Право собственности на леса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:33, реферат

Описание работы

29 января 1997 года Президентом Российской Федерации был подписан и 4
февраля 1997 года в “Российской газете” официально опубликован Лесной
кодекс Российской Федерации, который заменил действовавшие с апреля 1993
года Основы лесного законодательства Российской Федерации.
Лесной кодекс России установил правовые основы рационального
использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их
экологического и ресурсного потенциала

Файлы: 1 файл

Право собственности на леса.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Право собственности на леса

Введение.

    29 января 1997 года Президентом  Российской Федерации был подписан  и  4

февраля 1997  года  в  “Российской  газете”  официально  опубликован  Лесной

кодекс Российской Федерации, который  заменил  действовавшие  с  апреля  1993

года Основы лесного законодательства Российской Федерации.

    Лесной  кодекс   России   установил   правовые   основы   рационального

использования,  охраны,  защиты  и  воспроизводства  лесов,   повышения   их

экологического  и  ресурсного  потенциала.  При  этом  регулирование  лесных

отношений  осуществляется  им  с  учетом  представлений   о   лесе   как   о

совокупности  лесной  растительности,  земли,  животного   мира   и   других

компонентов  окружающей  природной  среды,  имеющей  важное   экологическое,

экономическое и социальное значение.

    Основы лесного законодательства  Союза ССР и союзных республик  (1977 г.)

и  принятый  вслед  за  ним  Лесной  кодекс  РСФСР   (1978   г.)   закрепили

исключительную   собственность   государства  на   леса    и    возможность

предоставления их только  в  пользование,  разделили  регулирование  лесных,

водных и горных отношений. Данное положение было изменено  Основами  лесного

законодательства 1993 г.

    С принятием Лесного  кодекса Российской Федерации в 1997 году был сделан

значительный  шаг  вперед,  разграничена  сфера   действия   соответствующих

отраслей права и в то же время  установлена между ними взаимосвязь.

 

 

 

    1. Лес как объект права  собственности.

 

     Пункт 2 статьи 9 Конституции  Российской Федерации провозглашает права

собственности на землю и другие природные ресурсы.

    Согласно ст. 129 Гражданского  кодекса  Российской  Федерации   природные

ресурсы могут отчуждаться и  переходить  от  одного  лица  к  другому  иными

способами в той мере, в какой их оборот  допускается  законами  о  природных

ресурсах,  которые  по  отношению  к   гражданскому   являются   специальным

законодательством. Таким образом  ГК  России  закрепляет  приоритет  лесного

законодательства в регулировании  указанных  отношений  за  Лесным  кодексом,

что находит отражение в конкретных нормах этих законодательных актов.

    В соответствии с Лесным  кодексом России вся лесная  растительность в

Российской Федерации подразделяется на лесной фонд  и леса не входящие в

лесной фонд.

    Лесной фонд - это все  леса, за исключением лесов, расположенных  на

землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли

лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные

земли). Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель

лесного фонда от иных земель. Включение  земель в состав лесного фонда  и их

изъятие из него осуществляются в  порядке, установленном лесным и  земельным

законодательством Российской Федерации. (Статья 7. ЛКРФ)

    В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны и леса на

землях городских поселений - городские  леса. (Статья 10. ЛКРФ).

    В лесной фонд и  в леса, не входящие в лесной  фонд на  основании  статьи

11.ЛКРФ, не включается древесно-кустарниковая  растительность,  расположенная

на:

    -  землях  сельскохозяйственного   назначения,  в  том   числе   землях,

предоставленных для садоводства  и личного подсобного хозяйства;

    - землях транспорта (на  полосах отводов железнодорожных   магистралей  и

автомобильных дорог);

    - землях населенных пунктов  (поселений), в  том  числе   предоставленных

для дачного, жилищного  и  иного  строительства  (за  исключением  городских

лесов);

    - землях водного фонда  (на полосах отвода каналов);

    - землях иных категорий.

    Исходя из выше приведенного  подразделения всей древесно-кустарни-ковой

растительности, по предмету принадлежности, к той или иной категории земель

различаются и собственники данных насаждений.

    Лесной  фонд  и   расположенные  на  землях  обороны  леса  находятся  в

федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом  допускается

передача  части  лесного  фонда   в   собственность   субъектов   Российской

Федерации.

    Формы  собственности   на  леса,  расположенные  на   землях   городских

поселений, устанавливаются федеральным  законом.

    Древесно-кустарниковая   растительность,  расположенная   на   земельном

участке, находящемся  в  собственности  гражданина  или  юридического  лица,

принадлежит  ему  на  праве  собственности,   если   иное   не   установлено

федеральным законом.

    Владение, пользование и  распоряжение  указанной  древесно-кустарниковой

растительностью осуществляются собственником  в соответствии  с  требованиями

лесного законодательства Российской Федерации и законодательства  Российской

Федерации о растительном мире.

    Древесно-кустарниковая  растительность, которая появилась   в  результате

хозяйственной деятельности или естественным  образом  на  земельном  участке

после  передачи  его  в  собственность  гражданину  или  юридическому  лицу,

является его собственностью, которой  он владеет, пользуется и  распоряжается

по своему усмотрению.

    Оборот лесного фонда  не  допускается.  Нахождение  в  обороте  участков

лесного фонда и не входящих в  лесной фонд участков лесов,  прав  пользования

ими допускается в той мере, в  какой  это  предусмотрено  действующим  Лесным

кодексом.

    Купля-продажа, залог  и совершение других  сделок,  которые  влекут  или

могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а  также  участков

лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.

    Сделки  с  правами   пользования  участками  лесного   фонда  и   правами

пользования участками лесов, не входящих в  лесной  фонд,  осуществляются  в

порядке, установленном лесным законодательством Российской  Федерации,  а  в

части, не урегулированной им, гражданским  законодательством.

    Древесно-кустарниковая  растительность может переходить  от одного лица к

другому  в  порядке,   предусмотренном   гражданским   законодательством   и

земельным законодательством Российской Федерации.

    Деревья, произрастающие  в лесах, признаются объектами  права

собственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор,

пока они произрастают на земле, пока сохраняется биологическая  связь между

деревьями и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей — с

другой. Срубленные деревья, не являются частью леса, а представляют собой

самостоятельные объекты права  собственности — древесину. Древесина, а также

техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты

леса, добытые при пользовании  лесным фондом, могут находиться в  частной,

государственной, муниципальной и  иных формах собственности.

 

 

 

    2. Понятие владения и  способы осуществления владения  лесами.

 

    Владение,  как  правомочие  права  собственника   –   это   возможность

определять правовой режим имущества (лесов) своей волей, в  своем  интересе,

то есть владение означает хозяйственное  господство собственника  над  вещью.

Во владении выражается статистика  отношений  собственности,  закрепленность

вещей за индивидами и коллективами.

    Лесной  фонд  и   расположенные  на  землях  обороны  леса  находятся   в

федеральной  собственности  или   в   собственности   субъектов   Российской

Федерации (исключая  леса  на  землях  обороны)  и  в  соответствии  с  этим

Российская Федерация и ее субъекты наделены и правомочием владения.

    Российская Федерация,  на  основании  статей  125  п.3,  214  п.4  ГКРФ,

реализует  данное  правомочие  через  специализированные  для  данного  вида

деятельности предприятия и  учреждения, которые на этом  основании  считаются

также владельцами лесного фонда.

 

    Перечень данных организаций  приведен ниже:

 

    - лесхозы;

 

    - сельскохозяйственные  организации;

 

    - национальные парки  федерального органа управления лесным хозяйством;

 

    - государственные природные  заповедники;

 

    - военные лесхозы и  лесничества (леса на землях  обороны);

 

    - лесхозы государственных  высших учебных заведений.

    Поэтому  необходимо  выявить  специфический  признак,  который   присущ

указанным правомочиям именно как  правомочиям  собственника.  Он  состоит  в

том, что собственник принадлежащие  ему  правомочия  осуществляет  по  своему

усмотрению. Применительно к  праву  собственности,  осуществление  права  по

усмотрению, в том числе  и  распоряжение  им  означает,  что  власть  (воля)

собственника опирается непосредственно  на закон и существует  независимо  от

власти всех других лиц в отношении  той же вещи. Власть же  всех  других  лиц

не  только  опирается  на  закон,  но  и  зависит  от  власти  собственника,

обусловлена ею.

    Это  значит,  что   вышеперечисленные  государственные   органы,  хотя  и

определены как владельцы лесного  фонда, но реализуют правомочие  владения  в

рамках возложенных на них полномочий  и  обязанностей  и  в  соответствии  с

законом.

    Правовой режим  лесов   определяется  тремя  противостоящими   позициями:

экологической, экономической и  социальной.

    С одной стороны лес  –  это  хороший  источник  поступления  средств   в

бюджет, с другой стороны важный экологический элемент, а с третьей  стороны,

лес -  исторически сложившийся  источник  существования  жителей  населенных

пунктов приуроченных к тем  или  иным  лесным  массивам.   В  связи  с  этим

одностороннее принятие одной  из  этих  трех  позиций влечет  те  или иные

негативные последствия.

    Взаимное и  всестороннее  урегулирование  этих  позиций   осуществляется

Лесным кодексом РФ и множеством подзаконных нормативно-правовых актов.

    Так  в  соответствии  с  главой  9  Лесного   кодекса   РФ   все   леса

подразделяются  по  их  назначению,  и  в  соответствии  с   этим   делением

производится  весь  комплекс   мероприятий   по   охране,   защите,   учету,

использованию, воспроизводству и  лесоразведению,  а  также  мероприятий  не

связанных с ведением лесного хозяйства  и осуществлением лесопользования.

    В лесном фонде выделяются  леса первой, второй и третьей  групп.

    В лесах указанных  групп могут  быть  выделены  особо  защитные  участки

лесов  с  ограниченным  режимом  лесопользования  (берего-  и  почвозащитные

участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок,  опушек

лесов  на   границах   с   безлесными   территориями,   места   обитания   и

распространения  редких  и  находящихся  под  угрозой   исчезновения   диких

животных, растений и другие).

    На особо защитных  участках лесов может быть  запрещено применение  рубок

главного пользования. Решения  о запрещении  рубок  главного  пользования  на

этих  участках  принимаются  органами   государственной   власти   субъектов

Российской Федерации по предложениям  территориальных  органов  федерального

органа управления лесным хозяйством.

 

    В зависимости от группы  лесов  и  категории  защитности  лесов  первой

группы  устанавливается   порядок   ведения   лесного   хозяйства   в   них,

использования лесного  фонда,  а  также  порядок  изъятия  участков  лесного

фонда.( Статья 55 ЛКРФ)

    К лесам первой группы  относятся  леса,  основным  назначением  которых

является   выполнение   водоохранных,   защитных,   санитарно-гигиенических,

оздоровительных, иных функций,  а  также  леса  особо  охраняемых  природных

территорий.

 

    Леса первой группы  разделяются на следующие категории  защитности:

    запретные полосы лесов  по берегам  рек,  озер,  водохранилищ  и  других

водных объектов;

    запретные полосы лесов,  защищающие нерестилища ценных  промысловых рыб;

    противоэрозионные леса;

    защитные полосы лесов  вдоль железнодорожных магистралей,  автомобильных

дорог федерального, республиканского и областного значения;

    государственные защитные  лесные полосы;

    ленточные боры;

    леса на пустынных,  полупустынных,  степных,  лесостепных   и  малолесных

горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей  природной

среды;

    леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

    леса  первого  и   второго  поясов  зон  санитарной  охраны   источников

водоснабжения;

    леса первой, второй и  третьей зон округов санитарной (горно-санитарной)

охраны курортов;

    особо ценные лесные  массивы;

    леса, имеющие научное  или историческое значение;

    памятники природы;

    орехово-промысловые зоны;

    лесоплодовые насаждения;

    притундровые леса;

    леса государственных  природных заповедников;

    леса национальных парков;

    леса природных парков;

Информация о работе Право собственности на леса