Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:28, реферат
Следует отметить, что система премирования является мощным стимулом для работников и всегда благотворно сказывается на производительности и эффективности труда. Поэтому работодатели, разработав в организации систему премирования, обеспечат привлечение и сохранение высококвалифицированного персонала. Кроме того, выработается стремление каждого работника к достижению наилучших результатов и, как следствие, будут достигнуты цели, стоящие перед организацией в целом.
Введение
Переменная часть заработной платы включает премии. Это наиболее изменчивая часть оплаты труда: в зависимости от усилий работника премии могут выплачиваться, но могут и не выплачиваться. Премия — это поощрение работника за труд выше ожидаемого результата. Для оплаты ожидаемого (среднего) результата труда установлены оклады и ставки. Труд выше среднего значения поощряется премиями.
Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой труда по тарифным ставкам и должностным окладам.
Следует
отметить, что система премирования
является мощным стимулом для работников
и всегда благотворно сказывается
на производительности и эффективности
труда. Поэтому работодатели, разработав
в организации систему
Вопросы
премирования являются индивидуальными
для каждой конкретной организации,
то есть разрабатываются и
1. Премии, их сущность.
Премия - это денежная выплата работнику сверх заработной платы за достижение определенных результатов в труде. Систему премирования могут использовать все организации.
Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры премий и других стимулирующих выплат работникам исходя из ставок и окладов, определяемых на основе ЕТС.
Премия может быть:
1) предусмотрена системой оплаты труда, т.е. положением о премировании, трудовым или коллективным договором либо другими локальными нормативными актами предприятия. Статья 144 Трудового кодекса предоставляет право работодателю устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Эти системы могут устанавливаться также коллективным договором. При этом принятая в организации премиальная система оплаты труда должна предусматривать выплату премий определенному кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий премирования;
2) не предусмотрена системой оплаты труда, т.е. разовая премия. Согласно ст.191 ТК РФ работодатель может поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Работникам могут выплачиваться разовые премии за повышение производительности труда, за многолетний добросовестный труд, за другие достижения в работе.
Следует отметить, что если премия предусмотрена системой оплаты труда, то у работодателя возникает обязанность выплатить премию, а у работника при выполнении им показателей и условий премирования возникает право требовать выплаты премии. Выплаты разовых поощрительных премий производятся только по решению работодателя, при этом работник не имеет право требовать их выплаты.
При разработке систем поощрения работников организациям необходимо учитывать следующие рекомендации в отношении устанавливаемых премий:
2. Размер премий.
Подходы к определению размера премий могут быть различными.
Бюджетные организации определяют размеры премий в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Размер премии всех остальных организаций ограничивается только соответствующими внутренними документами (положением о премировании, коллективным договором).
Размер премии может быть установлен в твердой денежной сумме или в виде определенного процента от должностного оклада работника.
Наиболее удобным является процентное определение размера премии или его минимального и максимального предела. Поскольку в таком случае не требуется постоянного внесения в Положение о премировании изменений, связанных с индексированием размера премии. Кроме того, процентное определение размера премии позволяет дифференцировать поощрения работников в зависимости от занимаемой ими должности и величины должностного оклада.
Как правило, при достижении намеченных результатов премии специалистам и служащим начисляются в процентах к должностному окладу или в абсолютной сумме, а рабочим - в процентном отношении к тарифной ставке (сдельному заработку) или в конкретной сумме.
Можно также ввести дополнительные критерии определения размера премии. В частности, размер премии может быть увеличен в зависимости от длительности стажа работы в организации.
Если работник проработал неполный месяц (квартал) либо прекратил трудовые отношения с работодателем по уважительным причинам, в этих случаях выплата премии, как правило, производится за фактически отработанное время в учетном периоде.
Размер
выплачиваемого вознаграждения по итогам
работы за год может зависеть от
продолжительности стажа
3.Показатели премирования в
основных отраслях
В организации могут быть установлены следующие показатели премирования, влияющие на конечный результат производственно-финансовой деятельности организации:
- рост объемов производства и реализации продукции (работ, услуг);
- рост производительности труда;
- увеличение балансовой и чистой прибыли;
- повышение рентабельности производства и продукции;
- увеличение доли экспортируемой продукции в общем объеме производства;
- повышение качества продукции и др.
Премирование рабочих за основные результаты хозяйственной деятельности может быть как индивидуальным, так и коллективным.
Там, где условия организации производства предопределяют работу каждого рабочего независимо от других, при выполнении работ, требующих определенных навыков, целесообразно производить индивидуальное премирование. В этом случае индивидуальные показатели и условия премирования устанавливаются непосредственно по профессиям или видам работ.
Коллективное премирование может использоваться как при коллективной, так и при индивидуальной форме организации труда и его оплаты. Премия в этом случае начисляется бригаде в целом и распределяется между работниками с учетом личного вклада каждого в общие результаты работы и отработанного времени и максимальными размерами не ограничивается.
Коллективное премирование (при необходимости) может быть дополнено индивидуальным.
При организации премирования рабочих-сдельщиков и повременщиков основного производства основными показателями могут быть:
1) при стимулировании выполнения и перевыполнения объема производства:
- выполнение объема производства товарной продукции в действующих ценах;
- выполнение плана (задания) по объему производства и обязательной номенклатуре в натуральном выражении (штуках, метрах, тоннах и др.);
- выполнение плана производства продукции в стоимостном выражении по декадам месяца, суткам и прочим периодам (ритмичность производства);
- рост (прирост) объемов производства;
- выполнение нормативного объема производства продукции (работ, услуг);
- ритмичность производства и реализации продукции;
- выполнение и перевыполнение ежедневного планового задания по производству продукции;
2) при стимулировании роста производительности труда:
- рост производительности в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года, предыдущему периоду;
- выполнение и перевыполнение плана по производительности труда;
- выполнение заданных объемов работ с меньшей численностью к установленному сроку;
- снижение трудоемкости продукции;
- выполнение норм выработки (в натуральных, трудовых, стоимостных показателях);
- внедрение технически обоснованных норм выработки;
- высокоэффективное использование новой техники и прогрессивной технологии;
3) при стимулировании повышения качества продукции:
- бездефектное изготовление продукции и сдача ее с первого предъявления;
- отсутствие возвратов продукции от отдела технического контроля;
- соблюдение стандартов и технических условий;
- недопущение брака и обеспечение требуемого уровня качества выпускаемой продукции;
- повышение удельного веса продукции высокого качества;
- соблюдение параметров технологического режима;
- отсутствие претензий на продукцию (работы, услуги) со стороны потребителей;
- выполнение и перевыполнение плана по качеству (сортности) продукции;
- учет коэффициентов качества работы по основным составляющим системы управления качеством (на тех предприятиях, где действует система управления качеством).
Если же рекламации на качество выпущенной продукции по вине службы все-таки имеются, то начисленная премия может быть уменьшена в зависимости от числа полученных рекламаций и потерь от брака.
Размер премии за высокопроизводительный и качественный труд должен составлять не менее 50% от всей причитающейся работнику премии;
4) при стимулировании снижения материальных затрат:
- экономия сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, инструмента, запасных частей, уменьшение потерь, отходов;
- достижение установленных технически обоснованных норм расхода материальных ресурсов.
Премирование за экономию материальных ресурсов следует производить при соблюдении систематического достоверного учета расхода материалов и экономии конкретных видов материалов, достигнутой на конкретном рабочем месте, производственном участке.
При организации премирования рабочих, занятых обслуживанием основного производства, целесообразно определять показатели, которые непосредственно характеризуют улучшение результатов их работы, а именно:
- обеспечение бесперебойной и ритмичной работы оборудования по выпуску продукции;
- улучшение коэффициента его использования;
- увеличение межремонтного периода эксплуатации и сокращение затрат на обслуживание и ремонт;
- бесперебойное обеспечение рабочих мест инструментом и оснасткой, транспортными средствами, энергией, топливом и др.
Для рабочих вспомогательных цехов и обслуживающих участков рекомендуется устанавливать премию за следующие показатели:
- выполнение и перевыполнение нормированных заданий (графиков, программ);
- удешевление сметы затрат, экономию всех видов материально-технических ресурсов;
- отсутствие нарушений технологического режима по их вине;
- отсутствие претензий на несвоевременное и некачественное обеспечение основного производства.
Премирование руководителей, специалистов и других служащих за основные результаты хозяйственной деятельности следует производить по 4 целевым направлениям, стимулирующим выполнение и перевыполнение планов (заданий, норм), таким, как:
- рост объемов производства и реализации продукции (работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами;
- повышение производительности труда (рост выработки) по сравнению с достигнутым уровнем и др.;
- улучшение качества выпускаемой продукции (работ, услуг), расширение ее ассортимента и номенклатуры, повышение удовлетворенности потребительского спроса;
- снижение затрат на производство и повышение эффективности хозяйственной деятельности.
Число показателей премирования устанавливается, как правило, не более 2--3 по каждому из указанных выше направлений: один - основной, а другой - дополнительный, при перевыполнении которого премия за основной показатель увеличивается, а при невыполнении уменьшается.
В рыночных условиях хозяйствования прибыль (балансовая, чистая), а также увеличение объемов производства является основным источником расширения и технического совершенствования производства. В связи с этим прибыль как показатель премирования приобретает особое значение. Поэтому стимулирование роста прибыли является обязательным направлением в организации премирования руководителей, специалистов и других служащих, производственных и функциональных подразделений предприятий. Основными показателями премирования в данном случае могут быть: