Предприятие как основное звено экономики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Цель работы — рассмотреть предприятие как объект рыночных отношений, понять сущность и рассмотреть виды предприятия.
Рыночная экономика отличается большим многообразием различных типов функционирующих предприятий, которые классифицируются по следующим признакам:
• отраслевая принадлежность;
• структура производства;

Содержание работы

Предприятие как основное звено экономики страны. Классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, организационно-правовым формам хозяйствования………………………3
Нематериальные активы предприятия: понятие, назначение, состав. Износ нематериальных активов…………………………………………………...17
Задача №1. …………………………………………………………………..29
Задача №2. …………………………………………………………………..31
Задача №3. ………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Экономико контр..doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

  1. Предприятие как основное звено экономики страны. Классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, организационно-правовым формам хозяйствования………………………3
  2. Нематериальные активы предприятия: понятие, назначение, состав. Износ нематериальных активов…………………………………………………...17
  3. Задача №1. …………………………………………………………………..29
  4. Задача №2. …………………………………………………………………..31
  5. Задача №3. ………………………………………………………………….32

Список  литературы……………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предприятие как основное звено экономики страны. Классификация

предприятий по формам собственности, отраслевому  признаку, организационно-правовым формам хозяйствования.

Введение.

Постепенный переход  России от централизованно-плановой системы

хозяйствования  к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения

экономики предприятия. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию.

      Предприятие является разновидностью  организации. Именно на этом  уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Предприятия – экономические  агенты, действующие в рыночной экономике, занятые производством и реализацией  товаров и услуг с целью  получения прибыли и ее максимизации.

Предприятие представляет собой имущественную обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели.

Предприятия:

-   самостоятельно принимают решения

-   реально используют факторы производства для изготовления и продажи продукции

-   стремятся к получению дохода

Рыночная экономика  отличается большим многообразием  различных типов функционирующих  предприятий, которые классифицируются по следующим признакам:

• отраслевая принадлежность;

• структура производства;

• используемые ресурсы;

• назначение готовой продукции;

• размеры;

• форма собственности;

• организационно-правовая форма;

• технологическая и техническая общность;

       • время работы в течение года.

Цель работы — рассмотреть предприятие как объект рыночных отношений, понять сущность и рассмотреть виды предприятия.

 

Предприятие как основное звено экономики  страны.

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии  осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Характеристика предприятия  предполагает определение его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектом рыночных отношений:

• организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;

• производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;

• наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;

• имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;

• оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность выражается в том, что предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ главной целью коммерческого предприятия является достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, т. е. превышение результатов над затратами. Так как экономика представляет собой сложнейшую систему, то наряду с основной целью на каждом предприятии существует целый комплекс разноуровневых целей, которые определяют стратегию деятельности и составляют «дерево» целей данного предприятия.

Функционирование предприятий в рыночных условиях предполагает решение ряда задач, к важнейшим из которых можно отнести следующие:

• бесперебойный и ритмичный выпуск высококачественной продукции в соответствии с имеющимися производственными возможностями;

• удовлетворение общественных потребностей в продукции, всемерный учет требований потребителей, формирование эффективной маркетинговой политики;

• эффективное использование производственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эффективности производства;

• разработка стратегии и тактики поведения предприятия на рынке;

• обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание высокого имиджа предприятия;

• совершенствование организации производства, труда и управления; использование новейших достижений НТП в производстве;

• обеспечение социальной эффективности производства (рост квалификации и большей содержательности труда работников, повышение их уровня жизни, создании благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе).

Задачи  предприятия определяются интересами его собственников, потенциалом  и другими факторами внешней  и внутренней среды. В современных  условиях перед многими отечественными предприятиями нередко стоят  совершенно иные цели и задачи. Так, основной целью может являться не получение прибыли, а, например, обеспечение стабильной работы предприятия, завоевание рынка, бесперебойная реализация продукции или своевременная выплата достойной заработной платы работникам.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Каждое предприятие - это сложная  производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка  (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение  работ и оказание услуг, разработка  номенклатуры и ассортимента, адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность предприятия  на рынке (организация и стимулирование  сбыта произведенной продукции,  услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое обеспечение  производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность  предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда,  анализ хозяйственной деятельности  и т.п.);

7) послепродажный сервис  продукции производственно-технического  и потребительского назначения (пусконаладочные  работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями  для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

В условиях рыночных отношений  ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Часто в экономическом обороте используется термин “фирма”, под которым понимается экономический субъект, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Иначе, фирма - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии.

    В  производстве продукта и осуществлении  маркетинговой политики

необходимо  учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий:

      - внедрение, требующее больших  затрат, поэтому торговля товаром  на

этой стадии, как правило, убыточна;

      - рост как результат признания  покупателем товара и быстрого

увеличения  спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;

      - зрелость, характерна тем, что  большинство покупателей товар уже

приобрели, поэтому  темпы роста продаж, достигнув  максимума, начинают

падать, прибыль  также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на

рекламу и другие маркетинговые мероприятия;

      - насыщение, в этом  периоде,  несмотря на принятые меры, рост продаж

больше не  наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за

снижения расходов на производство;

      - спад, представляет собой период  резкого снижения продаж, а затем  и

прибыли.

Если работа предприятия оказывается не рентабельной, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом.

      В соответствии с законом РФ  “ О несостоятельности (банкротстве)

предприятий “   под несостоятельностью предприятия  понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ или услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его

имуществом  или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

      Внешним признаком несостоятельности  предприятия является

приостановление его текущих платежей, если предприятие  не способно

обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня

наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятельности.

Формально же предприятие  считается несостоятельным по решению  арбитражного суда или при добровольной ликвидации со дня официального уведомления.

По данным Росстата (Табл. 1) число предприятий каждый год растет, если сравнить 2008 и 2009 года  в РФ число предприятий возросло на 135 849. Государство всячески поддерживает предпринимателей, создает программы по поддержке молодых предпринимателей, так как именно предприятие выступает основным звеном экономики государства, на предприятиях создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Табл. 1 Число предприятий и организаций 
(на конец года)

 

2007

2008

2009

Российская Федерация

4674896

4771904

4907753

Московская область

213079

224666

239204

Удмуртская Республика

38325

39468

40425


 

Классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, организационно-правовым формам хозяйствования.

 

Одним из методов познания процессов и явлений служит классификация, т. е. разделение совокупности на группы по различным признакам. В экономической теории и практике существуют различные классификации, в соответствии с которыми предприятия подразделяются на типы. Основными признаками классификации предприятий являются:

• отраслевая принадлежность;

• структура производства;

• используемые ресурсы;

• назначение готовой продукции;

• размеры;

• форма собственности;

• организационно-правовая форма;

• технологическая и техническая общность;

• время работы в течение года.

Форма собственности лежит в основе юридического статуса

предприятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, кооперативные и иные предприятия. Во всех странах с рыночной экономикой большинство предприятий находится в частной собственности. Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение деловых вопросов зависит от материнского предприятия.

Информация о работе Предприятие как основное звено экономики страны