаимоотношений между  наемными работниками, работодателями и государством (трипартизм).

Интересы работников в  данной системе представлены профсоюзами, интересы работодателей – их объединения  или союзы. В ходе трехсторонних  переговоров решаются вопросы о  размерах оплаты труда, его условиях и т.д.

На национальном уровне заключаются  генеральные соглашения, на отраслевом, региональном и местном – коллективные договоры, на уровне наемного работника  – трудовые контракты.

Таким образом, соглашения –  правовые акты, регулирующие взаимные обязательства сторон по поводу оплаты труда, его условий, отдыха, социальных гарантий и т.д.

 

Вопрос 4. Модели оплаты труда.

 

Существует множество  моделей оплаты труда:

  • чисто рыночная модель спроса и предложения (не существует);
  • модель централизованного установления фонда оплаты труда;
  • модель тарифного регулирования оплаты труда (тарифная система);
  • модель минимальной оплаты труда;
  • нетарифная модель оплаты труда, имеющая множество разновидностей (по рейтингу, по уровню квалификации, по плавающему окладу и т.д.);
  • модель базовых выплат;
  • комбинированная модель (базовых, переменных и отсроченных выплат);
  • модель отраслевых различий;
  • модель региональных различий.

 

Таким образом, зарплату в  любом государстве, в любой отрасли  можно организовать по-разному с  сочетанием множества моделей. Более  конкретной реализацией любой из этих моделей служат формы и системы  оплаты труда.

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

Журнал «Социология» №4, 2010

Статистический ежегодник  РБ 2010 г.

 

Распределение населения  по уровню располагаемых ресурсов (доходов) на члена семьи в соотношении  БМП и МПБ, %

 

Группа населения

1995

2000

2005

2009

Ниже БМП

38,4

41,9

12,7

5,4

От БМП до МПБ

42

34,9

29,3

16,3

От 1 до 2 МПБ

13,1

15,1

42,9

56,3

От 2 до 3 МПБ

5,4

6,7

13,3

16,2

От 3 до 5 МПБ

1

1,2

2,4

3,4

Свыше 5 МПБ

0,1

0,2

0,4

2,4

Итого

100

100

100

100


 

 

 

Информация о работе Политика доходов и заработной платы