Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 15:29, контрольная работа
Цель контрольной работы – анализ формирования и использования социальных стандартов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить предпосылки и условия социальной стандартизации;
рассмотреть минимальные социальные стандарты и их место в формировании социальной защиты;
изучить основные требования, предъявляемые, к социальным стандартам;
выявить различие социальных стандартов, существующих в сознании людей и устанавливаемых государством.
В систему государственных социальных стандартов включаются государственные минимальные социальные стандарты в области:
На федеральном уровне устанавливаются единые для всей территории стандарты размеров денежных выплат и наборов социальных услуг в натуральном выражении. Государственные социальные стандарты Российской Федерации, установленные в натуральном выражении, следует пересматривать не реже одного раза в пять лет. Стандартизируемые социальные показатели могут быть натуральными и стоимостными, абсолютными и относительными, интегральными или развернутыми в систему взаимосвязанных показателей.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать минимальные социальные стандарты с учетом местных условий и возможностей. При этом указанные стандарты не могут ухудшать условия, предусмотренные государственными минимальными социальными стандартами Российской Федерации.
В качестве государственных социальных стандартов могут быть приняты только те социальные нормативы и нормы, которые устанавливаются законодательными или нормативными актами по соответствующим направлениям социальной политики.
Социальные стандарты должны быть обязательными для расчета финансовых нормативов при формировании соответствующих бюджетов. В связи с этим социальный норматив или норма могут быть включены в состав государственных социальных стандартов при соответствующем финансовом обосновании.
Обеспечение государственных социальных стандартов должно иметь приоритетное значение, как при формировании, так и при исполнении бюджетов всех уровней. Ответственность за соблюдение государственных социальных стандартов следует ограничить рамками средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах соответствующих уровней12.
Таким образом, к социальным стандартам предъявляются особые требования, которые осуществляются в установленном порядке органами, контролирующими исполнение соответствующих бюджетов.
При формировании системы государственных социальных стандартов следует исходить из действующих законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения в социальной сфере.
Государственные социальные стандарты устанавливаются в виде законодательных актов и (или) других видов нормативных правовых актов и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Основополагающее значение для формирования государственной социальной стандартизации будет иметь Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах в Российской Федерации», над проектом которого продолжает работать Правительство РФ.
В условиях перехода к рынку, возникли негативные явления. За время кризиса доля бедных в нашей стране превысила 24 %. То есть почти каждый четвертый россиянин имеет доходы ниже уровня прожиточного минимума (ПМ), который и так ниже самого низкого уровня. Причем более половины бедных – работающие. Вместе с тем за время кризиса – вот необъясненный экономистами парадокс – увеличилось и количество миллиардеров13.
В середине 90-х годов президент Ельцин издал указ о необходимости разработки и принятия таких норм. Но у нас до сих пор нет даже действующего закона о минимальных социальных стандартах.
Есть мнение о том, что всякими льготами
и доплатами поощряются к рождаемости
маргинальные слои населения. Нужно ли
их стимулировать, ведь они и так охотно
рожают?
Социальные стандарты разрабатываются
как раз для того, чтобы не было маргинальных
слоев населения. Стандарт на минимальную
заработную плату даст людям возможность
зарабатывать, чтобы содержать себя и
семью. Стандарт в обеспечении медикаментами
позволит сохранить здоровье и уменьшить
смертность. Стандарты качества здравоохранения
предоставят людям нормально оборудованные
поликлиники, а в области образовательных
услуг дадут шанс на полное изменение
своего социального статуса. Таким образом, качество жизни должно
стать выше. Самая сложная проблема –
это проблема перераспределения благ.
Нужно создать такие механизмы, чтобы
детям было гарантировано будущее. А родителям
нужна уверенность, что их дети нужны стране.
Ведь это и трудовой, и оборонный, и культурный,
и научный потенциал государства.
У нас не рожает средний класс,
уровень жизни которого наверняка будет
соответствовать стандартам неплохого
качества жизни. Эти люди могут дать здоровое
потомство, воспитать и дать образование,
однако много детей они не заводят. Что
с этим делать?
Мотивацию к рождаемости надо создавать
для всех групп населения. В обществе должна
сложиться новая идеология: рожать - престижно,
модно иметь семью с двумя, тремя детьми.
Необходимо разработать специальные семейные
стандарты. Важно и то, что называется
социальным партнерством: между работодателями
и представителями наемного труда, между
профсоюзами, общественными организациями
и социально ответственным бизнесом14.
Идея введения неких минимальных социальных стандартов, которые государство должно будет обеспечить на всей территории страны, существует уже несколько лет, поэтому выход в свет проекта Федерального закона «О минимальных государственных стандартах» во многом закономерен. Однако первое, что бросается в глаза при анализе данного законопроекта, это несоответствие цели и даже названия документа его содержанию. Собственно сами социальные стандарты в законе практически не прописаны, а лишь определены сферы, в которых эти социальные стандарты должны утверждаться. В некоторых случаях социальные стандарты все же определены, но крайне отрывочно и расплывчато.
Принятие проекта закона прошло практически без обсуждения. Такое единодушие депутатов во многом может объясняться как социальной, на первый взгляд, направленностью законопроекта, и, одновременно, его популистским, а не нормоустанавливающим характером.
Социальные стандарты жизни россиян, достигнутые в прошлые годы, не должны ухудшиться из-за последствий мирового финансового кризиса. Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом заявил 19 февраля 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев.
«Мы должны сделать все, чтобы те социальные стандарты, которые были созданы за последние годы, для наших граждан не ухудшились», – заявил Д. Медведев.
Стратегическая цель России – подтянуть отечественные социальные стандарты до лучших европейских и мировых образцов, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на конференции министров социального блока стран Совета Европы по социальному сплочению 26 февраля 2009 г. РИА Новости.
По его словам, в планах властей России – «повышение качества социальной среды и здоровья нации, увеличение доступности и комфортности жилья, создание эффективной системы обеспечения личной безопасности граждан, их защиты от преступных посягательств и чрезвычайных ситуаций» 15.
Таким образом, вопрос о социальных стандартах обсуждался неоднократно на разных дискуссионных площадках – и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, и в Общественной палате. И все участники обсуждений единогласно выступают за скорейшее принятие законов о социальных стандартах. Разногласия дают знать о себе лишь тогда, когда речь заходит о конкретных нормах этих законов, как они должны быть сформулированы и что в себе нести.
Заключение
Социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов.
Социальные стандарты являются ориентирами при выработке социально-экономической политики, основой распределения ресурсов, формой социальных гарантий и обязательствами государства перед народом.
В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормы и нормативы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно–правовыми актами социальных норм и нормативов определяют гарантии предоставления социальных услуг (их уровень и соотношения) в отраслях социальной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др. Однако этого сегодня недостаточно.
Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики, которая предусматривает введение системы социальных норм и нормативов различного уровня, в том числе минимальных, рациональных и оптимальных.
Большинство этих норм и нормативов является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных норм и нормативов пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся экономических возможностей.
Список использованной литературы
1 Проект ФЗ РФ «О стандартизации».
2 Невинная, И. О социальных стандартах/ А.Вишневский, И.Невинная, Е.Сороко // Демоскоп. – 2007. – № 271. С. 37.
3 Проект ФЗ РФ «О стандартизации».
4 ФЗ РФ от 31.03.2006 №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
5 Савченко, П.В. Политика доходов и заработной платы / П.В. Савченко. – М.: Юристъ, 2000. – 247 с.
6 Проект ФЗ РФ «О государственных минимальных социальных стандартах».
7 Проект ФЗ РФ «О государственных минимальных социальных стандартах».
8 Калашников, С.В. Становление социального государства в России/ С.В. Калашников / М.: Экономика, 2003. – 157 с.
9 Проект ФЗ РФ «О стандартизации».
10 Савченко, П.В. Политика доходов и заработной платы / П.В. Савченко. – М.: Юристъ, 2000. – 215 с.
11 ФЗ РФ от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
12 Проект ФЗ РФ «О стандартизации».
13 Иванова, Л.А. Где социальные стандарты?/ Л.А. Иванова // Выбор. – 1993. – № 13. – С. 21.
14 Невинная, И. О социальных стандартах/ А.Вишневский, И.Невинная, Е.Сороко // Демоскоп. – 2007. – № 271. С. 36.
15 В.В. Путин [http://putin.kremlin.ru/]. – URL: http://ria.ru/ (дата обращения: 26.02.2009).
Информация о работе Предпосылки и условия социальной стандартизации