Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:37, лекция
Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.
Политология.
Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.
Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются:
сама политическая власть, ее сущность и структура;
механизм распределения и осуществления власти;
легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества.
Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.
Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.
Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.
Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.
В процессе становления и
развития политической науки оформились
различные теоретические
Основные парадигмы
Суть теологической парадигмы состоит в объяснении политики и власти божественной волей. Ее возникновение связано с ранними этапами теории, когда человечество не имело рациональных представлений о политике.
Натуралистическая парадигма ориентируется на обусловленность политики географической средой, биологическими и психическими качествами людей.
Социальная парадигма
Рационально-критическая парадигма ориентируется на выявление важнейших элементов политики, раскрытие ее противоречивости и конфликтогенности.
2. Методологические основы и функции политологии.
Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов (греч. methodos - путь исследования). Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования. В политической науке используются различные методы (подходы).
Одним из первых в политологии
использовался ценностно-
В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.
Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод, с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.
Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа.
Хорошо известен институциональ
Революцию в политической науке совершил бихевиористский метод, возникший в 20-30-х годах XX века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.
Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х годах XX века возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.
Особое место среди методов политической науки занимает психологический подход, в том числе психоанализ. Основатель метода З. Фрейд, ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных мотиваций политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.
Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод. Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.
Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций (лат. functio - исполнение, осуществление). В числе их можно назвать следующие:
Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знания в целом.
Методологическая функция полит
Практическая функция политолог
Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.
Воспитательная функция политол
3. Институционализация
и основные направления
Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны.
Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством. Это обусловило настоятельную потребность в углублении познания политики, что стало необходимой предпосылкой рациональной организации и эффективности политической жизни. В свою очередь такая потребность диктовалась постоянным возрастанием роли политики в обществе, расширением масштаба деятельности государства, его влияния на судьбы людей.
Другой посылкой развития
политологии стало то, что в
начале XX века политические системы
столкнулись с новыми трудностями.
В условиях быстрых изменений
парламентские формы правления
оказались не в состоянии эффективно
реагировать на новые реальности:
появление новых групп
4. Происхождение политики.
Термин "политика" в
научный оборот ввел Аристотель в IV
в. до н.э. (рис.).
Греческий философ определил ее как искусство
управления государством, под которым понимался полис.
Однако выделение политики в особую сферу
общественной жизни произошло задолго
до того, как греки начали активно пользоваться
этим понятием. Хотя политика возникла
несколько тысяч лет назад, она формируется
значительно позже, чем экономические
и социальные отношения, а также мораль.
С чем был связан генезис политики? История
политической мысли дает различные ответы
на этот вопрос.
Первым представлением о природе политики
было теологическое, объясняющее происхождение
ее, как и в целом человеческой жизни, из
божественной воли.
Другим распространенным подходом стала антропологическая тракто
Признание общих для человека и животного
начал (общих инстинктов, моделей поведения)
лежит в основе современных биологических трак
Биологические трактовки происхождения
политики подчас имеют много общего с психологическим объяснением политических
процессов. Суть этого подхода заключается
в том, что в природе человека заложены
потребности, интересы, эмоции и влечения.
Именно они порождают политические взаимодействия.
Оригинальную теорию перехода общества
из предсоциального в социальное, в том
числе и политическое, состояние разработал
З. Фрейд. Он исходил из того, что политика
есть проявление либидозной энергии
индивидов. Так, государство и право выступают
как заменители некогда существовавшего
прародителя ("отца"), который был
убит сыновьями, восставшими против монополии
"отца" на сексуальное наслаждение.
Таким образом, природа власти и политики
коренится в бессознательном - в либидозном
комплексе и чувстве вины. Фрейд считал,
что в отношении людей к лидерам и
государству проявляется детская тоска
взрослого человека по некогда существовавшему
отцу (рис.).
К ним индивид будет испытывать противоположные
чувства - одновременно требовать защиты
(патернализма)
и ненавидеть (критика и недовольство
властью).
Согласно социальной трактовке,
политика имеет общественное происхождение.
В частности, широкое обоснование получил
подход, рассматривающий ее формирование
в ходе исторической эволюции общества
как результат роста его социальной неоднородности
и сложности организации. Первобытное
общество было социально-однородным. В
нем не было политических учреждений и
организаций, не было и политики, хотя
была власть, осуществляемая всеми взрослыми
членами рода. Усложнение общества по
мере его развития, появление в нем противоречивых
интересов обусловили возникновение государства,
а вместе с ним и политики. Политика возникает
как деятельность по организации совместной
жизни людей в социально-неоднородном
обществе вместе с делением людей на управляющих
и управляемых, богатых и бедных. Общественные
изменения были производными от неолитической
революции, которая изменила все формы
хозяйства и образ жизни людей. С неолитической
революцией историки связывают появление
металлических орудий труда, переход от
присваивающего типа хозяйства (охота
и собирательство) к производящему (земледелие,
скотоводство), к оседлому образу жизни,
появлению городов. В конечном счете, это
привело к изменениям во властных отношениях.
Логику появления политики можно представить следующим образом:
Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибавочный продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная собственность способствовала:
дальнейшему разделению труда
и развитию экономики, в частности
росту обмена, торговли, появлению
ремесел, городов. Тем самым складываются
различные социальные группы, усложняются
формы экономических
росту автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). Политолог Р.Т. Мухаев указывает на то, что с тех пор социальный статус обособленного человека стал определяться не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это потребовало формирования институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности1;
усилению имущественного расслоения, складыванию различных классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.
Углубление социальной дифференциации по этническому и религиозному признаку.
Рост плотности населения и потребности расширения сферы земледелия и скотоводства породили территориальные притязания племен друг к другу. Актуальной стала проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних посягательств.
Таким образом, политика формируется
как результат неравного
Политика непосредственно связана с такими
явлениями, как власть и государство.
Власть является главным инструментом
политики и основным объектом политической
борьбы. В первобытном обществе она не
носила политического характера.
Французский политолог М. Дюверже выделил три исторические формы власти: