Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной тему обусловлена рядом причин: осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы существенно изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение основного звена народного хозяйства-предприятия (организации), его статус в системе хозяйственного и гражданского оборота. Вместо доминировавших ранее во всех отраслях экономики предприятий (организаций), которые базировались на государственной собственности, возникли и функционируют миллионы предприятий, базирующих на частной, смешанной, коллективной формах собственности.

Содержание работы

1. Предприятие - понятие, определение
2. Виды предприятия
2.1 По организационно - правовым формам
2.2 По размерам
2.3 По формам собственности
3. Интеграция предприятия. Формы интеграции
4. Внешняя среда предприятия
5. Ресурсы, необходимые предприятию для нормального функционирования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.68 Кб (Скачать файл)

Целевая пролонгация - достижение интеграции за счет целенаправленного  сознательного продления срока  договоров о поставке (порой в  ущерб рыночной конъюнктуре) с целью  формирования долговременных устойчивых интеграционных связей.

В последнее время в  мире распространился такой способ трансформации бизнеса, как слияние . Его также можно рассматривать как предельный случай интеграции.

Каждая из форм и методов  интеграции имеет свои достоинства  и недостатки. Однако та или иная интеграционная стратегия является неотъемлемым элементом стратегии  развития предприятия в современной  экономике.

Под горизонтальной интеграцией  понимается установление интеграционных связей с предприятиями, производящими  аналогичную продукцию.

Назовем формы горизонтальной интеграции:

делегирование функций интегратору - передача права решения ряда вопросов, связанных с интегрируемой деятельностью, основному (интегрирующему) предприятию;

создание ассоциаций, т.е. надзаводских (или межзаводских) органов управления;

создание консультативных  органов при ограничении полномочий каждого из интегрируемых предприятий  в согласованной области. В этих случаях некоторые вопросы (скажем, о ценах на продукцию) предприятия  могут решать лишь после утверждения  в консультативном органе;

создание общих финансовых органов (банков, холдингов);

создание органов управления имуществом (трастов);

группировка, т.е. взаимный обмен  акциями или иная форма участия  в прибылях друг друга.

Одной из форм горизонтальной интеграции может стать формирование финансово-промышленных групп (ФПГ).

Представляется, что в  наших условиях имеет смысл выделять еще один вид интеграции - диагональную. Под диагональной интеграцией понимается установление интеграционных связей с таким предприятием, которое не является смежным или однородным для данного, но включено в технологическую цепочку, содержащую однородные или (потенциально) смежные предприятия.

Цель диагональной интеграции - воздействие на интересующее нас  предприятие косвенным образом, через завязанные с ним предприятия. Те же цели могут, конечно, достигаться  и с помощью лоббистских действий, однако интеграционные связи более  крепки и гарантируют устойчивость и долговременность нужного воздействия.

В отечественных условиях бартерной и регрессирующей экономики  поддержание функционирования технологических  цепочек на доступном ценовом  уровне становится все более трудным  делом, взаимная зависимость участников цепочки усиливается. При полной свободе принятия любых номенклатурно-рыночных и ценовых решений и присущей многим нашим людям, выросшим в условиях административно-командной системы, реактивной тяге к спонтанным, нерациональным и импульсивным решениям, жизненно необходимы экономико-юридические  ограничения, обеспечивающие выживание  технологических цепочек и их взаимосвязей.

По мнению же большинства  экономистов, существование «особых» отношений между данным предприятием и ближайшим его рыночным окружением способно принести положительные результаты, особенно в тех случаях, когда контроль интегратора над ключевым видом ресурсов усиливает его конкурентоспособность.

Лучшее информационное обеспечение  предприятия в случае интеграции вверх и вниз, в том числе  более точное знание потребностей покупателя и угроз колебаний в ресурсном  обеспечении со стороны поставщиков  позволяет интегратору предвидеть возможные изменения в окружающей предприятие среде и лучше  подготовиться к ним.

В некотором смысле проблема вертикальной интеграции сходна с проблемой  человека в окружающей среде. Было бы нелепо оставить человека без одежды и жилища на том основании, что  создание искусственной внешней  среды снижает жизнестойкость организма. Вместе с тем человек не может  жить и без непосредственного  общения с внешней средой.

Очевидно, существует какой-то оптимальный пространственный и  временной уровень изоляции от внешней  среды как для отдельного человека, так и для предприятия. Этот уровень носит индивидуальный характер и зависит от врожденных и приобретенных качеств человека, а в случае предприятия - от его типа, размеров, положения на рынке и т.д.

 

  1. Внешняя среда предприятия

 

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных  условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду - среду прямого  влияния на предприятие, которую  создают поставщики материально-технических  ресурсов, потребители продукции  (услуг) предприятия, торговые  и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные  учреждения, страховые компании  и др. контактные аудитории. 

- макросреду, влияющую на  предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую,  научно-техническую, экономическую,  экологическую, политическую и  международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних  факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение  к предприятию и его предпринимательским  возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие  материально-техническими и энергетическими  ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий  являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);

- производителей (организации,  приобретающие продукцию производственно-технического  назначения);

- промежуточных продавцов,  приобретающих товары и услуги  для последующей их перепродажи  с прибылью для себя;

- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции  для государственных нужд);

- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).

Конкуренты - соперники предприятия  в борьбе за более выгодные условия  производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции  необходимо постоянно изучать своих  конкурентов, разрабатывать и соблюдать  определенную рыночную стратегию и  тактику.

В макросреде предприятия  действует значительно большее  количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна неопределенность и  непредсказуемость последствий.

Природные факторы. Для природной  среды характерны: дефицит некоторых  видов сырья, вздорожание энергии  и усиление вмешательства государства  в процесс рационального использования  и воспроизводства природных  ресурсов.

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К  основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, система  налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень  и динамика цен, безработица и  др.

Экологические факторы. Для  этой среды характерны: рост загрязнения  окружающей среды и усиление вмешательства  в процесс рационального использования  и воспроизводства природных  ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются  события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к  которым можно отнести интернационализацию  мировой экономики, изменение стоимости  доллара на мировом рынке, рост экономической  мощи отдельных государств, становление  международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

 

 5. Ресурсы, необходимые предприятию для его нормального функционирования

 

Для нормального функционирования, предприятию требуется несколько  видов ресурсов. В них входят:

  1. Ресурсы живого труда
  2. Ресурсы средств труда
  3. Ресурсы предметов труда
  4. Ресурс земля
  5. Ресурсы живого труда.

К этому виду ресурса относятся  персонал предприятия и рабочая  сила предприятия.

Персонал предприятия - это  совокупность физических лиц, состоящих  с фирмой как с юридическим  лицом в отношениях, регулируемых договором найма. Он представляет собой  коллектив работников с определенной структурой, соответствующей научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения  производства рабочей силой и  установленным нормативно-правовым требованиям.

Труд - процесс расходования рабочей силы своего носителя, что  приводит к возникновению особых отношений в процессе её купли-продажи

Рабочая сила - совокупность физических, умственных и профессиональных способностей человека.

Персонал предприятия  делится на 2 группы:

1) Промышленно-производственный  персонал

Сюда относятся: рабочие (основные и вспомогательные), руководители, специалисты, служащие.

2)Непроизводственный персонал

Сюда относятся:работники ЖКХ, работники детских и врачебно-санитарных учреждений. Персонал предприятия обычно подбирается по своей квалификации.

Ресурсы средств труда.

К этим ресурсам относятся  средства, которые служат для изготовления или каким-либо образом сопутствуют  изготовлению товара и имеют срок работы более одного года. Эти средства являются основным капиталом предприятия.

Основной капитал представляет собой часть капитала предприятия формирующую его неликвидные активы. Средства вложенные в основной капитал возмещаются постепенно в течении продолжительного периода времени более одного года. Так же, основной капитал - это денежная оценка основных фондов.

Существует несколько  классификаций основных фондов:

производственные основные фонды (машины, оборудование, гидротехнические сооружения - плотины, каналы, водоёмы; транспортные сооружения - мосты, дороги, тоннели; электросети, трубопроводы и  др.). Они функционируют в процессе производства, постоянно участвуют в нём, изнашиваются постепенно, перенося свою стоимость на готовый продукт, пополняются они за счёт капитальных вложений;

непроизводственные основные фонды (жилые дома, детские сады, школы, бани, прачечные и др. объекты  бытового и культурного назначения, здравоохранения и т.д.).Они предназначены для обслуживания процесса производства, и поэтому в нём непосредственно не участвуют, и не переносят своей стоимости на продукт, потому что он не производится; воспроизводятся они за счёт национального дохода.

Согласно существующей классификации  основные фонды подразделяются на следующие  виды:

  • здания;
  • сооружения;
  • передаточные устройства;
  • машины и оборудование, в том числе:
  • силовые;
  • рабочие;
  • измерительные и регулирующие предметы;
  • вычислительная техника;
  • прочие.
  • транспортные средства;
  • инструменты;
  • производственный инвентарь и принадлежности;
  • прочие основные фонды (рабочий скот, многолетние насаждения).

Информация о работе Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности