Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:39, реферат
Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан с установлением и развитием предпринимательства. Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ,
могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитиюрыночной экономики в целом.
общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП
приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных
средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают
всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко
не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого
предпринимательства.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый
факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах
российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ,
на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на
которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с
учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре
доминирует торгово-
-Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).
В развитии малого предпринимательства за последние годы наметились
кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном
замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов
для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и
количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около
80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло
уже снижение их числа на 2,2%.
Таблица 1
|Отраслевая структура малого предпринимательства (в %) |
|- |Отраслев|Отраслевая |Структура |
| |ая |структура |производства |
| |структур|полной |продукции (работ, |
| |а числа |численности |услуг) по основным|
| |МП |занятых на МП|отраслям МП |
|Промышленность |14,6 |24,0 |20,0 |
|Сельское хозяйство |1,1 |0,8 |0,3 |
|Лесное хозяйство |0,05 |0,05 | |
|Транспорт и связь |2,3 |2,2 | |
|Строительство |16,6 |29,9 |16,3 |
|Торговля и | | | |
|общественное | | | |
|Питание |42,7 |24,6 |50,5 |
|Материально-техническо|
|е | | | |
|Снабжение и сбыт |1,8 |1,3 |6,0 |
|Информационное | | | |
|обслужи- | | | |
|Вание |0,8 |0,5 |0,2 |
|Общая коммерческая | | | |
|Деятельность |4,8 |3,9 |2,5 |
|Прочая деятельность в | | | |
|ма- | | | |
|Териальном |1.5 |1,4 |0,7 |
|производстве | | | |
|Бытовые услуги, жилищ-| | | |
|ное хозяйство |1,8 |1,1 |3,3 |
|Здравоохранение, | | | |
|спорт, | | | |
|Социальное обеспечение|1,9
|Народное образование |0,9 |1,0 |0,04 |
|Культура и искусство |0,9 |0,7 |0,06 |
|Наука и научное | | | |
|обслужи- | | | |
|Вание |5,6 |5,3 | |
|Финансы, пенсионное | | | |
|Обеспечение |1,3 |0,9 | |
|Прочие |1,05 |3,15 | |
Таблица 2
|Региональная структура малого предпринимательства (в %) |
|Экономические
|Доля в общем числе МП
|районы
|
|Центральный,
|30,5
|в том числе Москва
|20,0
|Северный
|2,9
|Северо-западный |9,6
|Волго-вятский
|2,9
|Центрально-Чернозем|2.7
|ный
|
|Поволжский
|9,6
|Северо-Кавказский |9,8
|Уральский
|10,6
|Западно-Сибирский |10,5
|Восточно-Сибирский |5,2
|Дальневосточный
|5,0
Проблемы предпринимательства.
1. Общие проблемы;
2. Проблемы
организации малого
Общие проблемы малого предпринимательства.
Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на
любом этапе развития. К ним относятся:
1) Несовершенство законодательства:
o нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение
правил деятельности малых предприятий. Предпринимателям приходится
постоянно
самостоятельно отслеживать
все изменения и
информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
o существенные законодательные пробелы:
- дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты
частной собственности;
- неотработанность процесса купли-продажи;
- отсутствие должного законодательства о земле;
- внутренняя противоречивость законов.
o невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые
льготы научным
организациям и льготы
действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации
научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.
2) Несовершенство налоговой системы.
Несовершенство
налоговой системы имеет
бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы,
а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам
Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и
местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей
достигают 90% балансовой
прибыли предпринимательских
случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать
способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в
"теневой" бизнес и пр.
При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным
обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии
налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние
инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные
налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются
сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых
органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных
положений в пользу бюджета.
3) Несовершенство финансово-кредитной системы.
В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные
средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для
финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и
программ МП.
Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность
использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм
использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия
четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого
использования государственных средств.
4) Безопасность деятельности предприятия.
Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников
потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей
противодействия им на основе закона:
невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в
части ее оплаты;
невыполнение своих обязательств поставщиками;
произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем
установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства,
ограничение товародвижения и т.п.
прямое давление преступных группировок в форме вымогательства,
навязывания услуг по "охране";
передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным
элементам;
утечка информации из коммерческих банков;
Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации"
преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной
финансово - технической информации и технических средств прослушивания,
слежки, подделки документов и пр.
5) отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого
бизнеса.
С большим запозданием создан государственный орган, призванный
содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки
малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус
этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств,
скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности
возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и
некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.
Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только
малого
бизнеса, но
и предпринимательства в целом,
опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.
Такая задача
не по плечу никакому комитету.
целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма
продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы
снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не
желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом.
Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии
наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой
выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия,
способствующие в благоустройстве района.
Проблемы,
возникающие на стадии
Стадия организации малого предприятия – первый важнейший этап. Почти на
каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению
предпринимателей, представлены ниже:
Поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе
работы будет
спрос на продукцию (поиск
Поиск партнеров;
Недостаточность стартового капитала;
Сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия.
Оформление
большого количества
соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а
также визитов к нотариусу (например, для заверения образцов подписи
директора
и главного бухгалтера на
того, периодически
возникают требования о
из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции) для
начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия
счета в банке). Также, властные структуры периодически осуществляют
различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу
предприятий, а с другой – является способом дополнительных изъятий их
средств.
Несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования