Предприятие как субъект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:10, реферат

Описание работы

Предприятие -- это самостоятельное производственное, хозяйственное учреждение, которое, используя свое имущество и средства, производит и реализует товары и услуги. Таким образом, предприятиями можно назвать не только сам бизнес, но и представителей его инфраструктуры. Итак, основная форма, в которой реализуется бизнес, есть коммерческая организация, или соответствующее этому понятию предприятие, имеющее целью деятельности получение прибыли.

Содержание работы

Введение
1. Понятие предприятия и основные факторы, влияющие на его деятельность
2. Принципы создания предприятия
3. Цель деятельности предприятия
4. Функции предприятия
5. Виды предприятий. Классификация
6. Организационно-правовые формы предприятий
7. Ликвидация и реорганизация предприятия
8.Заключение
9.Список литература

Файлы: 1 файл

экономика организации 2 курс.rtf

— 811.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Понятие предприятия и основные факторы, влияющие на его деятельность

2. Принципы создания предприятия

3. Цель деятельности предприятия

4. Функции предприятия

5. Виды предприятий. Классификация

6. Организационно-правовые формы предприятий

7. Ликвидация и реорганизация предприятия

8.Заключение

9.Список литература

 

 

Введение

 

Развитие экономики в условиях рыночного хозяйствования и ее возможные успехи всецело зависят от достижений в области формирования многообразных форм предпринимательской деятельности, от действия системы управления на федеральном и региональном уровнях предприятиями бизнеса, способности предпринимательских структур быстро адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопределенность будущей рыночной ситуации и возможности ее использования во благо своей фирмы.

Рыночная экономика -- сложнейшая экономическая система с присущим ей множеством степеней свободы. Самостоятельность конкретных предприятий приводит к тому, что определенный результат может быть достигнут путем оптимального выбора из альтернативных вариантов планово-управленческих решений.

С переходом на рыночные методы хозяйствования в российскую деловую действительность вошли принципиально новые производственные отношения. Они вызвали к жизни иную экономическую терминологию, значительно отличающуюся от понятийного аппарата плановой системы управления производством.

Среди наиболее употребительных терминов рыночной экономики можно выделить такое фундаментальное понятие, как бизнес. В отечественной специальной литературе существует единодушное понимание сущности бизнеса, его цели, организационных и правовых форм, области функционирования. Так, в одном толковом терминологическом словаре сообщается, что: «бизнес -- любой вид предпринимательской деятельности, приносящий доход; экономическая деятельность, дающая прибыль» .

Организационно по российскому законодательству бизнес представляется в форме предприятий. Предприятие -- это самостоятельное производственное, хозяйственное учреждение, которое, используя свое имущество и средства, производит и реализует товары и услуги. Таким образом, предприятиями можно назвать не только сам бизнес, но и представителей его инфраструктуры. Итак, основная форма, в которой реализуется бизнес, есть коммерческая организация, или соответствующее этому понятию предприятие, имеющее целью деятельности получение прибыли. Следовательно, тема работы является актуальной, так как в рыночных отношениях является очень важным правильный выбор формы и структуры предприятия, так это определяет в дальнейшем форму взаимоотношений предприятия с государством и партнерами и должна максимально соответствовать стратегическим задачам предприятия.

Цель работы - исследовать предприятие как главный субъект рыночной экономики.

Понятие предприятия и основные факторы, влияющие на его деятельность.

Предприятие - самостоятельно действующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, объединяющий сотрудников для достижения общих целей, несущий социальную ответственность в экономической системе общества и действующий рационально. Рациональность определяется системой целей предприятия. Чтобы объединить определённое количество людей, машин и финансовых средств в единое предприятие, необходимо сориентировать сотрудников предприятия на единые цели. Это задача управления предприятием.

Именно на предприятии протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работников со средствами производства. Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно осуществляет свою деятельность: оно само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объём производства продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет сотрудничать, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью. Обладая самостоятельностью, предприятие в условиях рынка несёт полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, оно отвечает за нарушение договорных, кредитных и налоговых обязательств.

На эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики влияют самые разнообразные факторы.

В зависимости от места возникновения факторы можно дифференцировать как внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся:

1) личность руководителя, его способность к управлению предприятием в условиях рынка;

2) инвестиционная и инновационная политика предприятия;

3) благоприятный социально-психологический климат в коллективе;

4) совершенствование организации производства и труда.

К внешним факторам относятся:

1) изменение конъюнктуры внутреннего и мирового рынка - соотношение спроса и предложения, колебание цен;

2) политическая обстановка внутри страны и за её пределами;

3) инфляционные процессы;

4) деятельность государства.

 

2. Принципы создания предприятия.

Создание предприятия базируется на определённых принципах, регулируемых гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах, а также в зависимости от формы собственности на имущество.

Создание нового предприятия происходит, как правило, в несколько этапов:

1. Возникновение идеи о создании нового предприятия, необходимого для производства конкретных видов продукции (работ, услуг);

2. Изучение и определения возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда.

3. Изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие.

4. Подбор поставщиков необходимых факторов производства.

5. Подбор соучредителей предприятия.

6. Определение финансовых источников формирования уставного капитала.

7. Разработка учредительных документов.

8. Осуществление государственной регистрации предприятия.

9. Изготовление печатей и штампов.

10. Постановка на учёт органах государственной налоговой службы.

Предприятия могут создаваться на базе государственной, муниципальной собственности, собственности граждан (физических и юридических лиц), на базе коллективной и смешанной собственности. Количество учредителей создаваемого предприятия законодательными актами не ограничивается, за исключением ЗАО и ООО, предел численности учредителей которых установлен в количестве 50 человек.

Размер уставного капитала создаваемого предприятия регламентируется Гражданским кодексом РФ. Для ОАО и предприятий с участием иностранных инвестиций минимальный порог устанавливается в 1000 МРОТ, а для ЗАО и ООО - 100 МРОТ.

 

3. Цель деятельности предприятия.

Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

- выпускать высококачественную продукцию, обновлять ее в соответствии со спросом;

- рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

- разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с имеющимися обстоятельствами;

- внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

- заботиться о работниках, росте их квалификации, повышении жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

- обеспечивать конкурентоспособность предприятия; - проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

В современных условиях перед предприятиями стоят иные цели и задачи, а получение прибыли находится не на первом месте. Руководители предприятий в большей степени озабочены проблемами реализации продукции, возможностью выплаты заработной платы работникам. В рыночной экономике на эффективность работы предприятия и организацию его финансовых отношений влияют разнообразные факторы, которые можно объединить в следующие группы:

- позитивные факторы - положительно, благотворно влияющие на деятельность предприятия;

- негативные факторы - отрицательно влияющие на его деятельность;

- внутренние - зависящие от деятельности самого предприятия;

- внешние - не зависящие от него.

К внутренним относят факторы связанные:

- с личностью руководителя;

- с ускорением НТП;

- совершенствованием организации производства, труда и управления (менеджментом) предприятием;

- с организационно-правовой формой хозяйствования;

- со спецификой производства и отрасли;

- с качеством и конкурентоспособностью продукции;

- с амортизационной и инвестиционной политикой и т.п.

К внешним относят факторы, связанные с изменениями:

- конъюнктуры мирового и внутреннего рынка;

- политической обстановки;

- инфляционных процессов и экономической политики государства и т.п.

 

4. Функции предприятия.

Как правило, в условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность предприятия направлена на то, чтобы путем планомерной работы и целесообразной экономии средств выполнить три основные функции предприятия:

получение сырья и ресурсов для использований на предприятии (приобретение);

переработка сырья и ресурсов до уровня готового товара или полуфабрикатов и его составных частей (производство);

исследование спроса и сбыт готовой продукции (продажа).

Для того что бы оптимально выполнить основные функции предприятия служат дополнительные функции:

определение направления бизнеса предприятия и его составных частей (менеджерское управление);

обеспечение информации, контроля и взаимосвязи между составными частями предприятия (общее управление, используя принцип согласованности, организация выпуска изделий, контролировать движение оборотных средств ).

Указанные основные функции предприятия и дополнительные функции образуют единое целое в области организационной структуры предприятия.

Основными изготовителями товаров в рыночном хозяйстве большинство стран являются частные предприятия.

Используя возможности оперативного маневрирования собственными или заемными средствами и быстрой перестройки и переналаживания производства, основные функции предприятия самостоятельно корректируют под свои планы, ориентируясь при этом на рыночный спрос и цены на товар, на то какова покупательская способность.

 

5. Виды предприятий. Классификация предприятий.

Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

- используемые ресурсы,

- отраслевая принадлежность.

- местоположение,

- размер предприятия,

- форма собственности,

- организационно-правовая форма,

В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

- использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),

- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),

- интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия:

Преимущества:

- Использование способностей сотрудников

- Лучшее использование машин

- Использование преимуществ местоположения предприятия

- Повышение мастерства

- Рост производительности труда

- Увеличение дохода

Недостатки:

- Монотонная деятельность

- Отчужденность и потеря смысла

- Заболевания из-за односторонней загрузки

- Невысокая гибкость из-за узкой специализации

- Отсутствие интереса к результатам совместной деятельности

Негативные последствия специализации и разделения труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления, то есть определенную долю от цены средств производства, которая ежегодно списывается на себестоимость продукции. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективною использования средств производства.

Информация о работе Предприятие как субъект рыночной экономики