Предмет и задачи экологии. Структура макроэкологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Экологический контроль — это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.

Файлы: 1 файл

экономика природопользования.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экологический  контроль 
 
Экологический контроль — это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества. 
 
1.1.Основные требования, предъявляемы к проведению экологического контроля, цель и виды экологического 
 
контроля 
 
Основными требованиями к проведению экологического контроля являются: 
 
-гарантия достижения природоохранной цели путём выяснения отклонений от нормативных значений контролируемых параметров атмосферы, гидросферы, почвы, выбросов промышленных предприятий; 
 
-отражение в планах производства природоохранной деятельности предприятий; 
 
-эффективность организационной структуры контроля защиты окружающей среды; 
 
-индивидуальный подход к контролю, методы контроля должны быть понятны руководителю предприятия, рядовому работнику и контролёру, 
 
-прогноз изменения состояния среды обитания, выделение признаков приближения её к описанному состоянию, контроль за критическим состоянием среды: залповые выбросы, аварийные ситуации; 
 
-работа по выходу из аварийных или стихийных ситуаций, ликвидация возможности развития чрезвычайной ситуации из-за накопления радиоактивных веществ, химического оружия, устаревших технологий и т.д. 
 
^ Цель экологического контроля — охрана окружающей природной среды путём предупреждения и устранения правонарушений. 
 
Экологический контроль может быть информационный, предупредительный, карательный. 
 
Информационный контроль выражается в сборе и обобщении необходимой экологической информации для передачи её соответствующими органами государства с целью предупредительных мер. 
 
Предупредительный - направлен на предотвращение наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды, несоблюдения законов. 
 
Карательная форма контроля выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям, виновных в невыполнении обязательных мероприятий по ООС или её отдельных объектов, либо в несоблюдении предписаний закона. 
 
Методы осуществления экологического контроля проявляются в: 
 
-наблюдении за состоянием объектов контроля, 
 
-проведении проверок по соблюдению законодательства и выполнению обязательных мероприятий в области ООС и её объектов, 
 
-предупреждении о необходимости выполнения хозяйствующим субъектом обязательных мероприятий по охране природного объекта и среды в целом, 
 
-пресечении экологически вредных действий (ограничение, приостановление, прекращение деятельности), 
 
-выдаче разрешения (или аннулирования их) на природопользование, выброс, сброс, захоронение токсичных отходов, 
 
-привлечении к административной ответственности в виде наложения штрафов за нарушение закона. 
 
В качестве объектов экологического контроля выступают: 
 
-состояние окружающей среды и её отдельных объектов, степень их изменений под влиянием хозяйственной деятельности, 
 
-выполнение обязательных мер по охране ОС и её отдельных объектов. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ 1.2.Основные уровни осуществления экологического 
 
контроля 
 
Экологическому контролю посвящена глава XI статьи 64-69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002г.). 
 
Закон определяет, что экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области ООС, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов и обеспечения экологической безопасности. 
 
Закон предусматривает осуществление экологического контроля на следующих уровнях: 
 
а).государственный, 
 
б).производственный, 
 
в).муниципальный, 
 
г).общественный. 
 
^ Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. 
 
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством РФ. 
 
Общегосударственную службу мониторинга ООС возглавляет федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Согласно положению, эта служба осуществляет наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного пространства. Росгидромет собирает, обобщает, оценивает информацию и обеспечивает ею государственные органы, министерства, ведомства, население, составляет прогнозы изменений окружающей среды и вероятные последствия таких изменений. Информацию 
 
заинтересованным организациям Росгидромет передаёт в двух формах: текущей и оперативной (экстренной). 
 
Служба государственного контроля работает на трёх уровнях: 

  1.  
    посты и станции наблюдения по регионам страны, где происходит сбор и первичная обработка информации;
  2.  
    территориальные, региональные, ведомственные центры работки информации;
  3.  
    органы мониторинга по отдельным природным объектам (заповедники).

 
Согласно закону «Об охране окружающей среды» (2002г.) государственный  инспектор в области ООС при  исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеет право: 
 
-посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления контроля материалами; 
 
-проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и других нормативных документов, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по ООС; 
 
-проверять соблюдение требований, норм и правил в области ООС при размещении, строительстве, вводе в эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; 
 
-проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о её проведении; 
 
-приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области ООС; 
 
-привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства в области ООС; 
 
-предъявлять иски о возмещении вреда, причинённого природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности. 
 
^ Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по ООС, водных ресурсов, а также соблюдения требований ООС. 
 
Хозяйствующие субъекты обязаны организовать производственный экологический контроль и информировать органы исполнительной власти и местного самоуправления о результатах контроля. 
 
^ Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. 
 
^ Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную Оси предотвращения нарушения законодательства в области ООС. Он осуществляется общественными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также отдельными гражданами. Результаты общественного контроля передаются в органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления и обязательно рассматриваются. 
 
^ 2.Экологическая экспертиза 
 
Экологическая экспертиза предназначена для осуществления контроля экологической безопасности и осуществляется в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и её результатов требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования. 
 
