Повышение рентабельности работы производственной отрасли”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
Цель работы – изучить способы повышения рентабельности работы производственной отрасли.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- дать понятия рентабельности;
- рассмотреть виды рентабельности;
- рассмотреть систему показателей рентабельности;
- рассмотреть анализ рентабельности предприятия;
- дать факторный анализ рентабельности;
- выяснить методы повышения рентабельности предприятий.

Содержание работы

Введение
I. Теоретическое содержание рентабельности производственной отрасли.
1.1 Понятие рентабельности
1.2 Виды рентабельности
1.3 Система показателей рентабельности
II. Повышение рентабельности предприятия.
2.1 Анализ рентабельности предприятия
2.2 Факторный анализ рентабельности
2.3 Методы повышения рентабельности предприятий
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Повышение рентабельности работы производственной отрасли.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:

                                                  

где R - рентабельность активов (капитала);

Р - прибыль от реализации;

К - средняя за период стоимость активов;

F - средняя за период стоимость вне оборотных активов;

Е — средние остатки оборотных активов;

 

- затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимос­ти;

- зарплатоемкость  продукции;

материалоемкость продукции;

- амортизациеемкость продукции;

- фондоемкость продукции по внеоборотным активам;

фондоемкость продукции по оборотным активам (коэффициент закрепления оборотных активов).

Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния от­дельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оцен­ки факторных влияний.

 

Трехфакторная модель анализа рентабельности

 

,

 

где  - прибыль продукции

;

- фондоемкость ( капиталоемкость) продукции по основному капиталу:

;

- оборачиваемость оборотных активов (капиталоемкость по оборотному капиталу):

.

В данной модели фактор оборачиваемости оборотных активов отражается величиной , обратной среднему числу оборотов.


2.3 Методы повышения рентабельности предприятий

 

Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

              При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие  показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью схемы 1. (схема 1, смотреть в приложении)

Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью ( дефлятором ) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости ( затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

              Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Имеем

или в развернутом виде

 

,

 

где J- индекс роста соответствующего показателя;

1;0- означают что показатели исчислены за отчетный и базисный периоды соответственно.

Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок

 

,

 

Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности

 

В целом общее изменения доходности за период балансируется с факторными отклонениями

.

 

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора( финансовой производительности). Дело в том , что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств ( машин, оборудования и т. д.)

 

Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его производственной деятельностью) является .анализ безубыточности. Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:

      Какой объем продаж следует обеспечить чтобы не нести убытков?

      На сколько можно снизить цены при увеличении объема чтобы прибыль осталась на прежне уровне?

      Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию?

      И т.д.

Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики.

Итак, основные задачи финансового анализа применительно к деятельности  предприятий:                                                     

•   Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно   погасить краткосрочные обязательства.

•  Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений.

•   Оценка эффективности управления имуществом и заёмным  капиталом.

•                 Оценка прибыльности   от производственной и физической деятельности.

•   Анализ эффективности использования имущества.

•  Оценка рискованности деятельности предприятия.

•  Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности.


Заключение

Подведем итоги работы.

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).

Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

     Как показали многолетние расчёты, показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен оказывает прежде всего количество и качество товарной продукции.   В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономического кризиса в стране.

      Поиск путей повышения рентабельности работы предприятий является одной из самых главных задач для руководства и работников производственной отрасли, ведь рентабельность является из самых главных показателей экономической эффективности производства на предприятиях.

              Таким образом, задачи работы решены, цель курсовой работы достигнута.


Список использованной литературы

 

1.      Финансы предприятий. А.Д. Шеремят, Р.С. Сайфуллин, - М. : ИНФРА, 1998.

2.      Финансы предприятий. Под редакцией проф. Колчиной Н.В.- М.: Изд-во ЮНИТИ, 1998г.

3.      Справочник финансиста предприятия.- М.: ИНФРА- М,1996г.

4.      Баканов М.И., Шеремят А.Д Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика,1998г.

5.      Клецкий В.И, Страх И.В. Прибыль в хозяйственном механизме, - Минск, 1986г.

6.      Финансы ( учебное пособие) под редакцией Ковалева А.М.- М.: Изд-во Финансы и статистика 1999г.

7.      Шеремят А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предпрития. – М.: ЮНИ-ГЛОБ, 1992г.

 


Приложение


                                

  Рис. 1. Формирование показателя рентабельности продаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.

 

 

             

 

Объем продукции в стоимостном выражение (N)

 

 

=

 

 

Объем продукции в физических единицах(q)

 

 

 

 

Цена единицы продукции(Ц)

Затраты на производство в денежном выражение(S)

 

=

Объем использованных ресурсов( в натуральном выражение)(z)

 

 

 

 

Цена единицы ресурса(С)

Доходность

(N/S)

 

=

Производительность  ресурсов (q/z)

 

Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С)

Прибыль (N-S)

=

Объем продукции в стоимостном выражении (qЦ)

 

-

Затраты на производство в денежном выражении(zC)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Повышение рентабельности работы производственной отрасли”