Понятие и выды коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 07:24, реферат

Описание работы

Гражданин может стать участником коммерческой деятельности, лишь если он получит статус индивидуального предпринимателя. Для этого он обязан: подать заявление по установленной форме в регистрационный орган; уплатить сбор; получить свидетельство о государственной регистрации как индивидуального предпринимателя; встать на учет в налоговом органе; при необходимости - получить лицензию на торговлю соответствующими видами товаров.

Файлы: 1 файл

коммерч право.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

- необходимости осуществления  деятельности в целях решения  социальных задач (в том числе  реализации определенных товаров  и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления  деятельности, предусмотренной федеральными  законами исключительно для государственных  унитарных предприятий;

- необходимости осуществления  научной и научно-технической  деятельности в отраслях, связанных  с обеспечением безопасности  Российской Федерации;

- необходимости разработки  и изготовления отдельных видов  продукции, находящейся в сфере  интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства  отдельных видов продукции, изъятой  из оборота или ограниченно  оборотоспособной.

Казенные предприятия  могут создаваться:

- если преобладающая  или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

- при необходимости  использования имущества, приватизация  которого запрещена, в том числе  имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

- при необходимости  осуществления деятельности по  производству товаров, оказанию  услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- при необходимости  разработки и производства отдельных  видов продукции, изъятой из  оборота и ограниченно оборотоспособной;

- при необходимости  осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

- при необходимости  осуществления деятельности, предусмотренной  федеральными законами исключительно  для казенных предприятий.

Согласно Закону об унитарных  предприятиях унитарное предприятие  не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. Кроме того, унитарное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций. Решение об участии в коммерческой или некоммерческой организации принимается с согласия собственника.

Учредительным документом государственных и муниципальных  унитарных предприятий является устав, утверждаемый уполномоченным государственным  органом или органом местного самоуправления. Устав федерального казенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 Закона об унитарных предприятиях. Государственная регистрация унитарных предприятий осуществляется в соответствии с Законом о регистрации.

В государственных и  муниципальных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, формируется уставный фонд. Законом об унитарных предприятиях установлен его минимальный размер. Так, размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия  должен быть полностью сформирован  собственником его имущества  в течение трех месяцев с момента  государственной регистрации такого предприятия.

Существенной особенностью правового положения казенных предприятий является то, что уставный фонд в них не создается. Это единственная коммерческая организация такого рода.

В отношении государственных  и муниципальных унитарных предприятий  законодательством предусмотрена полная и самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. В силу ст. 7 Закона об унитарных предприятиях предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

В свою очередь собственник  не несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Существенной особенностью правового положения казенных предприятий  является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность  по их обязательствам при недостаточности  имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Особенности правового  положения государственных и  муниципальных унитарных предприятий  во многом обусловлены правовым режимом  их имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно закону собственник  имеет право на получение части  прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении  предприятия. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях государственное или муниципальное предприятие, действующее на праве хозяйственного ведения, ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Важно также отметить, что Закон об унитарных предприятиях предусматривает установление особого порядка распределения доходов казенного предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Собственнику имущества  государственного и муниципального унитарного предприятия законодательство предоставляет широкие полномочия, перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем основные из них.

Собственник имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий:

1) принимает решение  о создании, реорганизации или  ликвидации унитарного предприятия,  назначает ликвидационную комиссию  и утверждает ликвидационные  балансы унитарного предприятия.

Так, решение о создании, реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством Российской Федерации. Проект решения Правительства Российской Федерации о создании или реорганизации предприятия должен предусматривать цели, предмет и виды его деятельности. Проект указанного решения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Реорганизация федеральных  государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме слияния и  присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.

Ликвидация и реорганизация  федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, осуществляются Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации.

2) определяет цели, предмет,  виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций. Как уже указывалось, унитарные предприятия относятся к числу юридических лиц специальной правоспособности. Совершенные унитарными предприятиями сделки, противоречащие предмету и целям их деятельности, являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ;

3) определяет порядок  составления, утверждения и установления  показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение. Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228.

Руководитель федерального государственного унитарного предприятия  представляет ежегодно, до 1 августа, в  федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, проект программы деятельности предприятия на следующий год, разработанной по установленной форме и представляющей собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования и отражающих основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Вместе с проектом программы представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.

4) утверждает устав  унитарного предприятия, вносит  в него изменения. 

5) формирует уставный  фонд государственного или муниципального предприятия;

6) назначает на должность  руководителя унитарного предприятия,  заключает с ним, изменяет и  прекращает трудовой договор.

7) согласовывает прием  на работу главного бухгалтера  унитарного предприятия, заключение  с ним, изменение и прекращение трудового договора.

 

2. Задача

 

Между ООО «Колхозный двор» и ЗАО «Патриот» были заключены договоры, в соответствии с одним договором ЗАО поставляло ООО уборочную технику (трактора и косилки), а по другому договору ООО обязалось поставить ЗАО сельхозпродукцию (зерно) нового урожая для дальнейшей переработки Покупателем. По договору поставки техники Покупатель не оплатил в срок купленные у поставщика трактора и косилки из-за отсутствия свободных денежных средств на счету (т.к. его, в свою очередь, подвели свои дебиторы). По договору поставки зерна нового урожая Поставщик ссылаясь на дождливое лето, поставил зерно более низкого качества и в меньшем объеме, чем было предусмотрено договором. Определите правовую природу договоров. В каком из указанных случаев должник может быть освобожден от ответственности: за просрочку оплаты или за поставку зерна не отвечающую условиям договора?

 

ЗАО поставляло ООО уборочную  технику (трактора и косилки) это договор аренды транспортного средства без экипажа статья 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

По договору ООО обязалось поставить ЗАО сельхозпродукцию (зерно) нового урожая для дальнейшей переработки Покупателем – это договор сельскохозяйственной контрактации, ст. 535 ГК РФ: по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Должник может быть освобожден от ответственности за поставку зерна не отвечающую условиям договора, согласно ст. 5238 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины.

 

 

Библиографический список

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – N 32. – Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 4-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  3. Андреева Л.В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования. М., 2011.
  4. Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. М., 2012.
  5. Осипова Л.В., Синяева И.М.  Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. М., 2011.
  6. Пугинский Б.И. Коммерческое право. - М., 2011.

Информация о работе Понятие и выды коммерческой деятельности