^ 2.1 .Принципы экологической экспертизы 
 
Согласно ст.33 Закона РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области ООС. 
 
В соответствии со ст.З Закона РФ «Об экологической экспертизе» (1995г.) экологическая экспертиза основывается на следующих принципах: 
 
-презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; 
 
-обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы; 
 
-комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; 
 
-обязательности учёта требований экологической безопасности; 
 
-достоверности и полноты информации; 
 
-независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий; 
 
-научной обоснованности, объективности и законности заключения; 
 
-гласности, участия общественных организаций и учёта общественного мнения; 
 
-ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы. 
 
^ Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности означает, что любая деятельность может быть опасна; даже при отсутствии выбросов, сбросов и твёрдых отходов, содержащих вредные вещества, имеет место потребление энергии, производство которой в данном районе может быть экологически вредным, загрязнение бытовыми отходами и т.д. 
 
Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность её проведения в отношении проектов, программ, сооружений, материалов, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытия финансирования и осуществления самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения экспертизы. Во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключение экспертизы. 
 
Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны ОС, на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов. 
 
Независимость и всеведомственность экологической экспертизы призвана обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. 
 
^ Субъектами государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) выступают: 
 
-Президент РФ и органы государственной власти, принимающие законы и другие нормативные документы в области экологической экспертизы, уполномоченные государственные органы местного самоуправления (ст.5,6,7,8 и 9 Закона «Об экологической экспертизе»); 
 
-физические и юридические лица, представляющие в специально уполномоченные государственные органы документацию, подлежащую экспертизе и оплачивающие её проведение (заказчики экспертизы); 
 
-экспертная комиссия, образованная специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы или общественные организации, проводящие общественную экологическую экспертизу. 
 
^ Объектами экологической экспертизы согласно ст. 11, 12 Закона «Об экологической экспертизе» являются: 
 
-предпроектные материалы по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства; 
 
-проектные материалы целевых федеральных социально-экономических и научно-технических программ, связанных с воздействием на ОС; 
 
-материалы экологического обследования территорий для придания статуса особо охраняемого природного объекта; 
 
-технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, ликвидацию объектов и предприятий федерального значения, осуществление которых может нанести вред окружающей среде; 
 
-проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей среды и рационального природопользования, регламентирующих хозяйственную деятельность. 
 
Экспертиза должна осуществляться на твёрдой законодательной основе, правовых документах: 
 
1).Закон «Об охране окружающей среды» (2002г.). 2).Закон «Об экологической экспертизе» (1995г.). 
 
3).Положение «О порядке проведения государственной экологической экспертизы», утверждённое Постановлением Правительства РФ от 11.06.96. №698. 
 
4).Ведомственные инструкции Министерства природных ресурсов. 
 
Гласность экологической экспертизы предполагает информирование граждан о предполагаемом строительстве или функционировании объекта через средства массовой информации, обеспечении необходимыми сведениями. Формы участия общественности в экологической экспертизе могут быть разнообразны от включения представителей общественности в состав экспертных комиссий до проведения экологических референдумов, слушаний и т.д. 
 
^ 2.2.Характеристика эколого-экспертного процесса 
 
Эколого-экспертный процесс включает пять стадий:  

  1.  
    Назначение экспертизы.
  2.  
    Сбор, обобщение, оценка информации.
  3.  
    Формирование предварительного заключения и ознакомления с ними общественности.
  4.  
    Представления заключения экспертизы и утверждение его руководителем компетентного органа.
  5.  
    Разрешение споров.

 
Законодательством предусмотрены: 
 
-ответственность экспертов за заведомо неправильное заключение или выводы, сделанные в результате небрежного анализа доказательств; 
 
-ответственность предприятий, организаций, учреждений, граждан за невыполнение условий экспертного заключения; 
 
-ответственность третьих лиц, которые понуждали или пытались понуждать к изменению выводов экологической экспертизы. Здесь субъектом ответственности выступают должностные лица, виновные в совершении подобных деяний. 
 
В состав экспертной комиссии должны входить ведущие учёные, специалисты экологической службы, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, разрабатывающих техническую документацию, служб стандартизации; главные специалисты сторонних организаций и представители общественных природоохранных объединений и средств массовой информации, если экспертируемый проект имеет большой общественный резонанс. 
 
Проектная, конструкторская, технологическая документация, направленная на экспертизу, должна быть представлена в экспертную комиссию или организацию экологической службы единым комплектом, включающим пояснительную записку и техническое задание на разработку. 
 
Постоянно действующая служба экологической экспертизы должна планировать работу и составить планы-графики работ по экологической экспертизе проектов, технической документации с учётом предложений организаций-заказчиков, организаций-разработчиков и организаций-соисполнителей, предложений и требований других ведомств или общественности. 
 
План-график проведения экспертиз составляется руководителем экспертной комиссии. Сроки проведения экспертизы не должны превышать 45 дней. 
 
