Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:41, реферат
Порядок приватизации - урегулированный законом, программой приватизации, а также иными нормативными правовыми актами процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнения. Указанный процесс представляет собой последовательную совокупность (систему) юридических фактов.
Будучи сложным явлением, порядок приватизации состоит из следующих этапов:
первый этап - разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (ст. 7, 8 Закона о приватизации);
второй этап - принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона о приватизации);
Порядок и способы приватизации
Порядок приватизации
- урегулированный законом, программой
приватизации, а также иными нормативными
правовыми актами процесс принятия компетентными
органами решений о приватизации в установленные
сроки и их исполнения. Указанный процесс
представляет собой последовательную
совокупность (систему) юридических фактов.
Будучи сложным явлением, порядок приватизации
состоит из следующих этапов:
первый этап - разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (ст. 7, 8 Закона о приватизации);
второй этап - принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона о приватизации);
третий этап - исполнение решения о приватизации имущества предусмотренным законом способом.
Процедура (порядок) разработки прогнозного
плана (программы) приватизации федерального
имущества определяется Правительством
РФ на очередной финансовый год. В подготовке
прогнозного плана (программы) принимают
участие федеральные органы исполнительной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, федеральные
государственные унитарные предприятия,
а также открытые акционерные общества,
акции которых находятся в федеральной
собственности, а также иные юридические
лица и граждане. Заинтересованные органы
и лица направляют свои предложения о
приватизации федерального имущества
в Правительство РФ.
Порядок планирования приватизации имущества,
находящегося в собственности субъектов
Российской Федерации, и муниципального
имущества определяется соответственно
органами государственной власти субъектов
и органами местного самоуправления (п. 1
ст. 10 Закона о приватизации).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о приватизации
прогнозный план (программа) приватизации
федерального имущества ежегодно утверждается
Правительством РФ. Он (план) содержит
перечень федеральных государственных
унитарных предприятий, акций открытых
акционерных обществ, находящихся в федеральной
собственности, и иного федерального имущества,
которое планируется приватизировать
в соответствующем году. В прогнозном
плане (программе) указываются характеристика
федерального имущества, которое планируется
приватизировать, и предполагаемые сроки
приватизации. Акции стратегических акционерных
обществ и стратегические предприятия
включаются в прогнозный план (программу)
приватизации федерального имущества
после принятия Президентом РФ решения
об уменьшении степени участия Российской
Федерации в управлении стратегическими
акционерными обществами или об исключении
соответствующих предприятий из числа
стратегических предприятий. Другая особенность:
акции открытых акционерных обществ «Газпром»,
«Единая энергетическая система России»,
а также являющиеся субъектами естественных
монополий в сфере железнодорожных перевозок
и находящиеся в ведении федерального
органа исполнительной власти в области
управления железнодорожным транспортом
федеральные государственные унитарные
предприятия включаются в прогнозный
план (программу) приватизации федерального
имущества на основании федерального
закона (п. 3, 4 ст. 7 Закона).
Прогнозный план (программа) приватизации
федерального имущества, утвержденный
Правительством РФ, направляется в Государственную
Думу одновременно с проектом закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый
год в составе прилагаемых к нему документов.
Решение об условиях приватизации федерального
имущества принимается Правительством
РФ в соответствии с прогнозным планом
(программой) приватизации (пп. 7 ст. 6, п.
1 ст. 14 Закона о приватизации). В решении
должны содержаться следующие сведения:
наименование имущества и иные позволяющие
его индивидуализировать данные (характеристика
имущества);
способ приватизации; нормативная цена;
срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
иные необходимые для приватизации имущества
сведения.
Особые требования предъявляются к содержанию
решения об условиях приватизации имущественного
комплекса федерального государственного
унитарного предприятия. Права такого
унитарного предприятия со дня утверждения
прогнозного плана (программы) приватизации
до момента перехода права собственности
на приватизируемое имущество к покупателю
имущественного комплекса предприятия
заметно ограничены (п. 3 ст. 14 Закона о
приватизации).
Органы государственной власти и местного
самоуправления самостоятельно определяют
порядок принятия решений об условиях
приватизации государственного и муниципального
имущества.
Стадия исполнения решений об условиях
приватизации государственного и муниципального
имущества характеризуется следующими
действиями государственных органов и органов местного
самоуправления. В соответствии с принятым
решением об условиях приватизации имущества
на этой стадии реализуется избранный
способ приватизации имущества. Итак,
способ приватизации имущества - это предусмотренные
Законом о приватизации, решением об условиях
приватизации имущества правовые формы
отчуждения государственного и муниципального
имущества в частную собственность физических
и юридических лиц.
Перечень способов приватизации, содержащийся
в гл. IV Закона о приватизации, является
закрытым. Это означает, что участники
приватизационного процесса не вправе
выбрать иной способ приватизации.
Для приватизации государственного и
муниципального имущества могут быть
использованы следующие способы (ст. 13
Закона):
преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (ст. 18 Закона);
продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19);
продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (ст. 20);
продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ст. 21);
продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22);
продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (ст. 23);
продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (ст. 24);
внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);
продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26).
Мы не согласны с мнением, что
способы приватизации расположены
в Законе о приватизации в определенном
порядке: переход к следующему способу
приватизации допускается, если предыдущий
способ не может быть использован
или не был реализован2. Конкретный способ
приватизации предусматривается решением
об условиях приватизации, а потому переход
от одного способа приватизации к другому
возможен только посредством внесения
соответствующих изменений в решение
об условиях приватизации. Здесь нет очередности.
Подавляющее большинство способов приватизации
относятся к продаже государственного
или муниципального имущества И только
два способа - исключение (преобразование
унитарного предприятия в открытое акционерное
общество, внесение государственного
или муниципального имущества в качестве
вклада в уставные капиталы открытых акционерных
обществ). Рассмотрим их (способы) более
подробно.
Преобразование унитарного предприятия
в открытое акционерное общество есть
разновидность реорганизации юридического
лица. Путем изменения юридическим лицом
своей организационно-правовой формы
происходят прекращение деятельности
одного юридического лица и возникновение
нового. В силу п. 2 ст. 13 Закона о приватизации
приватизация имущественного комплекса
унитарного предприятия в случае, если
размер уставного капитала, определенный
в соответствии со ст. 11 настоящего Закона,
превышает минимальный размер уставного
капитала открытого акционерного общества,
установленный законодательством, может
осуществляться только путем преобразования
унитарного предприятия в открытое акционерное
общество. В иных случаях приватизация
имущественного комплекса унитарного
предприятия осуществляется другими предусмотренными
Законом о приватизации способами.
В рассматриваемом случае преобразование
унитарного предприятия в открытое акционерное
общество приводит не только к изменению
организационно-правовой формы юридического
лица, но и к смене формы собственности.
Однако кроме решения о преобразовании
унитарного предприятия в открытое акционерное
общество Гражданский кодекс (п. 5 ст. 58)
называет второй юридический факт: передаточный
акт, в соответствии с которым осуществляется
передача государственного или муниципального
имущества акционерному обществу, возникшему
в результате такого преобразования.
Тем не менее способом приватизации является
именно преобразование унитарного предприятия
в открытое акционерное общество, а не
передаточный акт. Последний используется
и при продаже государственного или муниципального
имущества различными способами приватизации,
выполняя специальную (учетно-бухгалтерскую)
Закон о приватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует
с учетом установленных критериев способы
приватизации имущественных комплексов
федеральных унитарных предприятий и
находящихся в федеральной собственности
акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость
основных средств которых на последнюю
отчетную дату превышает 5 млн МРОТ, а также
имущества, соответствующего иным критериям,
установленным Правительством РФ. В частности,
приватизация такого имущества может осуществляться:
путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
на аукционе;
на специализированном аукционе;
посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.
Приватизация имущества, не соответствующего
указанным в п. 3 ст. 13 Закона о
приватизации критериям, может осуществляться:
путем преобразования унитарного предприятия
в открытое акционерное общество;
на аукционе;
на специализированном аукционе;
на конкурсе;
посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).
Следующий способ приватизации - внесение
государственного или муниципального
имущества в качестве вклада в уставные
капиталы открытых акционерных обществ.
Во-первых, соответствующее решение о
таком внесении принимается Правительством
РФ, органом исполнительной власти субъекта
Федерации, органом местного управления.
Во-вторых, в уставные капиталы открытых
акционерных обществ могут быть внесены
государственное или муниципальное имущество,
а также исключительные права.
В-третьих, доля акций открытого акционерного
общества, находящихся в собственности
Российской Федерации, ее субъекта, муниципального
образования и приобретаемых соответственно
публичными образованиями, в общем количестве
обыкновенных акций этого акционерного
общества не может составлять менее чем
25% плюс одна акция, если иное не установлено
Президентом РФ в отношении стратегических
акционерных обществ.
В-четвертых, внесение государственного
или муниципального имущества, а также
исключительных прав в уставные капиталы
открытых акционерных обществ может осуществляться:
при учреждении открытых акционерных
обществ; в порядке оплаты раз-мещаемых
дополнительных акций при увеличении
уставных капиталов открытых акционерных
обществ (ст. 25 Закона).
Отличительная особенность данного способа
приватизации заключается в том, что правовой
формой сделки приватизации является
в данном случае договор мены, а не договор
купли-продажи имущества