Предпринимательство и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан с установлением и развитием предпринимательства. Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ,
могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитиюрыночной экономики в целом.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)

общем количестве частных, государственных и муниципальных,  общественных  МП

приходится  84%.  Малые  предприятия,  располагая  3,4%  стоимости  основных

средств экономики  России и 14% числа занятых,  производят  12%  ВВП  и  дают

всей прибыли  по народному хозяйству. Это говорит  о широких,  но  еще далеко

не   полностью   раскрытых   внутренних   возможностях    развития    малого

предпринимательства.

   В 90-е годы  стабильно росла доля МП в  общем объеме ВВП.  Это  -  весомый

факт, особенно на фоне продолжающегося  спада  практически  во  всех  сферах

российской экономики. По официальным статистическим данным  Госкомстата  РФ,

на 1.01.1996 г. в  России  насчитывалось  877  тыс.  малых  предприятий, на

которых было занято 8,9 млн. человек  (по  среднесписочному  составу),  а  с

учетом вторичной  занятости -  13,8  млн.  человек.  В  отраслевой  структуре

доминирует торгово-посредническая деятельность, а в  региональной  структуре

-Центральный экономический  район с ядром в Москве (табл. 1, 2).

   В развитии  малого  предпринимательства   за  последние  годы  наметились

кардинально новые  тенденции, выразившиеся в первую  очередь  в  существенном

замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале  90-х годов

для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так  и

количества занятых  при среднегодовых значениях  приростов  на  уровне  около

80%, то в 1994 г.  прирост числа МП составил  лишь 4%, а в 1995  г.  произошло

уже снижение их числа  на 2,2%.

 

Таблица 1                                                        

|Отраслевая структура  малого предпринимательства (в %)             |

|-                     |Отраслев|Отраслевая   |Структура         |

|                      |ая      |структура    |производства      |

|                      |структур|полной       |продукции (работ, |

|                      |а числа |численности  |услуг)  по основным|

|                      |МП      |занятых на МП|отраслям МП       |

|Промышленность        |14,6    |24,0         |20,0              |

|Сельское хозяйство    |1,1     |0,8          |0,3               |

|Лесное хозяйство      |0,05    |0,05         |                  |

|Транспорт и связь     |2,3     |2,2          |                  |

|Строительство         |16,6    |29,9         |16,3              |

|Торговля и            |        |             |                  |

|общественное          |        |             |                  |

|Питание               |42,7    |24,6         |50,5              |

|Материально-техническо|        |             |                  |

|е                     |        |             |                  |

|Снабжение и сбыт      |1,8     |1,3          |6,0               |

|Информационное        |        |             |                  |

|обслужи-              |        |             |                  |

|Вание                 |0,8     |0,5          |0,2               |

|Общая коммерческая    |        |             |                  |

|Деятельность          |4,8     |3,9          |2,5               |

|Прочая деятельность в |        |             |                  |

|ма-                   |        |             |                  |

|Териальном            |1.5     |1,4          |0,7               |

|производстве          |        |             |                  |

|Бытовые услуги, жилищ-|        |             |                  |

|ное хозяйство         |1,8     |1,1          |3,3               |

|Здравоохранение,      |        |             |                  |

|спорт,                |        |             |                  |

|Социальное обеспечение|1,9     |1,3          |0,1               |

|Народное образование  |0,9     |1,0          |0,04              |

|Культура и искусство  |0,9     |0,7          |0,06              |

|Наука и научное       |        |             |                  |

|обслужи-              |        |             |                  |

|Вание                 |5,6     |5,3          |                  |

|Финансы, пенсионное   |        |             |                  |

|Обеспечение           |1,3     |0,9          |                  |

|Прочие                |1,05    |3,15         |                  |

 

Таблица 2                                                        

|Региональная структура  малого предпринимательства (в %)           |

|Экономические      |Доля в общем числе МП                        |

|районы             |                                             |

|Центральный,       |30,5                                         |

|в том числе Москва |20,0                                         |

|Северный           |2,9                                          |

|Северо-западный    |9,6                                          |

|Волго-вятский      |2,9                                          |

|Центрально-Чернозем|2.7                                          |

|ный                |                                             |

|Поволжский         |9,6                                          |

|Северо-Кавказский  |9,8                                          |

|Уральский          |10,6                                         |

|Западно-Сибирский  |10,5                                         |

|Восточно-Сибирский |5,2                                          |

|Дальневосточный    |5,0                                          |

 

 

      Проблемы  предпринимательства.

    1. Общие  проблемы;

    2. Проблемы  организации малого предприятия;

 

Общие проблемы малого предпринимательства.

 

    Это проблемы  макро-уровня, и они  возникают   у  любого  предприятия  на

любом этапе развития. К ним относятся:

    1) Несовершенство  законодательства:

o нестабильность  законодательной базы  -  происходит  постоянное  изменение

   правил  деятельности  малых  предприятий.   Предпринимателям   приходится

   постоянно  самостоятельно отслеживать   все  изменения  и  накапливать   всю

   информацию  о действующей в любой момент  времени редакции законов;

o существенные  законодательные пробелы:

     - дефицит  правовых гарантий равенства  всех форм собственности и  защиты

       частной собственности;

     - неотработанность процесса купли-продажи;

     - отсутствие  должного законодательства о  земле;

     - внутренняя  противоречивость законов.

o невыполнение  уже имеющихся законов.  Пример:  предусмотренные  налоговые

   льготы научным  организациям и льготы аспирантам  и докторам не введены  в

   действие  в  установленном  порядке.  Не  работает  система  аккредитации

   научных  организаций и аттестации, также  предусмотренных законом.

