Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 17:35, реферат
Прибыль влияет на такой обобщающий показатель, как рентабельность. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат — прибыль — сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а, следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования.
Введение
Преобразования, осуществляемые в нашей стране, направлены на формирование эффективной экономической системы и повышение на данной основе жизненного уровня населения. В указанном плане актуальным остается вопрос создания рынка на микроуровне, т.е. на уровне деятельности предприятий, организаций. В этом отношении рынок следует рассматривать как экономическую среду, в которой функционирует предприятие. Предприятие изменяет свое поведение в рыночных условиях, в связи с новыми социально-экономическими взаимоотношениями хозяйствующих субъектов на рынке использует полную экономическую самостоятельность и обособленность.
Влияние рынка на хозяйственное поведение предприятия проявляется через изменение подходов к ценообразованию, ориентации производства на реальный спрос, развитие прямых межхозяйственных связей, повышение технического и экономического потенциала, диверсификации производства.
Предприятие самостоятельно осуществляет оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несёт убытки, за счёт прибыли обеспечивает финансовое положение и дальнейшее развитие производства.
Одной из целей деятельности предприятий является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом.
Реализуя непосредственно цель производства — получение максимальной величины прибыли, — предприятие реализует и цель общества — наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей общества. Обществу нужны не рублёвые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание.
Соподчиненность этих двух целей — удовлетворение потребностей и получение прибыли — следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворит потребности. Необходимо изготовить продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая соответствует платежеспособным потребностям.
А приемлемая цена возможна только в том случае, если предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем получившаяся выручка.
В этом смысле прибыль — непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в режим такого поведения и не получает прибыли от своей производственно-хозяйственной деятельности, то оно вынуждено уйти из экономической среды и признать себя несостоятельным и банкротом.
Более чем какой либо другой показатель, прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы. Наконец, получение прибыли важнейшее условие конкурентоспособности предприятия.
По сравнению с другими стоимостными показателями, прибыль в наибольшей мере подходит для оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, так как выражает в стоимостной форме результат этой деятельности. При оценке прибыли, оценивается также рост объема товарной продукции и реализованной продукции, эффективность использования предприятием основных производственных фондов и других материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Прибыль влияет на такой обобщающий показатель, как рентабельность. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат — прибыль — сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а, следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Выявление резервов роста и рентабельности может быть установлено через систему взаимосвязанных направлений экономического анализа. Содержание анализа прибыли и рентабельности производственных предприятий состоит в объективной оценке достигнутого уровня организации производства и выявлении резервов дальнейшего улучшения качественных и количественных показателей.
Главной и основной единицей экономики является предприятие.
Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Виды классификаций предпринимательства.
Основными признаками классификации предприятий являются:
Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на: промышленные, сельскохозяйственные, предприятия транспорта, связи, строительства, кредитно-финансовые институты.
Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.
По своей структуре предприятия делятся на:
Узкоспециализированные предприятия изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, выпускающие продукцию широкого ассортимента и различного назначения (в промышленности и сельском хозяйстве).
Комбинированные предприятия чаще встречаются в химической, текстильной промышленности, в сельском хозяйстве. Суть состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно.
По размеру предприятия делятся на три группы: малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели: численность работающих, стоимость выпущенной продукции, стоимость основных производственных фондов.
По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы.
По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.
По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на: индивидуальные предприятия и коллективные предприятия.
По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.
По степени автоматизации производства — автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно-ручные и ручные.
По принадлежности капитала и соответственно по контролю над ним предприятия подразделяются на:
В зависимости от используемых ресурсов:
1) предприятия, использующие в основном трудовые ресурсы – трудоемкие;
2) предприятия,
интенсивно использующие
3) предприятия, интенсивно использующие средства материалы – материалоемкие.
По характеру деятельности предприятия бывают:
2)коммерческие — предприятия, приносящие доход.
1.1. Сущность, значение и особенности управления предприятием в условиях рыночной экономики
Каждое предприятие в условиях рынка, как указывалось ранее, стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производительности системы, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.д. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, форм хозяйствования.
Рисунок 1 – Структура предприятия
Сущность управления предприятия - установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе.
Принципы управления предприятием:
Роль принципов - конституционная основа. Различают общие и правила функционирования отдельных элементов. Общие принципы определяют как систему управления, так и присущи отдельным элементам.
1. Принцип научности управления.
• управленческая деятельность должна носить объективный характер;
• использование новейших методов и средств;
• управленческая деятельность под воздействием науки развивается совершенствуется;
2. Принцип экономичности. Основные затраты на управление - оплата труда персонала управления.
3. Принцип
экономичности управленческой
4. Принцип комплексности. Учет управленческой деятельностью всех факторов.
5. Принцип
системности управления. Предполагает
кроме комплексности учет
6. Принцип пластичности. Гибкость, легкая адаптируемость к изменяющимся внешним условиям.
7. Принцип само корректировки. Система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния.
8. Принцип оперативности. Быстрая реакция на изменение ситуации.
9. Принцип здравого смысла.
инфраструктура
В современной экономической литературе есть несколько определений прибыли, схожих по своему смыслу. Рассмотрим некоторые из них:
- Прибыль (бухгалтерская) - есть положительная разница между доходами предприятия, принимаемыми как приращение совокупной стоимости оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и её расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающиеся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала, т. е. - это разность между валовым доходом и издержками обращения.
- Прибыль экономическая представляет собой разность между выручкой от реализации услуг и всеми затратами, в том числе затратами упущенных возможностей, т. е. - это разность между валовым доходом и экономическими издержками.1 Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных затрат предприятия..
- Прибыль – это реализованный чистый доход, созданный прибавочным трудом работников, а именно разница между выручкой и полной себестоимостью продукции, работ, услуг.
- Прибыль
– это часть чистого дохода,
который непосредственно
- "Прибыль — это чистый доход сверх обычной нормы дохода за счет доступных инвестиционных возможностей".
- "Под прибылью понимается результат деятельности фирмы (компании, корпорации). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам".
Таким образом, анализируя различные научные трактовки прибыли, можно сформулировать следующее определение: Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия; определяется как разница между выручкой и затратами на производство и реализацию.
Когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки — это область критического риска что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.