Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:36, контрольная работа
Экологический контроль — это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.
1.Экологический
контроль
Экологический
контроль — это проверка соблюдения
предприятиями, учреждениями, организациями,
т.е. всеми хозяйствующими субъектами
и гражданами требований по охране окружающей
среды и обеспечению экологической безопасности
общества.
1.1.Основные требования, предъявляемы
к проведению экологического контроля,
цель и виды экологического
контроля
Основными требованиями к проведению
экологического контроля являются:
-гарантия достижения природоохранной
цели путём выяснения отклонений от нормативных
значений контролируемых параметров атмосферы,
гидросферы, почвы, выбросов промышленных
предприятий;
-отражение в планах производства природоохранной
деятельности предприятий;
-эффективность организационной структуры
контроля защиты окружающей среды;
-индивидуальный подход к контролю, методы
контроля должны быть понятны руководителю
предприятия, рядовому работнику и контролёру,
-прогноз изменения состояния среды обитания,
выделение признаков приближения её к
описанному состоянию, контроль за критическим
состоянием среды: залповые выбросы, аварийные
ситуации;
-работа по выходу из аварийных или стихийных
ситуаций, ликвидация возможности развития
чрезвычайной ситуации из-за накопления
радиоактивных веществ, химического оружия,
устаревших технологий и т.д.
^ Цель экологического
контроля — охрана окружающей природной
среды путём предупреждения и устранения
правонарушений.
Экологический контроль может быть информационный,
предупредительный, карательный.
Информационный контроль
выражается в сборе и обобщении необходимой
экологической информации для передачи
её соответствующими органами государства
с целью предупредительных мер.
Предупредительный -
направлен на предотвращение наступления
вредных последствий, которые могли бы
возникнуть вследствие невыполнения необходимых
мероприятий по охране природной среды,
несоблюдения законов.
Карательная форма
контроля выражается в применении мер
государственного принуждения к нарушителям,
виновных в невыполнении обязательных
мероприятий по ООС или её отдельных объектов,
либо в несоблюдении предписаний закона.
Методы осуществления экологического
контроля проявляются в:
-наблюдении за состоянием объектов контроля,
-проведении проверок по соблюдению законодательства
и выполнению обязательных мероприятий
в области ООС и её объектов,
-предупреждении о необходимости выполнения
хозяйствующим субъектом обязательных
мероприятий по охране природного объекта
и среды в целом,
-пресечении экологически вредных действий
(ограничение, приостановление, прекращение
деятельности),
-выдаче разрешения (или аннулирования
их) на природопользование, выброс, сброс,
захоронение токсичных отходов,
-привлечении к административной ответственности
в виде наложения штрафов за нарушение
закона.
В качестве объектов экологического контроля
выступают:
-состояние окружающей среды и её отдельных
объектов, степень их изменений под влиянием
хозяйственной деятельности,
-выполнение обязательных мер по охране
ОС и её отдельных объектов.
^ 1.2.Основные уровни
осуществления экологического
контроля
Экологическому контролю посвящена глава
XI статьи 64-69 Федерального закона «Об охране
окружающей среды» (2002г.).
Закон определяет, что экологический контроль
проводится в целях обеспечения органами
государственной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления, юридическими
и физическими лицами исполнения законодательства
в области ООС, соблюдения требований,
в том числе нормативов и нормативных
документов и обеспечения экологической
безопасности.
Закон предусматривает осуществление
экологического контроля на следующих
уровнях:
а).государственный,
б).производственный,
в).муниципальный,
г).общественный.
^ Государственный
экологический контроль осуществляется федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов РФ.
Перечень объектов, подлежащих федеральному
государственному экологическому контролю,
определяется Правительством РФ.
Общегосударственную службу мониторинга
ООС возглавляет федеральная служба России
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды (Росгидромет). Согласно положению,
эта служба осуществляет наблюдение за
состоянием атмосферного воздуха, поверхностных
вод суши, морской среды, почв, околоземного
пространства. Росгидромет собирает, обобщает,
оценивает информацию и обеспечивает
ею государственные органы, министерства,
ведомства, население, составляет прогнозы
изменений окружающей среды и вероятные
последствия таких изменений. Информацию
заинтересованным организациям Росгидромет
передаёт в двух формах: текущей и оперативной
(экстренной).
Служба государственного контроля работает
на трёх уровнях:
Согласно закону «Об охране
окружающей среды» (2002г.) государственный
инспектор в области ООС при
исполнении своих должностных обязанностей
в пределах своих полномочий имеет право:
-посещать в целях проверки организации,
объекты хозяйственной и иной деятельности
независимо от формы собственности, в
том числе объекты, подлежащие государственной
охране, оборонные объекты, объекты гражданской
обороны, знакомиться с документами и
иными необходимыми для осуществления
контроля материалами;
-проверять соблюдение нормативов, государственных
стандартов и других нормативных документов,
работу очистных сооружений и других обезвреживающих
устройств, средств контроля, а также выполнение
планов и мероприятий по ООС;
-проверять соблюдение требований, норм
и правил в области ООС при размещении,
строительстве, вводе в эксплуатации и
выводе из эксплуатации производственных
и других объектов;
-проверять выполнение требований, указанных
в заключении государственной экологической
экспертизы, и вносить предложения о её
проведении;
-приостанавливать хозяйственную и иную
деятельность юридических и физических
лиц при нарушении ими законодательства
в области ООС;
-привлекать к административной ответственности
лиц, допустивших нарушения законодательства
в области ООС;
-предъявлять иски о возмещении вреда,
причинённого природной среде, и направлять
материалы для привлечения виновных к
уголовной ответственности.
^ Производственный
экологический контроль осуществляется в целях обеспечения
выполнения в процессе хозяйственной
деятельности мероприятий по ООС, водных
ресурсов, а также соблюдения требований
ООС.
Хозяйствующие субъекты обязаны организовать
производственный экологический контроль
и информировать органы исполнительной
власти и местного самоуправления о результатах
контроля.
^ Муниципальный экологический
контроль на территории муниципального
образования осуществляется органами
местного самоуправления или уполномоченными
ими органами.
^ Общественный экологический
контроль осуществляется в целях реализации
права каждого на благоприятную Оси предотвращения
нарушения законодательства в области
ООС. Он осуществляется общественными
некоммерческими объединениями в соответствии
с их уставами, а также отдельными гражданами.
Результаты общественного контроля передаются
в органы государственной власти РФ, органы
местного самоуправления и обязательно
рассматриваются.
^ 2.Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза предназначена
для осуществления контроля экологической
безопасности и осуществляется в виде
предварительной проверки соответствия
хозяйственных решений, деятельности
и её результатов требованиям охраны окружающей
среды и рационального природопользования.
^ 2.1 .Принципы экологической
экспертизы
Согласно ст.33 Закона РФ «Об охране окружающей
среды» (2002г.) Экологическая экспертиза
проводится в целях установления соответствия
планируемой хозяйственной и иной деятельности
требованиям в области ООС.
В соответствии со ст.З Закона РФ «Об экологической
экспертизе» (1995г.) экологическая экспертиза
основывается на следующих принципах:
-презумпции потенциальной экологической
опасности любой намечаемой хозяйственной
и иной деятельности;
-обязательности проведения государственной
экологической экспертизы до принятия
решения о реализации объекта экологической
экспертизы;
-комплексности оценки воздействия на
окружающую среду хозяйственной и иной
деятельности и его последствий;
-обязательности учёта требований экологической
безопасности;
-достоверности и полноты информации;
-независимости экспертов экологической
экспертизы при осуществлении ими своих
полномочий;
-научной обоснованности, объективности
и законности заключения;
-гласности, участия общественных организаций
и учёта общественного мнения;
-ответственности участников экологической
экспертизы и заинтересованных лиц за
организацию, проведение и качество экологической
экспертизы.
^ Принцип презумпции
потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной
деятельности означает, что любая деятельность
может быть опасна; даже при отсутствии
выбросов, сбросов и твёрдых отходов, содержащих
вредные вещества, имеет место потребление
энергии, производство которой в данном
районе может быть экологически вредным,
загрязнение бытовыми отходами и т.д.
Принцип
обязательности в государственной
экологической экспертизе имеет два значения:
во-первых, как обязательность её проведения
в отношении проектов, программ, сооружений,
материалов, которые способны оказать
негативное влияние на окружающую среду
и здоровье человека. Закон предусматривает
открытия финансирования и осуществления
самих работ по всем проектам и программам
только после положительного заключения
экспертизы. Во-вторых, как обязательность
выполнения тех выводов, которые содержатся
в заключение экспертизы.
Принцип
научной обоснованности означает,
что все выводы экологической экспертизы
должны быть научно аргументированы, базироваться
на принципах охраны ОС, на научно обоснованном
сочетании экологических и экономических
интересов.
Независимость
и всеведомственность экологическ
^ Субъектами
государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) выступают:
-Президент РФ и органы государственной
власти, принимающие законы и другие нормативные
документы в области экологической экспертизы,
уполномоченные государственные органы
местного самоуправления (ст.5,6,7,8 и 9 Закона
«Об экологической экспертизе»);
-физические и юридические лица, представляющие
в специально уполномоченные государственные
органы документацию, подлежащую экспертизе
и оплачивающие её проведение (заказчики
экспертизы);
-экспертная комиссия, образованная специально
уполномоченным государственным органом
в области экологической экспертизы или
общественные организации, проводящие
общественную экологическую экспертизу.
^ Объектами экологической
экспертизы согласно ст. 11, 12 Закона «Об
экологической экспертизе» являются:
-предпроектные материалы по развитию
и размещению производительных сил и отраслей
народного хозяйства;
-проектные материалы целевых федеральных
социально-экономических и научно-технических
программ, связанных с воздействием на
ОС;
-материалы экологического обследования
территорий для придания статуса особо
охраняемого природного объекта;
-технико-экономические обоснования и
проекты на строительство, реконструкцию,
развитие, ликвидацию объектов и предприятий
федерального значения, осуществление
которых может нанести вред окружающей
среде;
-проекты нормативно-технической и инструктивно-методической
документации в части охраны окружающей
среды и рационального природопользования,
регламентирующих хозяйственную деятельность.
Экспертиза должна осуществляться на
твёрдой законодательной основе, правовых
документах:
1).Закон «Об охране окружающей среды»
(2002г.). 2).Закон «Об экологической экспертизе»
(1995г.).
3).Положение «О порядке проведения государственной
экологической экспертизы», утверждённое
Постановлением Правительства РФ от 11.06.96.
№698.
4).Ведомственные инструкции Министерства
природных ресурсов.
Гласность экологической экспертизы предполагает
информирование граждан о предполагаемом
строительстве или функционировании объекта
через средства массовой информации, обеспечении
необходимыми сведениями. Формы участия
общественности в экологической экспертизе
могут быть разнообразны от включения
представителей общественности в состав
экспертных комиссий до проведения экологических
референдумов, слушаний и т.д.
^ 2.2.Характеристика
эколого-экспертного процесса
Эколого-экспертный процесс включает
пять стадий:
Законодательством предусмотрены:
-ответственность экспертов за заведомо
неправильное заключение или выводы, сделанные
в результате небрежного анализа доказательств;
-ответственность предприятий, организаций,
учреждений, граждан за невыполнение условий
экспертного заключения;
-ответственность третьих лиц, которые
понуждали или пытались понуждать к изменению
выводов экологической экспертизы. Здесь
субъектом ответственности выступают
должностные лица, виновные в совершении
подобных деяний.
В состав экспертной комиссии должны входить
ведущие учёные, специалисты экологической
службы, научно-исследовательских, проектно-конструкторских
и технологических организаций, разрабатывающих
техническую документацию, служб стандартизации;
главные специалисты сторонних организаций
и представители общественных природоохранных
объединений и средств массовой информации,
если экспертируемый проект имеет большой
общественный резонанс.
Проектная, конструкторская, технологическая
документация, направленная на экспертизу,
должна быть представлена в экспертную
комиссию или организацию экологической
службы единым комплектом, включающим
пояснительную записку и техническое
задание на разработку.
Постоянно действующая служба экологической
экспертизы должна планировать работу
и составить планы-графики работ по экологической
экспертизе проектов, технической документации
с учётом предложений организаций-заказчиков,
организаций-разработчиков и организаций-соисполнителей,
предложений и требований других ведомств
или общественности.
План-график проведения экспертиз составляется
руководителем экспертной комиссии. Сроки
проведения экспертизы не должны превышать
45 дней.
Проектная документация на возводимый
объект, представляемая на экологическую
экспертизу, должна содержать следующие
вопросы:
-исходные данные для разработки решений
по предотвращению загрязнения атмосферного
воздуха; водных объектов и земельных
ресурсов;
-краткую характеристику физико-географических
условий района строительства с учётом
природно-климатических особенностей;
-сведения о существующих фоновых концентрациях
вредных веществ в атмосферном воздухе;
-перечень и характеристики источников
выбросов; сбросов;
-обоснование решений по предотвращению
(или сокращению) выбросов загрязняющих
веществ и выбору оборудования и аппаратуры
для локализации и очистки выбросов;
-сведения о местной стоимости объектов
и работ, связанные с осуществлением воздухоохранных
мероприятий;
-решения по снижению производственных
шумов, вибраций;
-ситуационную карту-схему размещения
сооружений с указанием на ней границ
санитарно-защитной зоны, селитебной территории
и местоположения расчетных точек;
-генеральный план с указанием источников
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
и устройств по очистке этих выбросов;
-карты-схемы и сводные таблицы результатами
расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных
погодных условиях и выбросов по веществам
и комбинациям веществ с суммирующимися
вредными воздействиями на объекты ОПС;
-предложения по предотвращению аварийных
сборов сточных вод по ПДС иВСС;
-решения по повторно-последовательному
использованию воды;
-решения по предупреждению загрязнения
рыбохозяйственных водоёмов при проведении
лесосплавных, гидромеханизированных,
взрывных и других работ, сохранению естественного
состояния;
-материалы по восстановлению нарушенных
земель, включая охрану недр, рекультивацию,
восстановление растительного и животного
мира, данные об объёмах отходов производства,
а также перечень мероприятий по их переработке
и утилизации, сведения о необходимых
мероприятиях по охране недр и сохранению
среды обитания животных и путей их миграции.
Заключение экологической экспертизы
проектов должно быть достаточно полным
и четко изложенным, не допускающим разных
толкований рассмотренных материалов,
должно содержать объективные и всесторонне
обоснованные выводы экспертных органов
в отношении полноты и законности проектных
решений, отражать процесс экологической
экспертизы, а также основные вопросы,
которые рассматривались на каждом этапе.
Структурно эколого-экспертное заключение
должно состоять из трех основных частей:
вводной (протокольной); констатирующей
(описательной); заключительной (оценочно-обобщающей).
Во вводной части содержатся данные об
органе, осуществляющем экспертизу, дата
и время проведения экспертизы, наименование
экспертируемых материалов, их состав;
сведения об организации,
разработавшей их, стоимость проектных
и строительных работ. Сведения о заказчике
и органе, утверждающем экспертируемую
документацию. Следует также приводить
перечень представленных на экспертизу
материалов.
В констатирующей части отражается общая
характеристика экологического содержания
экспортируемых материалов, функционально-
Заключительная часть содержит оценку
основных мероприятий по охране окружающей
среды и рациональному использованию
природных ресурсов с учетом возможных
экономических последствий проекта. В
ней определяют возможность рекомендации
рассмотренных материалов и утверждению
либо принимают решение об их возвращении
на доработку.
При недостатке экологических проработок
должны быть сформулированы конкретные
замечания и предложения по проектным
решениям с изложением сути необходимых
изменений, дополнений с указанием срока
доработки и предоставления материалов
на повторную экспертизу.
Первые экземпляры экспертного заключения
и перечня замечаний выдаются разработчику,
вторые экземпляры вместе с технической
документацией остаются на хранении в
подразделении экологической службы.
^ Общественная экологическая
экспертиза
Общественная экологическая экспертиза
организуется и проводится по инициативе
граждан, общественных организаций, органов
местного самоуправления, т.е. общественными
организациями, основная деятельность
которых с их уставами направлена на охрану
окружающей среды и в уставах которых
указана организация и проведение экологической
экспертизы. Эти организации должны быть
зарегистрированы в установленном порядке.
При этом закон не требует от данной организации
специальной лицензии на право проведения
общественной экологической экспертизы.
В соответствии со ст. 22 Закона «Об экологической
экспертизе» организации, осуществляющие
общественную экспертизу, имеют право
участвовать в качестве наблюдателей
через своих представителей в заседаниях
экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать
в проводимом ими обсуждении заключения
общественной экологической экспертизы.
Заключение общественной экспертизы не
имеет юридической силы, оно приобретает
ее только после утверждения его уполномоченным
государственным органом в области экологической
экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза
должна быть официально зарегистрирована.
Порядок регистрации общественной экспертизы
определяет ст. 23 Закона. Регистрация осуществляется
в органах местного самоуправления (городской
или районной администрации) на основании
заявления от общественного объединения.
Орган местного самоуправления в семидневный
срок со дня подачи заявления должен его
зарегистрировать или отказать в регистрации.
Принципы формирования экспертной комиссии
для проведения общественной экспертизы
порядок формирования близки к аналогичным
принципам и порядку проведения ГЭЭ.
Результатом общественной экологической
экспертизы является
заключение. Финансирование общественной
экологической экспертизы осуществляется
за счет собственных средств общественных
организаций, добровольных пожертвований,
грантов, благотворительных организаций.
Информация о работе Предмет и задачи экологии. Структура макроэкологии