Понятия и классификация основных типов слияния и поглощения компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:05, реферат

Описание работы

В России, которая относительно недавно перешла на рыночные методы хозяйствования, так же, как и во всем мире, имеется рынок слияний и поглощений, хотя преимущественно это представляет собой не добровольное объединение, а захват (takeover). Согласно мнению британского эксперта по российской экономике, в России действует «грабительское законодательство о банкротстве предприятий». Так называемый «банкротный» бизнес, когда происходит искусственное банкротство жизнеспособных предприятий и их последующая скупка по бросовым ценам путем проведения конкурсов или дополнительной эмиссии акций, стал в конце 90-х годов в России чуть ли не более выгодным, чем добыча нефти и газа или производство цветных металлов.

Файлы: 1 файл

эк.орг..docx

— 155.13 Кб (Скачать файл)

3 Последствия слияния и поглощения компаний

 

Слияния могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности, усилить бремя бюрократии. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики могут быть изменения, вызванные слиянием или поглощением. Но и результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных слияний и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы.

По данным Mergers & Acquisitions Journal, 61% всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, проведенное Price Waterhouse, показало, что 57% компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы.

10 крупнейших сделок слияний  и поглощений в мире за 2009 год

(суммы в млрд.долл.сша)

1. Pfizer приобрел Wyeth за $64.5

2. Merck приобрел Schering-Plough за $46

3. MTN приобрел Bharti за $23

4. Lloyd's Banking Group приобрел HM Treasury за $22.3

5. Royal Bank of Scotland HM Treasury за $18.6

6. Petro-Canada приобрел Suncor Energy за $18.2

7. Liberty Entertainment приобрел DirecTV за $14.5

8. Endesa приобрел Enel за $14.2

9. Essent приобрел RWE AG за $12.4

10. Nuon приобрел Vattenfall за $10.9

Как видно из данных таблицы ни одна российская компания и сделка с ее участием, не вошла в топ лист крупнейших сделок в мире. В первом полугодии 2007 года по данным Dealogic Россия названа самой крупной по объему слияний и поглощений. Этот рынок оценивается в $58,8 миллиарда. При этом в рейтинг не вошла ни одна российская компания.

Отдельно стоит отметить, что 2 высшие строчки рейтинга заняли фармацевтические компании, перевалив в общей сумме за 100 млрд. долларов. Это объясняется прежде всего тем, что рынок лекарств наименее пострадал из-за финансового кризиса и сумел сохранить стабильные денежные потоки необходимые для наступления на фронте M&A.

Второе место заняли представители топливно-энергетического комплекса. Хотя и не отметившиеся мега сделками, подобно своим фармацевтическим коллегам, но составившие весьма достойные средние показатели одной сделки, не менее чем $10 млрд.

В настоящее время сделки слияний и поглощений играют важную роль в российской экономике. По данным ИКГ «КонсалтПром» (2005 г.), объем сделок M&A составил порядка 32,9 млрд. долларов. Конечно, значительную часть в этом объеме занимает сделка по приобретению «Газпромом» ОАО «Сибнефть» за 13,09 млрд. долларов. В то же время, в России нет ни одной отрасли, в которой не протекали бы процессы M&A, и нет практически ни одного предприятия, которому не поступало бы предложение о покупке либо которое не было бы подвергнуто атаке рейдеров. В ведущих российских корпорациях осуществление сделок M&A даже превратилось в самостоятельное стратегически приоритетное направление развития. Так, в ГМК «Норильский никель» создано отдельное подразделение по слияниям (поглощениям).

Интенсивное развитие рынка слияний и поглощений способствует развитию предприятий малого и среднего бизнеса с предоставлением им возможности для дальнейшего роста. Инвесторы рассматривают их как выход на новые рынки, создание предпосылок для диверсификации существующего портфеля продукции и услуг и достижение компанией качественно нового уровня. Интенсивная конкуренция между основными игроками (например, в потребительском секторе и розничной торговле), ограниченные возможности дальнейшего роста в центральных регионах (сектор телекоммуникаций), необходимость развития филиальной сети (сектор финансовых услуг) и значительный потенциал региональных рынков будут способствовать активизации сделок по слиянию и поглощению в регионах. Можно ожидать, что вскоре и в нашем регионе во многих привлекательных секторах пройдет волна покупок средних игроков.

