Понятие, сущность социального планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 08:21, реферат

Описание работы

Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали его нуждам и потребностям. принцип социальный планирование
В связи с этим возникает необходимость научной обоснованности, системе критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе.

Файлы: 1 файл

метод планирования.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали его нуждам и потребностям. принцип социальный планирование

В связи с этим возникает необходимость научной обоснованности, системе критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе. Все социальные преобразования должны проходить проверку на эффективность и целесообразность. Обеспечить такую обоснованность может социальное планирование.

 

1 Понятие, сущность социального планирования

 

Планирование - это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений.

Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру; качество и уровень жизни населения, в т. ч. уровень реальных доходов в целом и по социальным группам; качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность; обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг; развитие образования, здравоохранения, культуры; определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе, и др.

Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

Как нам известно, сущность государства проявляется в его функциях, которые являются основными направлениями деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.).

Социальное планирование можно отнести к разряду внутренних функций, так как оно одновременно способствует реализации прав и свобод граждан, а также формирует хозяйственно-организаторскую систему на всех уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Уровни социального планирования и область применения

 

На основе действующего законодательства посредством социального планирования разрабатываются федеральные программы социального развития.

Также на общегосударственном уровне выбираются формы социального планирования. Конкретное, или, как сейчас принято говорить, что подобное планирование включает формулирование ряда задач, исполнение которых делегируется различным государственным и общественным учреждениям.

Социальное планирование в своей сущности призвано определить оптимальные сроки решения этих задач. И, естественно, чем сложнее проблема, тем больше времени уйдет на достижение поставленной цели. Это время будет затрачено и на теоретическое обоснование целей планирования и на внедрение в жизнь необходимых мер улучшения социальной ситуации. Общий срок социального планирования не может быть задан изначально, он выбирается с учетом совокупности качественных и количественных критериев. Адресное планирование, хотя и имеет ряд преимуществ, но связанно с некоторыми негативными факторами, в числе которых частое применение командных методов, сочетающееся с игнорированием научно обоснованных направлений социального развития.

Если планирование социальных процессов идет, прибегая к косвенным рычагам, то детально анализируются конкретные возможности и потребности. В ходе следующего этапа, выискиваются те элементы, которые не подлежат социальному регулированию со стороны государства или социума. Их необходимо количественно измерить и прогнозировать варианты их развития. После чего найти вероятные способы нейтрализации их негативного влияния на социальную сферу и тех последствия, которые уже обнаружились под их воздействием.

Пример практического применения социального планирования можно привести на примере улучшения системы предоставления социальных услуг. Система социальных услуг, которая сегодня существует в России, малоэффективна и предельно фрагментирована. Так как, социальные услуги предоставляются учреждениями, подчиненными целому ряду разных министерств. Они финансируются из бюджетов разных уровней, причем схемы финансирования значительно отличаются в зависимости от того, к системе какого распорядителя бюджетного средства принадлежит тот или другое учреждение.

Практически никто серьезно не занимается оценкой того, какие именно социальные услуги нужны в том или другом регионе и в каком количестве, а делать такую оценку необходимо.

Для этого можно применить систему адресного, конкретного планирования. Устанавливаются задания по достижении определенного уровня предоставления социальных услуг. На основании поставленных заданий создаются рабочие группы при министерствах. Разрабатываются и реализацию программы предоставления мини-грантов, призванной создать и внедрить в практику инновационные, социальные услуги для конкретных заведений, предоставляющих социальные услуги. Разработанная программа передается региональным органам социального планирования: органам местного самоуправления и другим.

Новые экономические условия заставили исследователей и практиков искать адекватные формы и методы территориального планирования на основе прогноза изменений внутренней и внешней среды планируемого объекта (региона), адаптации к ним процесса его развития. Но пока приходится констатировать, что, несмотря на отдельные позитивные изменения, в целом существенных перемен в организации стратегического планирования как на уровне регионов-субъектов Федерации, так и муниципальных образований не произошло.

У этой ситуации, как представляется, есть несколько основных причин. Во-первых, действует сила инерции, связанная с еще недавним отрицанием государственного планового регулирования в условиях становления рынка. 

Во-вторых, явно недостаточна социально-психологическая и профессиональная готовность аппарата управления на местах к решению конкретных задач стратегического планирования развития регионов и муниципальных образований.

В-третьих, существует множество нерешенных теоретических, методологических и методических проблем стратегического планирования комплексного развития территорий; центральное место среди них занимает проблема создания целостных научных основ стратегического планирования комплексного социально-экономического развития регионов различного ранга как системы теоретических, методологических и методических положений, раскрывающих сущность, принципы, задачи и организацию стратегического территориального планирования, порядок формирования стратегических ориентиров и целей территориального развития, механизм их реализации.

В-четвертых, особенности российской экономики в переходный период не способствуют становлению стратегического территориального планирования, поскольку вследствие их влияния у большинства субъектов территориального управления нет осознанной потребности в долгосрочной стратегии. Это подтверждает ряд исследователей вопроса, которые, изучив программные документы муниципальных образований нескольких субъектов РФ, обобщили присущие им дефекты:

- большая часть региональных  планов рассчитана на такой  короткий срок (2-3 года), что скорее нужно говорить о тактике, нежели о стратегии развития;

- предложения по стратегическому  развитию не опираются на результаты  комплексного анализа внутренних  закономерностей, стартовых условий  и исходных предпосылок, внешних  факторов их перспективного социально-экономического развития;

- концепции стратегического  развития не имеют системы  количественно определенных целей  перспективного комплексного социально-экономического  развития;

- стратегический выбор  носит, как правило, волюнтаристский характер;

- отсутствуют предложение  и анализ возможных сценариев, вариантов развития;

- концепции стратегического  развития регионов–субъектов РФ  практически повсеместно не увязаны  с аналогичными документами, разрабатываемыми  на муниципальном уровне, не содержат «муниципального разреза»;

- нет четко прописанного  механизма реализации намеченных  стратегий развития.

Объектом стратегического территориального планирования в общем случае выступает административно-территориальная единица страны того или иного ранга (регион-субъект РФ, ассоциация регионов, муниципальное образование и т.п.).

Субъект стратегического территориального планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к городу ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем, в его состав входит государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев — федерального управления, представители других субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии города. Основными элементами системы стратегического территориального планирования являются:

Под региональной политикой в Российской Федерации принято понимать систему целей и задач органов общегосударственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм решения этих задач.

Российский опыт муниципального планирования неоднозначен и имеет относительно небольшой период во времени. В условиях отсутствия единых стандартов плановых документов местного развития в федеральном законодательстве муниципалитеты имели значительную свободу в выработке наиболее удобных для них форм планирования социально-экономического развития. До сих пор зачастую происходит подмена понятий в отношении инструментов планирования: концепции и стратегии развития наделяются свойствами программ и проектов, что негативно сказывается на качестве документов планирования и результатах их применения. Были ситуации, когда плановые документы носили «случайный характер». Так, муниципальное образование занимается разработкой планового документа в обязательном порядке во исполнение решений региональных властей иметь свои планы развития. Или разработка планов является одним из условий участия муниципалитета в каких-либо сторонних программах (например, в рамках международных программ технической помощи). Планирование также могло быть элементом избирательной кампании главы местного самоуправления.

При формировании комплексной системы планирования установление жесткой очередности разработки плановых документов, а также установление вертикали планирования «сверху-вниз» или «снизу-вверх» не соответствует реалиям времени и невозможно с практической точки зрения. У каждого уровня публичной власти есть свой круг законодательно установленных полномочий, реализация которых невозможна без построения систем планирования своего уровня. В условиях разграниченных полномочий документы планирования одного уровня ни законодательно, ни функционально не могут регулировать процесс управления другого уровня. Внутри системы должны быть формализованные механизмы координации процесса планирования.

В сложившихся современных условиях необходимо одновременное формирование систем, независимо от вида или уровня планирования, на основе действующего законодательства Российской Федерации и с использованием приемов эффективного менеджмента. Внедрение механизмов взаимодействия и координации в процесс планирования в рамках распределенных полномочий между уровнями публичной власти позволяет организовать государственное и муниципальное управление развитием территорий на принципах системности и с применением непротиворечивых документов планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальное планирование - неотъемлемая компетенция органов власти, так как затрагивает основы жизнедеятельности общества и не может решаться кем-либо другим.

Система социального планирования состоит из общегосударственного планирования, регионального планирования и социального планирования в коллективах предприятий. Законодательные органы власти обеспечивают нормативно-правовую базу для социального планирования. А исполнительные в ходе планирования разрабатывают и контролируют внедрение социальных программ.

Федеральные социальные программы реализуются и на региональном уровне, где муниципалитет, осуществляя социальное планирование, перерабатывает их под местные нужды и потребности населения в регионах.

В современной российской практике государственного и муниципального планирования выделяют ряд уровней (вертикальная структура) и видов (горизонтальная структура) планирования. Уровни планирования различаются по временному горизонту, на который данный вид планирования рассчитан: краткосрочное (1-2 года), среднесрочное (3-7 лет), долгосрочное (7-20 и более лет, чаще всего 10-15 лет). Краткосрочное планирование называют также текущим, долгосрочное - стратегическим. К основным видам планирования относятся социально-экономическое, бюджетное и территориальное планирование. Основанием для их выделения служит объект планирования.

Информация о работе Понятие, сущность социального планирования