Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:33, реферат
29 января 1997 года Президентом Российской Федерации был подписан и 4
февраля 1997 года в “Российской газете” официально опубликован Лесной
кодекс Российской Федерации, который заменил действовавшие с апреля 1993
года Основы лесного законодательства Российской Федерации.
Лесной кодекс России установил правовые основы рационального
использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их
экологического и ресурсного потенциала
Право собственности на леса
Введение.
29 января 1997 года Президентом
Российской Федерации был
февраля 1997 года в “Российской газете” официально опубликован Лесной
кодекс Российской Федерации, который заменил действовавшие с апреля 1993
года Основы лесного законодательства Российской Федерации.
Лесной кодекс России установил правовые основы рационального
использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их
экологического и ресурсного потенциала. При этом регулирование лесных
отношений осуществляется им с учетом представлений о лесе как о
совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других
компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое,
экономическое и социальное значение.
Основы лесного
и принятый вслед за ним Лесной кодекс РСФСР (1978 г.) закрепили
исключительную собственность государства на леса и возможность
предоставления их только в пользование, разделили регулирование лесных,
водных и горных отношений. Данное положение было изменено Основами лесного
законодательства 1993 г.
С принятием Лесного кодекса Российской Федерации в 1997 году был сделан
значительный шаг вперед, разграничена сфера действия соответствующих
отраслей права и в то же время установлена между ними взаимосвязь.
1. Лес как объект права собственности.
Пункт 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации провозглашает права
собственности на землю и другие природные ресурсы.
Согласно ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации природные
ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными
способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных
ресурсах, которые по отношению к гражданскому являются специальным
законодательством. Таким образом ГК России закрепляет приоритет лесного
законодательства в
что находит отражение в конкретных нормах этих законодательных актов.
В соответствии с Лесным кодексом России вся лесная растительность в
Российской Федерации
лесной фонд.
Лесной фонд - это все
леса, за исключением лесов,
землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли
лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные
земли). Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель
лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их
изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным
законодательством Российской Федерации. (Статья 7. ЛКРФ)
В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны и леса на
землях городских поселений - городские леса. (Статья 10. ЛКРФ).
В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд на основании статьи
11.ЛКРФ, не включается древесно-
на:
- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях,
предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
- землях транспорта (на
полосах отводов
автомобильных дорог);
- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных
для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских
лесов);
- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
- землях иных категорий.
Исходя из выше приведенного
подразделения всей древесно-
растительности, по предмету принадлежности, к той или иной категории земель
различаются и собственники данных насаждений.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в
федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается
передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской
Федерации.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских
поселений, устанавливаются федеральным законом.
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном
участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица,
принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено
федеральным законом.
Владение, пользование и
распоряжение указанной древесно-
растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями
лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской
Федерации о растительном мире.
Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате
хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке
после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу,
является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается
по своему усмотрению.
Оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков
лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования
ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено действующим Лесным
кодексом.
Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или
могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков
лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.
Сделки с правами
пользования участками
пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в
порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в
части, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Древесно-кустарниковая
растительность может
другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и
земельным законодательством Российской Федерации.
Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права
собственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор,
пока они произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между
деревьями и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей — с
другой. Срубленные деревья, не являются частью леса, а представляют собой
самостоятельные объекты права собственности — древесину. Древесина, а также
техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты
леса, добытые при пользовании лесным фондом, могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности.
2. Понятие владения и
способы осуществления
Владение, как правомочие права собственника – это возможность
определять правовой режим имущества (лесов) своей волей, в своем интересе,
то есть владение означает хозяйственное господство собственника над вещью.
Во владении выражается статистика отношений собственности, закрепленность
вещей за индивидами и коллективами.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в
федеральной собственности или в собственности субъектов Российской
Федерации (исключая леса на землях обороны) и в соответствии с этим
Российская Федерация и ее субъекты наделены и правомочием владения.
Российская Федерация, на основании статей 125 п.3, 214 п.4 ГКРФ,
реализует данное правомочие через специализированные для данного вида
деятельности предприятия и учреждения, которые на этом основании считаются
также владельцами лесного фонда.
Перечень данных организаций приведен ниже:
- лесхозы;
- сельскохозяйственные организации;
- национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством;
- государственные природные заповедники;
- военные лесхозы и лесничества (леса на землях обороны);
- лесхозы государственных высших учебных заведений.
Поэтому необходимо выявить специфический признак, который присущ
указанным правомочиям именно как правомочиям собственника. Он состоит в
том, что собственник принадлежащие ему правомочия осуществляет по своему
усмотрению. Применительно к праву собственности, осуществление права по
усмотрению, в том числе и распоряжение им означает, что власть (воля)
собственника опирается
власти всех других лиц в отношении той же вещи. Власть же всех других лиц
не только опирается на закон, но и зависит от власти собственника,
обусловлена ею.
Это значит, что
вышеперечисленные
определены как владельцы
рамках возложенных на них полномочий и обязанностей и в соответствии с
законом.
Правовой режим лесов определяется тремя противостоящими позициями:
экологической, экономической и социальной.
С одной стороны лес – это хороший источник поступления средств в
бюджет, с другой стороны важный экологический элемент, а с третьей стороны,
лес - исторически сложившийся источник существования жителей населенных
пунктов приуроченных к тем или иным лесным массивам. В связи с этим
одностороннее принятие одной из этих трех позиций влечет те или иные
негативные последствия.
Взаимное и всестороннее урегулирование этих позиций осуществляется
Лесным кодексом РФ и множеством
подзаконных нормативно-
Так в соответствии с главой 9 Лесного кодекса РФ все леса
подразделяются по их назначению, и в соответствии с этим делением
производится весь комплекс мероприятий по охране, защите, учету,
использованию, воспроизводству и лесоразведению, а также мероприятий не
связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
В лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп.
В лесах указанных групп могут быть выделены особо защитные участки
лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные
участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек
лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и
распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких
животных, растений и другие).
На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок
главного пользования. Решения о запрещении рубок главного пользования на
этих участках принимаются органами государственной власти субъектов
Российской Федерации по предложениям территориальных органов федерального
органа управления лесным хозяйством.
В зависимости от группы
лесов и категории
группы устанавливается порядок ведения лесного хозяйства в них,
использования лесного фонда, а также порядок изъятия участков лесного
фонда.( Статья 55 ЛКРФ)
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых
является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических,
оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных
территорий.
Леса первой группы
разделяются на следующие
запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других
водных объектов;
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
противоэрозионные леса;
защитные полосы лесов
вдоль железнодорожных
дорог федерального, республиканского и областного значения;
государственные защитные лесные полосы;
ленточные боры;
леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных
горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной
среды;
леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников
водоснабжения;
леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной)
охраны курортов;
особо ценные лесные массивы;
леса, имеющие научное или историческое значение;
памятники природы;
орехово-промысловые зоны;
лесоплодовые насаждения;
притундровые леса;
леса государственных природных заповедников;
леса национальных парков;
леса природных парков;