    2) Несовершенство  налоговой системы.

    Несовершенство  налоговой системы имеет отрицательное  влияние  на  малый

бизнес. Уровень  действующих ставок налогов превышает  все  разумные  пределы,

а  перечень  налоговых  льгот  для  МП  ограничен.  По   некоторым   оценкам

Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ  и

местные бюджеты  в  виде  более  чем  40  налогов  и  обязательных  платежей

достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур,  а  некоторых

случаях превышают 100%.  Эта ситуация  вынуждает предпринимателей  искать

способы  уклонения  от  налогов  -  ведение  двойной  бухгалтерии,  уход   в

"теневой" бизнес  и пр.

    При этом  весьма серьезны проблемы, связанные  с  налогово-информационным

обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от  монополии

налоговых инспекций  на информацию, особенно на подзаконные  акты,  внутренние

инструкции   и   разъяснительные    документы,    практически    недоступные

налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы  налогообложения  регулируются

сотнями правовых  актов  и  инструктивных  документов,  работники  налоговых

органов могут толковать  все  неясности  и  двусмысленности  законодательных

положений в пользу бюджета.

    3) Несовершенство  финансово-кредитной системы.

    В соответствии  с Положением о Федеральном  Фонде поддержки  МП  денежные

средства должны  направляться  на  возмездной  и  безвозмездной  основе  для

финансирования  и кредитования Федеральной программы,  отдельных  проектов  и

программ МП.

    Однако,   проведенные   проверки    показали    низкую    эффективность

использования  средств,  выделенных  Фондом  для   развития   МП.   Механизм

использования данных  средств  не  дал  должного  эффекта  из-за  отсутствия

четкого порядка  их расходования, кроме того, имели  место случаи не  целевого

использования государственных  средств.

    4) Безопасность  деятельности предприятия.

    Развитие  рынка  в  России  характеризуется   целым   рядом   источников

потенциальных угроз  предприятиям  и  отсутствием  практических  возможностей

противодействия им на основе закона:

   невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора  в

   части ее  оплаты;

    невыполнение своих обязательств поставщиками;

    произвол чиновников,  вмешивающихся  в  деятельность  предприятия  путем

   установления  норм,  запретов,   вольной   трактовки   законодательства,

   ограничение  товародвижения и т.п.

    прямое  давление  преступных  группировок   в   форме   вымогательства,

   навязывания  услуг по "охране";

    передача конфиденциальной  информации  о  предпринимателях  криминальным

   элементам;

    утечка информации из коммерческих банков;

    Необходимо  заметить,  что  отмечается   процесс   "интеллектуализации"

преступной  деятельности,  использование  в  ее  рамках  все  более  сложной

финансово - технической  информации  и  технических  средств  прослушивания,

слежки, подделки документов и пр.

     5) отсутствие  систем государственной и   общественной  поддержки  малого

        бизнеса.

  С   большим   запозданием   создан   государственный   орган,   призванный

содействовать становлению  и развитию малого  бизнеса  -  Комитет  поддержки

малых предприятий  и  предпринимательства  при  Госкомимуществе   РФ.  Статус

этого   комитета,   его  подчиненность  одному  из  российских  министерств,

скудность его финансовых ресурсов  свидетельствуют о крайней  ограниченности

возможностей,  предоставленных  данному органу. Обращает на себя  внимание  и

некоторая  неопределенность  в  ориентации  деятельности  данного  комитета.

Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность  поддержка  не  только

малого

 бизнеса, но  и предпринимательства в целом,  а оно, как известно,

 опирается   не на малый лишь,  но и  на средний и крупный бизнес.

 Такая задача  не по плечу никакому комитету.  Ее в  состоянии  решить   лишь

целенаправленная  политика  правительства  в  целом,   и  притом  за  весьма

продолжительное время. Местные власти  отнюдь  не  обеспокоены  тем,   чтобы

снизить  уровень  отчислений малых предприятий в  местные бюджеты.  Власти  не

желают связывать  перспективы развития собственного района с малым  бизнесом.

Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии

 наукоемких производств,  так как они не приносят  районам прямой

   выгоды.   Местные     власти     охотней     регистрируют    предприятия,

способствующие в благоустройстве района.

      Проблемы, возникающие на стадии организации  малого предприятия.

 Стадия организации  малого предприятия – первый  важнейший  этап.  Почти   на

каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по  мнению

предпринимателей, представлены ниже:

   Поиск перспективной области деятельности, где хотя  бы  на  первом  этапе

   работы будет  спрос на продукцию (поиск свободной  ниши на рынке);

    Поиск партнеров;

    Недостаточность стартового капитала;

    Сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия.

   Оформление  большого количества документов,  требующих  частых  визитов   в

   соответствующие  организации и оплаты их услуг  в той  или  иной  форме,  а

   также визитов к  нотариусу  (например,  для  заверения  образцов  подписи

   директора  и главного бухгалтера на учетной   карточке  для  банка).  Кроме

   того, периодически  возникают требования о подтверждении  выполнения  одной

   из операций (например, постановка на  учет  в  налоговой  инспекции)  для

   начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа  или  открытия

   счета в  банке).  Также,  властные  структуры   периодически   осуществляют

   различного  рода перерегистрации МП, что  с одной стороны, усложняет  работу

   предприятий,  а с другой – является  способом  дополнительных  изъятий их

   средств.

    Несовершенство  системы  лицензирования.   В   процессе   лицензирования

Информация о работе Предпринимательство и его виды