Очевидно, что высокая степень неопределенности результатов реструктуризации бизнеса в форме M&A требует наличия всеобъемлющего критерия оценки эффективности этого процесса. В качестве такого критерия как раз и выступает эффект синергизма.

В настоящее время одними из наиболее часто указываемых экспертами причин неудачных слияний и поглощений являются неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой компании, недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению, неверная оценка активов интересующих компаний или их обязательств. Кроме того, нередко покупатели не учитывают снижение доходов в результате объединения компаний, связанных со сбоями в управлении компанией, иначе говоря, «диссинергию» доходов. В результате многие слияния, которые казались экономически обоснованными, потерпели неудачу из-за ошибок, допущенных в процессе оценки эффективности осуществляемой сделки.

Эволюция любой отрасли, по мнению экспертов "A.T. Kearney", подобна игре в шахматы: из всех фигур, участвующих в игре, до стадии эндшпиля доживают лишь несколько, остальных "съедают". Вывод: либо компания купит конкурента, либо будет куплена сама, либо разорится.

 

 

 

4 Эволюция логотипов компаний после слияния.

 

Слияние - это объединение двух компаний в одну, и оно может создать проблему для обоих участников слияния: «Чьё имя и логотип использовать?». Некоторые создают совершенно новый бренд, с новым логотипом, когда другие берут по немного у обоих брендов.

Citi

Citigroup Inc. - главная корпорация в сфере финансового обслуживания в США, базирующаяся в Нью-Йорке. Citigroup была создана после одного из самых крупнейших слияний в истории: банковского гиганта Citicorp и финансового конгломерата Travelers Group седьмого апреля 1998 года. Сейчас у Citigroup самая большая в мире сеть финансового обслуживания с охватом в 140 стран и с почти 16 000 офисами по всему миру.

Wachovia

Wachovia предоставляет широкий спектр банковских услуг, услуг управления активами и капиталом, а также корпоративные и инвестиционные услуги. Это один их крупнейших поставщиков финансовых услуг в Соединённых Штатах.

JPMorganChase

JPMorgan Chase - одна из самых старых фирм оказывающих финансовые услуги, с представительствами в 60 странах. Эта компания является частью Большой Четвёрки банков Соединённых Штатов и её нынешняя структура - результат слияния нескольких крупных банков в течение последнего десятилетия, включая Chase Manhattan Bank, J.P. Morgan & Co., Bank One, Bear Stearns и Washington Mutual.

ABInbev

Anheuser-Busch Inbev - самая крупная в мире пивоваренная компания с почти 25% мирового рынка, к тому же это одна из пяти крупнейших компаний по производству потребительских товаров. 18 Ноября 2008 года, слияние Anheuser-Busch и InBev закончилось, создав Anheuser-Busch InBev. Эта компания, это те самые люди, которые производят такое пиво как Stella Artois, Beck’s и Budweiser.

Sprint

Sprint Nextel Corporations - телекоммуникационная компания, базирующаяся в Оверленд Парк, штат Канзас. Эта компания была образована в 2005 году путём покупки Nextel Communications корпорацией Sprint. Сейчас у Sprint 48 миллионов клиентов и это делает её третей по величине беспроводной телекоммуникационной сетью в США после AT&T Mobility и Verizon Wireless.

GDFSuez

GDFSuez - французская энергетическая компания, работающая в области производства и распределения электроэнергии, природного газа и возобновляемых источников энергии. Компания была образована путем слияния компаний Gaz de France и Suez 22 июля 2008 года.

Chevron

Chevron Corporation - энергетическая компания со штаб квартирой в Сан Рамон, Калифорния, США. Эта компания работает в более чем 180 странах и занимается всеми аспектами нефтяной и газовой промышленности. 
Standard Oil of California (SoCal) и Gulf Oil произвели своё слияние в 1984 году.Затем SoCal сменили своё название на Chevron Corporation.

Commerzbank

Commerzbank - второй по величине банк Германии, после Deutsche Bank. Банк наиболее активен в депозитах, розничных банковских услугах и ипотеке. Штаб-квартира компании находится во Франкфурте, Германия. Commerzbank был образован путем слияния Dresdner Bank и Commerzbank, сохраняя название Commerzbank.

CenturyLink

CenturyLink было создано путем слияния Embarq и CenturyTel 1 июля 2009 года. Это один из четырёх крупнейших телефонных провайдеров в США и крупнейший независимый провайдер интернета, обслуживающий клиентов в 33 штатах и предоставляющий услуги местной и междугородней телефонии, а также высокоскоростную и беспроводную передачу данных для частных и корпоративных клиентов.

Sanofi Aventis

Sanofi-Aventis - базирующаяся в Париже многонациональная фармацевтическая компания, четвёртая в мире по объёму продаж. Компания занимается исследованиями и разработкой, производством и маркетингом фармацевтических продуктов для продажи в основном по рецептам врачей, но она также разрабатывает медикаменты для продажи без рецепта. Компания была образована 20 августа 2004 года путем слияния компании Sanofi-Synthelabo и Aventis.

Aviva

Aviva - крупнейшая британская страховая компания, входящая в пятёрку самых крупных страховых компаний мира, а также занимающая второе место в Канаде, работая там под названием Aviva Canada. Aviva является лидером в области страхования жизни и пенсионного страхования в Европе и имеет представительства в 28 странах. Компания была создана слиянием Norwich Union и CGU plc.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Слияния и поглощения являются очень эффективным инструментом реструктуризации компании. С помощью этого внешнего пути развития компания обеспечивает соответствие своей деятельности выбранной концепции развития. Слияния и поглощения обладают целым рядом преимуществ по сравнению с внутренними методами корпоративного развития. Основным из них, служащим одновременно главным мотивирующим фактором к проведению слияний и поглощений, является синергетический эффект, выражающийся в создании дополнительной стоимости от слияния/поглощения.

Эффект от проведения слияний/поглощений носит, скорее, долгосрочный характер, поэтому важным моментом является приоритет долгосрочных ориентиров развития над стремлением извлечения краткосрочных выгод, который должен соблюдаться руководством сливающихся компаний.

Основной проблемой при проведении подобных процедур является достижение эффективности слияния/поглощения, имеющей место только при увеличении благосостояния акционеров и достижении конкурентных преимуществ. На это следует обращать особое внимание, поскольку среди проводимых в последнее время сделок по слияниям/поглощениям достаточно велика доля неудачных, неэффективных, приводящих впоследствии к распаду объединенной компании.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Анисимов Д.В, Практика  слияний и поглощений в современных  российских условиях // управление корпоративными финансами, 2013. - № 6. - С.352-363.

2.Авхачёв Ю.Б. Международные  слияния и поглощения компаний: новые возможности предприятий  России по интеграции в мировое  хозяйство. - М.: Научная книга, 2012. - С. 3 - 5.

3. Гукова А.В., Аникина  И.Д. Оценка бизнеса для менеджеров: Уч. пос. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. - С. 118 - 119.

4. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. - Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - С. 929 - 931.

5. Коупленд Т., Колер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012. - С. 344.

6.Козодаев М. Слияние и  поглощение: алгоритм успеха // Экономические стратегии,2013. - №3. - С.88-92.

7.Соколов М.А. Слияние  и поглощение как механизм  стратегического развития компании // Экономические науки, 2013. - № 6. - С.249-253.

8. Эванс Фрэнк Ч., Бишоп  Дэвид М. Оценка компаний при  слияниях и поглощениях: Создание  стоимости в частных компаниях / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - С. 18.

9. http://bel.biz/news/1399.html

10. http://Theroxor.com

 

 

 


Информация о работе Понятия и классификация основных типов слияния и поглощения компаний