Понятие и сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:32, реферат

Описание работы

Мировая экономика как наука (или учебная дисциплина) -- это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движения факторов производствах связей.

Файлы: 1 файл

реферат по мировой экономике-3курс.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Весьма важным понятием является баланс внешней торговли. Если обозначить баланс внешней торговли страны Б, то формула баланса внешней торговли:

Б = Э - И

Баланс внешней торговли может  иметь положительную или отрицательную  величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны.

Для анализа развития такого многогранного  явления, как внешняя торговля, применяется  система показателей. Некоторые  показатели отражают темпы роста  мировой торговли. К таковым, например, относится показатель темпов роста мирового экспорта (Т):

ТЭ = (Э10) * 100%; 
где Э1 - экспорт текущего периода, 
Э0 - экспорт базисного периода.

Кроме того, применяется ряд показателей, характеризующих зависимость экономики  страны от внешней торговли. К таковым  относятся:

экспортная квота (Кэ): 
Кэ = (Э / ВВП) * 100%, 
где Э - стоимость экспорта, 
ВВП - валовой внутренний продукт страны за год; 
 
импортная квота (Ки); 
Ки = (И / ВВП) * 100%, 
где И - стоимость импорта, 
ВВП - валовой внутренний продукт страны за год.

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Экономические причины международной торговли. Ситуация абсолютных преимуществ в международной торговле.

Исходный вопрос в теории международной  торговли - Почему страны торгуют между  собой? Поиском ответа на этот вопрос экономисты занимаются давно.

Первые систематические исследования проблем внешней торговли провели в XVI-XVIII в.в. меркантилисты. Основной вывод меркантилистов - увеличивать экспорт и ограничивать импорт с целью притока золота в страну. Недостаток теории очевиден, если все будут только экспортировать, то кто тогда будет импортировать?

В конце XVIII в. на смену меркантилизму  пришла теория свободной торговли - "фритредерство". Согласно этой теории выгодны и ввоз и вывоз. Ограничение  импорта невыгодно. По полного и  правильного объяснения причин внешней  торговли теория фритредерства, (также как н меркантилизм) не давала.

На первый взгляд кажется, что внешняя  торговля ведется всегда, когда дает прибыль. Бесспорно. Но возникает ряд  вопросов. Кто в конечном счете  получает прибыль? "Экспортер"? "Импортер"? Если одни страны получают выгоду, то несут ли при этом убытки торгующие с ней страны?

Таким образом, взаимовыгодность внешней  торговли не очевидна. Поэтому необходимо доказать ее выгоды.

Первым, кто попытался научно объяснить  взаимовыгодность внешней торговли, был А.Смит. В своей книге "Богатство народов" (1776 г.) он критиковал боязнь внешней торговли. При этом он сравнивал нации с домашними хозяйствами. Так как каждое семейное хозяйство производит для себя лишь часть необходимого, а остальное покупает за счет продажи излишков, то же самое можно отнести и к странам. Если другая страна может поставлять нашей стране более дешевые товары, чем отечественные, то нет смысла тратить ресурсы на их изготовление. Лучше сосредоточиться на производстве тех товаров, которые мы можем изготовлять дешевле, чем другие страны. И, следовательно, имеем преимущество. Взгляды А.Смита на внешнюю торговлю получили название "теории абсолютных преимуществ".

Выводы Смита о выгодах внешней  торговли были несовершенны. Его теория не давала ответа на вопрос о выгодах внешней торговли в ситуации, когда страна не располагала абсолютным преимуществом. Например, когда в США на единицу затрат могут производить 300 тонн зерна и 150 метров ткани или любую комбинацию количества данных товаров в указанных пределах. Если мы также предположим, что Мексика на единицу затрат по-прежнему производит 50 тонн зерна и 100 метров ткани, то в этих условиях США на единицу затрат производят больше не только зерна, но и ткани. Естественно, возникает вопрос: выгодно ли стране иметь торговые отношения с другими строками, если она обладает абсолютным преимуществом во всех отраслях? Ответ на этот вопрос дает теория сравнительных преимуществ (сравнительной эффективности), разработанная выдающимся английским экономистом XIX века Д.Рикардо.

 

 

4.3. Сравнительные преимущества в международной торговле.

Допустим, в Мексике на единицу  затрат можно произвести или 50 т. зерна  или 100 м. ткани, или любую комбинацию количеств данных товаров в указанных  пределах. Но в США на единицу  затрат пусть производится теперь 300 т зерна и 150 м ткани и Мексика в этом случае не имеет абсолютных преимуществ в производстве данных товаров. Проиллюстрируем графически границу производственных возможностей США и Мексики.

На Рис.1 .граница производственных возможностей США обозначена линией А, В, а Мексики - СД.

В чем заслуга Д.Рикардо? Рикардо  доказал, что торговля между странами выгодна и тогда, когда одна из стран обладает абсолютно большей эффективностью и производстве всех товаров. Естественно возникает вопрос: на чем основаны доказательства этого принципиального вывода? Для объяснения обратимся к Рис.1. При первой возможности взаимной торговли предприниматели обратят внимание на разницу цен. Например, в Мексике можно купить 1 м. ткани за 0,5 т. зерна, отправить ткань в США и обменять там на 2 т. зерна. А в США .за 0,5 м. ткани можно получить 1 т. зерна, отправить зерно в Мексику и купить 2 м. ткани. Начнется отток ткани из Мексики и зерна из США. Развитие торговли должно со временем привести к выравниванию относительных цен в обеих странах. Предположим, цены выравниваются на уровне 1 тонна зерна = 1 метру ткани (для упрощения анализа). Если США начнет специализироваться на зерне и продавать его в Мексику, а Мексика - производить ткань и продавать ее в США, обе страны в этом случае получат прирост потребления. Например, США экспортируя 100 т. зерна из общего производства в 300 т., могут получить 100 м. ткани. Таким образом, США за счет внешней торговли обеспечивают потребление 200 т. зерна и 100 м. ткани. Если бы США пытались производить только 200 т. зерна, а остальные ресурсы направить на производство ткани, то при существующей границе производственных возможностей они могли бы производить только 50 м. ткани. Торговля с Мексикой дает США прирост потребления в 50 м. ткани (A1-E1). Рост потребления США показывает граница торговых возможностей страны ( пунктирная линия А В1).

Аналогично Мексика, производя  только ткань (100 м.) и продавая, например, 50 м. ткани в США, может получить 50 т. зерна. Таким образом, за счет внешней торговли Мексика может обеспечить потребление 50 м. ткани и 50 т. зерна одновременно (точка L). Пунктирная линия С1Д показывает границу торговых возможностей Мексики. Доказательством взаимовыгодности внешней торговли может быть построено на условиях, когда торговля ведется с помощью денег. Например, в США 1 т. зерна стоит 200 долл., а 1 м. ткани -400 долл. В Мексике цена 1 т. зерна - 4000 песо, а 1 м. ткани - 2000 песо. Различие внутренних цен позволяет выявить сравнительные преимущества в производстве, не прибегая к абстрактному показателю затрат.

Из данного примера мы видим, что продажа 1 т. зерна в США  позволяет купить лишь 0,5 м. ткани. А  в Мексике цена 1 т. зерна эквивалентна 2 м. ткани. И наоборот. Продажа 1 м. ткани в Мексике позволит купить только 0,5 т. зерна. А продажа 1 м. этой же ткани в США позволяет приобрести 2 т. зерна. Таким образом, США должны специализироваться на производстве зерна и покупать ткань в Мексике. А Мексика, соответственно, должна производить только ткань и экспортировать ее в США в обмен на зерно. И взаимная торговля обеспечивает расширение внутреннего рынка в каждой стране, дает прирост внутреннего потребления.

Следует отметить, что принцип сравнительных преимуществ справедлив не только для единиц двух различных товаров и двух стран, но и для любого количества стран и товаров. Конечно, применение принципа и практике внешней торговли модифицируется действием многочисленных факторов, в частности, валютными курсами, инфляцией, таможенными барьерами. Но это не отменяет действие закона сравнительных преимуществ. До тех пор, пока в соотношении цен внутри страны сохраняются хоть малейшие различия, каждая страна будет иметь сравнительные преимущества во внешней торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4. Регулирование внешней торговли Протекционизм и свобода торговли.

В сфере внешнеторговой политики центральный  вопрос: что выбирать для обеспечения  экономического развития страны - свободу  торговли или протекционизм?

Почему это является главным?

Хотя установлено, что развитие внешней торговли ускоряет экономический  рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рынка порождает  серьезные социально-экономические  проблемы.

  1. Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.
  2. Зависимость от импорта, может принести, к нежелательной зависимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).
  3. Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебаний валютных курсов и цен на мировом рынке.

Противоречивое влияние внешней  торговли на экономику создало два  противоположных подхода к ее развитию:

  1. Протекционизм
  2. Защита свободы торговли

В борьбе этих двух подходов вырабатывались меры государственной внешнеторговой политики. Что такое протекционизм?

  1. Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.Какие аргументы можно выдвинуть в защиту протекционизма?
    • Защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть только что появившимся отраслям промышленности, неспособным выдержать реальность международной конкуренции. Огражденные таким образом рынки могут привлечь капиталы, которые будут участвовать в развитии национальной промышленности;
    • Протекционизм полезен тем, что он может увеличить занятость населения, позволяя осуществлять программы развития. Но при условии, что меры протекционизма не вызовут ответную реакцию со стороны иностранных партнеров. В краткосрочном периоде он может улучшить условия торговли, заставляя иностранных производителей нести протекционистские издержки;
    • В целом протекционизм можно рассматривать как способ защиты национальной независимости в секторах, важнейших с точки зрения безопасности (производство стали, химическая промышленность), способом защиты отдельных социальных слоев (фермеров) или некоторых регионов (металлургии, текстильное производство), как способ защиты уровня жизни (борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешевой рабочей силой);
  2. Защита свободы торговли.Свободная торговля - это движение товаров через границу без всяких ограничении: Главный аргумент в пользу свободы торговли - сравнительная эффективность создает больше выгод от свободы торговли, чем ее ограничения. Другие аргументы в защиту свободы торговли заключены в следующем:
    • Свобода торговли способствует международной специализации страны;
    • Облегчает развитие конкуренции;
    • Расширяет товарные рынки;
    • Удешевляет товары для потребителей внутри страны.

Исторически внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли. В  конечном счете содержание внешнеторговой политики зависело от конкретных социально-экономических и политических условий, в которых находилась страна.

В период XVII-XVIII в.в. преобладал протекционизм. Например, из Англии был запрещен экспорт  золота и серебра. Иностранцы, продававшие  товары в Англии, были обязаны во-первых, израсходовать выручку на покупку английских товаров. А, во-вторых, обменять национальные деньги на английские. Основная цель внешнеторговой политики этого периода - способствовать созданию национальной промышленности.

В середине XIX века Англия проводила политику свободной торговли - "фритредерства". Причина кроется в том, что Англия в этот период была полным экономическим лидером. И любые ограничения внешней торговли ей были невыгодны, поскольку ответные меры других стран препятствовали английскому экспорту. В других странах в силу их экономического отставания до конца XIX века преобладал протекционизм. Это было необходимо для становления и укрепления молодой национальной промышленности. XX век породил новые формы протекционизма. Они осуществлялись с целью проникновения на пространные рынки, обеспечения конкурентных преимуществ национальной промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Список литературы

 

Мировая экономика: курс лекций/Ю.А. Чернецкий.-2-е изд., перераб. И доп.- М.

 

Эксмо,2009.-400с.-Учебник курс: кратко и доступно.

 

Страны и регионы мира: Экономико-политический-политический спарвочник.-С.5.

 

Ломакин В.К.Мировая экономика: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. И доп.-М. ЮНИТИ-ДАНА,2004.-С.65

 

Чарнецкий Ю.А Высшее образование в рыночной экономики.-М.Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР,1991.-С.10

 

Страны и регионы мира: Экономико-политический-политический справочник/ Под ред.А.С.Булатова.-М.ТК Велби, Проспект, 2005.-С.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и сущность  мирового хозяйства и международных экономических отношений…………………………………………………………………………5

1.1. Этапы развития современного мирового хозяйства……………………….7   1.2. Тенденции развития мировой экономики на рубеже XX–XXI вв………...8

1. 3. Группа развивающихся стран ……………………………………………..9

1.4. Группа стран с переходной экономикой………………………………….10

2. Классификация стран по уровню  социально-экономического развития….11

3.1. Понятие  мировой экономики. Международное разделение труда: его формы и характерные черты………………………………………………………………….16

3.2. Субъекты  мировой экономики……………………………………………….17

Информация о работе Понятие и сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений