Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:15, доклад
Сравним холдинговую структуру и ведение бизнеса в рамках одной компании (филиальная структура).
1.2. Преимущества и недостатки холдинговых структур
Сравним холдинговую структуру и ведение бизнеса в рамках одной компании (филиальная структура).
1.2.1. Неналоговые преимущества и недостатки холдинговых структур
Минимизация рисков. Если бизнес ведется в рамках одного юридического лица и это юридическое лицо сталкивается с проблемами (рейдерство, налоговая проверка, судебные иски и т.д.), данные проблемы затрагивают сразу весь бизнес. Например, арест счетов или имущества может парализовать весь бизнес. Распределение бизнеса по различным компаниям позволяет снизить риски. При этом активы и обязательства как бы раскладываются по разным карманам. Причем наиболее ценные активы могут быть "выведены" в наиболее защищенные структуры.
Распределение зон ответственности. Холдинговая структура позволяет выделить наиболее значимые центры ответственности в отдельные юридические лица, распределив зоны ответственности между ними. Это позволяет четко обособить имущество и обязательства компаний, вести точный учет финансового результата по направлениям бизнеса.
Руководитель центра ответственности получает статус генерального директора. Как показывает практика, сильных менеджеров гораздо легче привлечь на должность руководителя компании, чем на должность руководителя департамента (отдела).
Прозрачность. В холдинге, как правило, гораздо легче обеспечить прозрачность по сегментам деятельности (сегмент - вид деятельности или группа клиентов, на которых распространяется продукт). Так, если для каждого сегмента деятельности создано отдельное юридическое лицо, финансовый результат этого юридического лица отражает результат сегмента. Если же все сегменты деятельности ведутся в рамках одной компании, общие расходы (общехозяйственные, общепроизводственные) нужно распределять между всеми сегментами. От выбранного порядка распределения будет зависеть и финансовый результат каждого из сегментов. Причем различные варианты такого распределения могут давать результаты, сильно отличающиеся друг от друга.
Организация управления. Организовать
управление в холдинговой структуре, как
правило, сложнее, чем в рамках одной организации.
Так, если в рамках одного юридического
лица взаимоотношения могут регулироваться
организационно-
Расходы на администрирование. Холдинг требует больше расходов на администрирование, чем деятельность в рамках одного юридического лица. Так, по каждому юридическому лицу холдинга нужно составлять и представлять налоговую, бухгалтерскую, статистическую отчетности. Взаимоотношения между юридическими лицами холдинга требуют оформления договоров, определения цен по этим договорам, расчета налоговых обязательств по этим операциям.
Применение особенностей иностранного корпоративного законодательства. Российское корпоративное законодательство еще слишком молодое и не регулирует в достаточной мере многие хозяйственные ситуации. Например, в нашей стране не проработано законодательство по заключению акционерских соглашений. Иногда общество предоставляет возможность перспективным и ценным работникам стать его акционерами. При этом компания должна быть защищена от того, что работник уйдет к конкуренту, да еще и с акциями компании. В России пока нет законодательной базы, обязывающей работника продать акции компании, если он нарушит условия трудового договора.
Для решения указанной задачи головная организация холдинга может быть зарегистрирована в иностранном государстве с проработанным корпоративным законодательством (например, Нидерланды, Кипр, Великобритания и т.д.). Акции этой головной компании будут переданы работнику по соглашению акционеров иностранного государства (где эти вопросы уже решены).
1.2.2. Налоговые преимущества и недостатки холдинговых структур
Внутренняя реализация. Одним из объектов налогообложения является реализация. Именно с реализацией у налогоплательщика возникает обязанность по начислению налога на прибыль, НДС, акцизов. В соответствии со ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары (результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу). Это означает, что при передаче товаров (работ, услуг) внутри одного юридического лица (например, из цеха в отдел сбыта) реализация и налоговые обязательства у передающей стороны не возникают (нет перехода права собственности). Передача же товаров (работ, услуг) одного юридического лица другому внутри холдинга (например, завода торговому дому) приводит к реализации и, соответственно, к обязанности по уплате налогов (происходит переход права собственности от одного лица к другому).
В общем случае при внутренней реализации холдинговые структуры не несут налоговые потери.
Пример. Ситуация 1.
Цех и отдел сбыта являются структурными подразделениями одного юридического лица. В цеху была изготовлена деталь, себестоимость которой составляет 100 руб. Деталь была передана цехом в отдел сбыта, который продал ее покупателю за 236 руб. (в т.ч. НДС 18% - 36 руб.).
Налоговые обязательства юридического лица:
- НДС - 36 руб. (236 руб. / 118 x 18);
- налог на прибыль - 20 руб. ((200 - 100) x 20%);
- итого - 56 руб. (36 + 20).
Ситуация 2.
Завод (юридическое лицо) произвел деталь себестоимостью 100 руб. Затем деталь была продана заводом торговому дому (другому юридическому лицу) по цене 177 руб. (в т.ч. НДС 18% - 27 руб.). Торговый дом продал товар за 236 руб. (в т.ч. НДС 18% - 36 руб.).
Налоговые обязательства завода:
- НДС - 27 руб. (177 руб. / 118 x 18);
- налог на прибыль - 10 руб. ((150 - 100) x 20%);
- итого - 37 руб. (27 + 10).
Налоговые обязательства торгового дома:
- НДС - 9 руб. (36 - 27);
- налог на прибыль - 10 руб. ((200 - 150) x 20%);
- итого - 19 руб. (9 + 10).
Таким образом, налоговые обязательства холдинга составят 56 руб. (37 + 19).
И все-таки налоговые потери могут возникать при внутренней реализации - например, в случае, когда покупатель (компания холдинга) не является плательщиком НДС (например, применяет упрощенную систему налогообложения), а продавец (компания холдинга) уплачивает этот налог.
Консолидация убытков. В холдинге убытки одних организаций не уменьшают налоговую прибыль других. В результате эти убытки "теряются" для целей налогообложения. Другими словами, зачет прибыли одной компании и убытков другой в холдинге невозможен.
В рамках одного юридического лица такой проблемы нет - убытки одних подразделений уменьшают прибыль других. В результате налог на прибыль исчисляется с консолидированной прибыли. Поэтому одна из задач организации финансовых потоков в холдингах - не допустить формирование налоговых убытков в юридических лицах и, если таковые возникают, перенести их на прибыльные компании.
Пример. В холдинге два юридических лица:
- ООО "Новое", осуществляющее
новый вид деятельности. Согласно
бизнес-плану первые четыре
- ООО "Традиционное" - компания,
стабильно работающая с
Предположим, за год ООО "Новое" получило 10 млн руб. убытков, а ООО "Традиционное" - 15 млн руб. прибыли. В результате ООО "Традиционное" заплатит налог с 15 млн руб. прибыли. А ООО "Новое" сможет перенести убытки на будущее только на пятом году, когда появится первая прибыль (в соответствии со ст. 283 НК РФ оно сможет уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму убытка).
Если бы те же два вида деятельности осуществлялись в одном юридическом лице, прибыль составила бы 5 млн руб., и именно она облагалась бы налогом.
Существуют разные варианты решения данной проблемы. Например, можно временно осуществлять убыточный вид деятельности в прибыльном юридическом лице. Или перенести убыток с ООО "Новое" на ООО "Традиционное" хозяйственными договорами.
Консолидация прибыли. В рамках одного юридического лица прибыль входящих в него подразделений является прибылью этого юридического лица. Налоговых платежей при консолидации (переводе прибыли в головное подразделение) не производится.
В рамках же холдинга перевод прибыли в головную организацию может приводить к налоговым потерям. Для перевода прибыли должен быть выбран правовой механизм (выплата дивидендов, процентов по займам, роялти и т.д.).
Информация о работе Преимущества и недостатки холдинговых структур