Предпосылки и условия социальной стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – анализ формирования и использования социальных стандартов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить предпосылки и условия социальной стандартизации;
рассмотреть минимальные социальные стандарты и их место в формировании социальной защиты;
изучить основные требования, предъявляемые, к социальным стандартам;
выявить различие социальных стандартов, существующих в сознании людей и устанавливаемых государством.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

В систему государственных социальных стандартов включаются государственные минимальные социальные стандарты в области:

  • оплаты труда;
  • пенсионного обеспечения;
  • образования;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • жилищно-коммунального обслуживания;
  • социальной поддержки и социального обслуживания11.

На федеральном уровне устанавливаются единые для всей территории стандарты размеров денежных выплат и наборов социальных услуг в натуральном выражении. Государственные социальные стандарты Российской Федерации, установленные в натуральном выражении, следует пересматривать не реже одного раза в пять лет. Стандартизируемые социальные показатели могут быть натуральными и стоимостными, абсолютными и относительными, интегральными или развернутыми в систему взаимосвязанных показателей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать минимальные социальные стандарты с учетом местных условий и возможностей. При этом указанные стандарты не могут ухудшать условия, предусмотренные государственными минимальными социальными стандартами Российской Федерации.

В качестве государственных социальных стандартов могут быть приняты только те социальные нормативы и нормы, которые устанавливаются законодательными или нормативными актами по соответствующим направлениям социальной политики.

Социальные стандарты должны быть обязательными для расчета финансовых нормативов при формировании соответствующих бюджетов. В связи с этим социальный норматив или норма могут быть включены в состав государственных социальных стандартов при соответствующем финансовом обосновании.

Обеспечение государственных социальных стандартов должно иметь приоритетное значение, как при формировании, так и при исполнении бюджетов всех уровней. Ответственность за соблюдение государственных социальных стандартов следует ограничить рамками средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах соответствующих уровней12.

Таким образом, к социальным стандартам предъявляются особые требования, которые  осуществляются в установленном порядке органами, контролирующими исполнение соответствующих бюджетов.

При формировании системы государственных социальных стандартов следует исходить из действующих законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения в социальной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Различие социальных стандартов, существующих в сознании людей и устанавливаемых государством

 

Государственные социальные стандарты устанавливаются в виде законодательных актов и (или) других видов нормативных правовых актов и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Основополагающее значение для формирования государственной социальной стандартизации будет иметь Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах в Российской Федерации», над проектом которого продолжает работать Правительство РФ.

В условиях перехода к рынку, возникли негативные явления. За время кризиса доля бедных в нашей стране превысила 24 %. То есть почти каждый четвертый россиянин имеет доходы ниже уровня прожиточного минимума (ПМ), который и так ниже самого низкого уровня. Причем более половины бедных – работающие. Вместе с тем за время кризиса – вот необъясненный экономистами парадокс – увеличилось и количество миллиардеров13.

В середине 90-х годов президент Ельцин издал указ о необходимости разработки и принятия таких норм. Но у нас до сих пор нет даже действующего закона о минимальных социальных стандартах.

Есть мнение о том, что всякими льготами и доплатами поощряются к рождаемости маргинальные слои населения. Нужно ли их стимулировать, ведь они и так охотно рожают? 
Социальные стандарты разрабатываются как раз для того, чтобы не было маргинальных слоев населения. Стандарт на минимальную заработную плату даст людям возможность зарабатывать, чтобы содержать себя и семью. Стандарт в обеспечении медикаментами позволит сохранить здоровье и уменьшить смертность. Стандарты качества здравоохранения предоставят людям нормально оборудованные поликлиники, а в области образовательных услуг дадут шанс на полное изменение своего социального статуса. Таким образом, качество жизни должно стать выше. Самая сложная проблема – это проблема перераспределения благ. Нужно создать такие механизмы, чтобы детям было гарантировано будущее. А родителям нужна уверенность, что их дети нужны стране. Ведь это и трудовой, и оборонный, и культурный, и научный потенциал государства. 
У нас не рожает средний класс, уровень жизни которого наверняка будет соответствовать стандартам неплохого качества жизни. Эти люди могут дать здоровое потомство, воспитать и дать образование, однако много детей они не заводят. Что с этим делать? 
Мотивацию к рождаемости надо создавать для всех групп населения. В обществе должна сложиться новая идеология: рожать - престижно, модно иметь семью с двумя, тремя детьми. Необходимо разработать специальные семейные стандарты. Важно и то, что называется социальным партнерством: между работодателями и представителями наемного труда, между профсоюзами, общественными организациями и социально ответственным бизнесом14.

Идея введения неких минимальных социальных стандартов, которые государство должно будет обеспечить на всей территории страны, существует уже несколько лет, поэтому выход в свет проекта Федерального закона «О минимальных государственных стандартах» во многом закономерен. Однако первое, что бросается в глаза при анализе данного законопроекта, это несоответствие цели и даже названия документа его содержанию. Собственно сами социальные стандарты в законе практически не прописаны, а лишь определены сферы, в которых эти социальные стандарты должны утверждаться. В некоторых случаях социальные стандарты все же определены, но крайне отрывочно и расплывчато.

Принятие проекта закона прошло практически без обсуждения. Такое единодушие депутатов во многом может объясняться как социальной, на первый взгляд, направленностью законопроекта, и, одновременно, его популистским, а не нормоустанавливающим характером.

Социальные стандарты жизни россиян, достигнутые в прошлые годы, не должны ухудшиться из-за последствий мирового финансового кризиса. Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом заявил 19 февраля 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев.

«Мы должны сделать все, чтобы те социальные стандарты, которые были созданы за последние годы, для наших граждан не ухудшились», – заявил Д. Медведев.

Стратегическая цель России – подтянуть отечественные социальные стандарты до лучших европейских и мировых образцов, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на конференции министров социального блока стран Совета Европы по социальному сплочению 26 февраля 2009 г. РИА Новости.

По его словам, в планах властей России – «повышение качества социальной среды и здоровья нации, увеличение доступности и комфортности жилья, создание эффективной системы обеспечения личной безопасности граждан, их защиты от преступных посягательств и чрезвычайных ситуаций» 15.

Таким образом, вопрос о социальных стандартах обсуждался неоднократно на разных дискуссионных площадках – и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, и в Общественной палате. И все участники обсуждений единогласно выступают за скорейшее принятие законов о социальных стандартах. Разногласия дают знать о себе лишь тогда, когда речь заходит о конкретных нормах этих законов, как они должны быть сформулированы и что в себе нести.

Заключение

 

Социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов.

Социальные стандарты являются ориентирами при выработке социально-экономической политики, основой распределения ресурсов, формой социальных гарантий и обязательствами государства перед народом.

В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормы и нормативы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно–правовыми актами социальных норм и нормативов определяют гарантии предоставления социальных услуг (их уровень и соотношения) в отраслях социальной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др. Однако этого сегодня недостаточно.

Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики, которая предусматривает введение системы социальных норм и нормативов различного уровня, в том числе минимальных, рациональных и оптимальных.

Большинство этих норм и нормативов является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных норм и нормативов пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся экономических возможностей.

 

Список использованной литературы 

 

  1. ФЗ РФ от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
  2. ФЗ РФ от 31.03.2006 №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
  3. Проект ФЗ РФ «О государственных минимальных социальных стандартах».
  4. Проект ФЗ РФ «О стандартизации».
  5. Иванова, Л.А. Где социальные стандарты?/ Л.А. Иванова // Выбор. – 1993. – № 13. – С. 21 – 30.
  6. Калашников, С.В. Становление социального государства в России/ С.В. Калашников /  М.: Экономика, 2003. – 157 с.
  7. Мелехин, Ю.В. / Рынок сбережений. Социально-экономические механизмы привлечения сбережений населения в экономику России. / Ю.В. Мелехин. М.: Акционер, 2002. – 260 с.
  8. Невинная, И. О социальных стандартах/ А.Вишневский, И.Невинная, Е.Сороко // Демоскоп. – 2007. – № 271. С. 35 – 48.
  9. Савченко, П.В. Политика доходов и заработной платы / П.В. Савченко. – М.: Юристъ, 2000. – 456 с.
  10. В.В. Путин [http://putin.kremlin.ru/]. – URL: http://ria.ru/ (дата обращения: 26.02.2009).

 

1 Проект ФЗ РФ «О стандартизации».

 

2 Невинная, И. О социальных стандартах/ А.Вишневский, И.Невинная, Е.Сороко // Демоскоп. – 2007. – № 271. С. 37.

 

3 Проект ФЗ РФ «О стандартизации».

 

4 ФЗ РФ от 31.03.2006 №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

 

5 Савченко, П.В. Политика доходов и заработной платы / П.В. Савченко. – М.: Юристъ, 2000. – 247 с.

 

6 Проект ФЗ РФ «О государственных минимальных социальных стандартах».

 

7 Проект ФЗ РФ «О государственных минимальных социальных стандартах».

 

8 Калашников, С.В. Становление социального государства в России/ С.В. Калашников /  М.: Экономика, 2003. – 157 с.

 

9 Проект ФЗ РФ «О стандартизации».

 

10 Савченко, П.В. Политика доходов и заработной платы / П.В. Савченко. – М.: Юристъ, 2000. – 215 с.

 

11 ФЗ РФ от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

 

12 Проект ФЗ РФ «О стандартизации».

 

13 Иванова, Л.А. Где социальные стандарты?/ Л.А. Иванова // Выбор. – 1993. – № 13. – С. 21.

 

14 Невинная, И. О социальных стандартах/ А.Вишневский, И.Невинная, Е.Сороко // Демоскоп. – 2007. – № 271. С. 36.

 

15 В.В. Путин [http://putin.kremlin.ru/]. – URL: http://ria.ru/ (дата обращения: 26.02.2009).

 


Информация о работе Предпосылки и условия социальной стандартизации