Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:58, реферат
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Данная процедура вводится сроком на год. Этот срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Кроме того, прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления, собственника имущества должника – унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицам для исполнения обязательств должника.
Понятие и правовые последствия конкурсного производства
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Данная процедура вводится сроком на год. Этот срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее – Закон 2002 г., Закон о банкротстве) устанавливает, в частности, следующие правовые последствия открытия конкурсного производства:
– срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
– прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
– сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;
– совершение сделок,
связанных с отчуждением
– снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Кроме того, прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления, собственника имущества должника – унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицам для исполнения обязательств должника.
Полномочия конкурсного
Утвержденный арбитражным судом конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства. Статья 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" перечисляет права и обязанности конкурсного управляющего, однако из анализа прав видно, что фактически эти права можно рассматривать как права конкурсного управляющего по отношению к другим лицам, то есть как возможность осуществления предусмотренных Законом обязанностей. Например, право на отказ от исполнения сделок должника обеспечивает возможность исполнения обязанности принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
Все полномочия, исполняемые конкурсным управляющим, можно разделить на две группы, в зависимости от того, связаны ли они с формированием конкурсной массы. Группу полномочий, не связанную с формированием конкурсной массы, можно подразделить на несколько подгрупп:
– полномочия, связанные с процессом ликвидации юридического лица: обязанность по сдаче документов должника в архив, обязанность производить увольнение работников должника, полномочия по передаче жилищного фонда социального назначения на баланс муниципального образования, обязанность провести работу по закрытию всех счетов должника, обязанность по окончании конкурсного производства обеспечить исключение должника из Единого реестра юридических лиц.
– полномочия, связанные с возложением на конкурсного управляющего функций руководителя должника: обязанность по ведению бухгалтерского и налогового учета, оформлению трудовых отношений в случае привлечения специалистов по трудовому договору, обеспечению снятия транспорта с учета и так далее.
– полномочия конкурсного управляющего по обеспечению информацией кредиторов и суд: опубликование сведений о признании должника банкротом, предоставлению информации собранию (комитету кредиторов) и арбитражному суду в форме отчетов и иных документов.
– полномочия по удовлетворению требований кредиторов: ведение реестра требований кредиторов, учет внеочередных требований кредиторов, установление требований кредиторов второй очереди, расчет с кредиторами.
Что касается второй группы полномочий, то есть полномочий, связанных с формированием конкурсной массы, можно представить следующую классификацию на подгруппы:
– полномочия по выявлению имущества должника, входящего в конкурсную массу: осмотр имущества должника, проведение инвентаризации имущества должника, составление финансового анализа, взыскание дебиторской задолженности.
– полномочия по обеспечению сохранности конкурсной массы: право на отказ от исполнения договоров, обязанность заявлять возражения на требования кредиторов.
– полномочия по дополнению конкурсной массы за счет имущества, истребованного у третьих лиц, привлечения третьих лиц к субсидиарной ответственности.
– полномочия по продаже имущества должника, то есть по превращению конкурсной массы из имущества в денежные средства, в том числе полномочия по обеспечению проведения оценки, разработки предложений о порядке, о сроках и об условиях реализации имущества должника, положения о торгах, подаче объявления о торгах и их проведение, заключению договоров купли-продажи имущества и согласованию сделок с органами управления.
Полномочия конкурсного управляющего направлены на максимальное удовлетворение требований кредиторов в процессе ликвидации должника.
У кредиторов есть не только право на получение денежных средств, полученных от реализации конкурсной массы, но и права по контролю деятельности конкурсного управляющего. В соответствии со ст. 143 Закона конкурсный управляющий предоставляет собранию кредиторов (комитету) кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника ежемесячно (если не установлен иной срок), начиная с даты открытия конкурсного производства.
Отчеты составляются по типовой форме, утвержденной Приказом Минюста России от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего", который был издан на основании Постановления Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего".
Все отчеты конкурсного управляющего, представляемые в ходе конкурсного производства, можно разделить на 3 вида.
– отчет о своей деятельности, представляемый на основании п. 1 ст. 143 Закона собранию кредиторов (комитету) кредиторов. Закон подробно прописывает, какие сведения должны содержаться в отчете. К ним относятся, в частности, сведения о сформированной конкурсной массе, о ходе и результатах оценки имущества должника; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, и так далее. Перечень не является исчерпывающим: конкурсный управляющий может дополнять отчет иными сведениями. Отчет рассматривается кредиторами на собрании кредиторов (заседании комитета кредиторов), после чего в качестве приложения к протоколу собрания кредиторов направляется в арбитражный суд.
– отчет, представляемый арбитражному суду в соответствии с п. 3 ст. 143 Закона по требованию арбитражного суда. На практике арбитражные суды, реализуя свое право требовать от конкурсного управляющего предоставления любых сведений о ходе конкурсного производства, при решении вопроса о продлении срока конкурсного производства запрашивают план мероприятий по завершению процедуры конкурсного производства.
– отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства, представляемый арбитражному суду на основании ст. 147 Закона после завершения расчетов с кредиторами или прекращения производства по делу о банкротстве.
Рассматривая составление отчета как форму контроля кредиторами динамики конкурсной массы, нельзя не отметить, что Закон не предписывает, как должны реагировать кредиторы на полученную ими от конкурсного управляющего информацию. Конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов с повесткой дня: рассмотрение отчета. После регистрации кредиторы должны получить бюллетень для голосования. Как должен быть сформулирован вопрос в этом бюллетене? В настоящее время наиболее распространены три варианта:
– при первом варианте кредиторам предлагается проголосовать по вопросу: "Утвердить отчет конкурсного управляющего". Несмотря на распространенность такой формулировки, она не обусловлена правовыми нормами Закона. В соответствии с Законом утверждает отчет только суд и только во внешнем управлении.
– второй вариант, предложенный уполномоченным органом, более нейтрален: "принять отчет конкурсного управляющего к сведению". Голосование по этому вопросу не отражает мнения кредиторов относительно содержащихся в отчете сведений. Позитивное голосование означает только то, что кредиторы знакомы с содержанием отчета. Такая формулировка кажется сомнительной. Если кредиторы проголосовали против принятия к сведению отчета, это означает, что им этот отчет не был представлен конкурсным управляющим или что кредиторы отказались знакомиться с отчетом?
– третий вариант. Конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов, регистрирует представителей кредиторов и зачитывает положения отчета, при необходимости предоставляя кредиторам его копию. Кредиторы не голосуют по вопросу повестки дня. Цель собрания - не выражение их мнения, а получение кредиторами информации, необходимой для защиты своих прав. При составлении протокола конкурсный управляющий указывает на то, что отчет был зачитан, какие замечания, предложения, вопросы прозвучали от кредиторов и какие ответы дал им конкурсный управляющий.
Отчет конкурсного управляющего призван информировать кредиторов, а не согласовывать с ними действия конкурсного управляющего. В случае если кредиторы обнаружат в отчете сведения, позволяющие им предполагать незаконные действия конкурсного управляющего, они вправе обратиться с соответствующим заявлением или жалобой.
Значимость для кредиторов вопросов, связанных с формированием конкурсной массы, обусловила закрепление в Законе ряда полномочий, которые они реализуют, участвуя в собраниях кредиторов. К компетенции собрания кредиторов в конкурсном производстве относится исчерпывающий перечень вопросов, по которым происходит голосование. Всего таких вопросов одиннадцать, среди них утверждение предложений о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника (п. 1 ст. 139 Закона); утверждение порядка продажи имущества на торгах (п. 7 ст. 110 Закона); утверждение начальной цены (п. 5 ст. 110 Закона) и др.
Есть мнение, что помимо вышеназванных документов и отчета конкурсного управляющего отчетность перед кредиторами должна "обогатиться" еще одним документом - промежуточным ликвидационным балансом. Так, в Практическом пособии для арбитражного управляющего, изданном в рамках проекта Europe Aid "Эффективность процедур банкротства", указано, что "перед началом продажи имущества (но не ранее двух месяцев с даты публикации сведений о признании должника банкротом) конкурсным управляющим составляется промежуточный ликвидационный баланс. Этот документ отличается от промежуточного ликвидационного баланса, составляемого в ходе ликвидации предприятия, и осуществляемой в обычном режиме, предусмотренном ГК РФ".
Закон о банкротстве не содержит никаких указаний на специфику ведения бухгалтерского и налогового учета. В связи с тем, что споры по этому поводу возникают достаточно редко, проанализировать практику возможным не представляется, однако можно предположить, что конкурсный управляющий может либо применить к ведению бухгалтерской отчетности по аналогии положения, касающиеся добровольной ликвидации юридических лиц, либо вести обычный бухгалтерский учет, применяя специфику конкурсного производства. На первый взгляд может показаться, что составление такого баланса обеспечит кредиторов на протяжении всего конкурсного производства необходимой информацией как о составе имущества, так и о перечне требований кредиторов. По окончании формирования конкурсной массы предлагается составить ликвидационный баланс, который бы рассматривался на собрании кредиторов и утверждался арбитражным судом. Вероятно, идея составления этих документов взята из Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", согласно которому в промежуточный ликвидационный баланс включаются сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Однако необходимость составления ликвидационного и промежуточного балансов не совсем обоснованна. Во-первых, специальные формы вышеназванных балансов не утверждены. При их составлении бухгалтер пользуется обычной формой баланса. Как уже было сказано, кредиторы могут запросить любые сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе запросить баланс, который конкурсный управляющий обязан ежеквартально представлять в налоговый орган. Во-вторых, составление этих документов может распространить нежелательную аналогию норм о добровольной ликвидации на правоотношения в сфере банкротства. В-третьих, промежуточные ликвидационные балансы фактически представляют собой сильно упрощенную форму отчета конкурсного управляющего. Все сведения, которые предлагается внести в баланс, уже содержатся в типовой форме отчета (раздел сведения о реализации конкурсным управляющим своих прав и выполнении обязанностей, о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника, о ходе реализации имущества должника). Трудно представить, как может дополнить целый отчет повторение одной из его частей.
Иногда конкурсным управляющим рекомендуется составлять план конкурсного производства, необходимость составления которого мотивируется следующим соображением: план конкурсного производства обеспечит прозрачность и предсказуемость конкурсного производства, так как кредиторы будут знать о будущем порядке осуществления процедуры. Отличие плана конкурсного производства от отчета конкурсного управляющего в том, что в первом случае конкурсный управляющий предлагает план действий, который вступит в силу только после его утверждения кредиторами, а во втором кредиторы осуществляют контроль за уже совершенными действиями конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий сможет проводить конкурсное производство только по плану, утвержденному кредиторами. Таким образом, вся процедура будет подчиняться решению кредиторов. Необходимость утверждения такого плана сделает конкурсного управляющего инструментом в руках кредиторов. Следует учесть, что кредиторы имеют механизмы защиты своих прав, в отличие от интересов должника и общества, которые призван защищать конкурсный управляющий в соответствии со ст. 20 Закона. Основная часть предложений, которые предлагается внести в план конкурсного производства, содержится в утверждаемых кредиторами предложениях о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника или типовом отчете.
Информация о работе Понятие и правовые последствия конкурсного производства