 
Проектная документация на возводимый объект, представляемая на экологическую экспертизу, должна содержать следующие вопросы: 
 
-исходные данные для разработки решений по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха; водных объектов и земельных ресурсов; 
 
-краткую характеристику физико-географических условий района строительства с учётом природно-климатических особенностей; 
 
-сведения о существующих фоновых концентрациях вредных веществ в атмосферном воздухе; 
 
-перечень и характеристики источников выбросов; сбросов;  
 
-обоснование решений по предотвращению (или сокращению) выбросов загрязняющих веществ и выбору оборудования и аппаратуры для локализации и очистки выбросов; 
 
-сведения о местной стоимости объектов и работ, связанные с осуществлением воздухоохранных мероприятий; 
 
-решения по снижению производственных шумов, вибраций; 
 
-ситуационную карту-схему размещения сооружений с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории и местоположения расчетных точек; 
 
-генеральный план с указанием источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и устройств по очистке этих выбросов; 
 
-карты-схемы и сводные таблицы результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями на объекты ОПС; 
 
-предложения по предотвращению аварийных сборов сточных вод по ПДС иВСС; 
 
-решения по повторно-последовательному использованию воды; 
 
-решения по предупреждению загрязнения рыбохозяйственных водоёмов при проведении лесосплавных, гидромеханизированных, взрывных и других работ, сохранению естественного состояния; 
 
-материалы по восстановлению нарушенных земель, включая охрану недр, рекультивацию, восстановление растительного и животного мира, данные об объёмах отходов производства, а также перечень мероприятий по их переработке и утилизации, сведения о необходимых мероприятиях по охране недр и сохранению среды обитания животных и путей их миграции. 
 
Заключение экологической экспертизы проектов должно быть достаточно полным и четко изложенным, не допускающим разных толкований рассмотренных материалов, должно содержать объективные и всесторонне обоснованные выводы экспертных органов в отношении полноты и законности проектных решений, отражать процесс экологической экспертизы, а также основные вопросы, которые рассматривались на каждом этапе. 
 
Структурно эколого-экспертное заключение должно состоять из трех основных частей: вводной (протокольной); констатирующей (описательной); заключительной (оценочно-обобщающей). 
 
Во вводной части содержатся данные об органе, осуществляющем экспертизу, дата и время проведения экспертизы, наименование экспертируемых материалов, их состав; сведения об организации, 
 
разработавшей их, стоимость проектных и строительных работ. Сведения о заказчике и органе, утверждающем экспертируемую документацию. Следует также приводить перечень представленных на экспертизу материалов. 
 
В констатирующей части отражается общая характеристика экологического содержания экспортируемых материалов, функционально-пространственной иархитектурно-планированной организации территории, где размещается/^ объект, технические, санитарно-гигиенические и экономические проработки и основные решений по охране ОС, рациональному использованию и защите земель, водных источников, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, иных природных ресурсов, в том числе социально-экологические вопросы, указывается место реализации проекта и соответствие его природному окружению и конкретной экосистеме. 
 
Заключительная часть содержит оценку основных мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов с учетом возможных экономических последствий проекта. В ней определяют возможность рекомендации рассмотренных материалов и утверждению либо принимают решение об их возвращении на доработку. 
 
При недостатке экологических проработок должны быть сформулированы конкретные замечания и предложения по проектным решениям с изложением сути необходимых изменений, дополнений с указанием срока доработки и предоставления материалов на повторную экспертизу. 
 
Первые экземпляры экспертного заключения и перечня замечаний выдаются разработчику, вторые экземпляры вместе с технической документацией остаются на хранении в подразделении экологической службы. 
 
^ Общественная экологическая экспертиза 
 
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, общественных организаций, органов местного самоуправления, т.е. общественными организациями, основная деятельность  
 
которых с их уставами направлена на охрану окружающей среды и в уставах которых указана организация и проведение экологической экспертизы. Эти организации должны быть зарегистрированы в установленном порядке. При этом закон не требует от данной организации специальной лицензии на право проведения общественной экологической экспертизы. В соответствии со ст. 22 Закона «Об экологической экспертизе» организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в проводимом ими обсуждении заключения общественной экологической экспертизы. 
 
Заключение общественной экспертизы не имеет юридической силы, оно приобретает ее только после утверждения его уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. 
 
Общественная экологическая экспертиза должна быть официально зарегистрирована. Порядок регистрации общественной экспертизы определяет ст. 23 Закона. Регистрация осуществляется в органах местного самоуправления (городской или районной администрации) на основании заявления от общественного объединения. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления должен его зарегистрировать или отказать в регистрации. 
 
Принципы формирования экспертной комиссии для проведения общественной экспертизы порядок формирования близки к аналогичным принципам и порядку проведения ГЭЭ. 
 
Результатом общественной экологической экспертизы является 
 
заключение. Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций, добровольных пожертвований, грантов, благотворительных организаций.


Информация о работе Предмет и задачи экологии. Структура макроэкологии