Прибыль и рентабельность как мера эффективной работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 04:54, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время исследованию данной тематики посвящено достаточно много работ. Однако ряд вопросов, связанных с организационно-экономическим механизмом создания и функционирования системы управления первичных производственных звеньев с учетом рыночных концепций организации, до сих пор остается не решенным. Эффективность системы управления представляет собой отношение эффекта, полученного в результате ее совершенствования, к производственным затратам. Поэтому главной задачей экономического анализа на предприятиях является выявление эффекта, который должен определяться, прежде всего, тем, в какой степени система управления производством способствует достижению главных целей организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Прибыль…………………………………………………………………………4

1.1. Основное понятие прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли.4

1.2. Планирование прибыли……………………………………………………...6

1.3. Распределение прибыли.................................................................................11

2. Рентабельность. Её виды и экономическое содержание…………………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………22

Файлы: 1 файл

!!!Прибыль и рентабельность как мера эффективной работы предприятия.rtf

— 317.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Заочное отделение

Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита 
 
 
 

Контрольная работа 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Экономика организаций (предприятия) I 
 

на тему:

  Прибыль и рентабельность как мера эффективной работы предприятия 
 
 
 

Выполнила студентка                                                                _________ /_____________/

группы № БЗ-19

№ зач. кн. _______99                                                                        « ___» января 2011 г.

 

Принял                                                           

  «___________________»                                                      _________/Демяхина Е.В./

                                                                             

                                                                                                         «____»_____________2011 г.

      г. Таганрог

      2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Прибыль…………………………………………………………………………4

1.1. Основное понятие прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли.4

1.2. Планирование прибыли……………………………………………………...6

1.3. Распределение прибыли.................................................................................11

2. Рентабельность. Её виды и экономическое содержание…………………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Среди вопросов, решения которых сегодня требует организация хозяйственной деятельности предприятий в условиях рынка, следует выделить проблему формирования эффективной системы управления с учетом изменений внешней и внутренней среды.

       В настоящее время исследованию данной тематики посвящено достаточно много работ. Однако ряд вопросов, связанных с организационно-экономическим механизмом создания и функционирования системы управления первичных производственных звеньев с учетом рыночных концепций организации, до сих пор остается не решенным. Эффективность системы управления представляет собой отношение эффекта, полученного в результате ее совершенствования, к производственным затратам. Поэтому главной задачей экономического анализа на предприятиях является выявление эффекта, который должен определяться, прежде всего, тем, в какой степени система управления производством способствует достижению главных целей организации.

       Для определения эффективности, необходимо выбрать критерий, в соответствии с которым можно судить, эффективна система управления предприятия или нет, если да, то в какой степени. Для количественного выражения эффективности критерий должен быть охарактеризован определенным числовым выражением и соответствовать оцениваемому явлению, быть универсальным и простым в применении, давать однозначную и полную оценку [2].

        Основной задачей работы любого предприятия или организации есть получение прибыли. Это один из главных факторов, влияющих на:

    • расширение производства;
    • внедрение более усовершенствованных технологий;
    • экономическую стабильность.

       Но при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение.

1. Прибыль

1.1. Основное понятие прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли

        Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода.

        Валовой доход - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, то есть включающий в себя оплату труд и прибыль.

     Конечный финансовый результат (валовая прибыль или валовой убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,  уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

        Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС  и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы [8].

     Вторая составляющая валовой прибыли предприятия - прибыли от реализации основных фондов и иного имущества.

     Третья составляющая валовой прибыли - прибыль от внерелизационных операций, то есть от операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью предприятия: сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам предприятия, превышение суммы полученных штрафов над уплаченными, прибыль от совместной деятельности, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и др.

        Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам.

        К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

        Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

        Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объемов средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д.

        Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологий их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. [6].

        К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труд и быта и др.

        При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономично расходуются материальные ресурсы - ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.

        В индустриально развитых странах (США, Канада, Германия, Англия, Франция, Италия и др.) широкое распространение получил расчет конечных результатов деятельности предприятия с помощью метода «затраты - выпуск». В соответствии с этим методом общий результат работы предприятия определяется путем суммирования эксплуатационного, финансового и чрезвычайного результатов. По каждому из видов деятельности производится соизмерение затрат с выпуском продукции (реализацией), доходами и определяется конечный результат. Эксплуатационной считается деятельность, соответствующая уставу предприятия; финансовой - деятельность, связанная с финансовым и банковским обслуживанием предприятия, выпуском ценных бумаг, участием в капитале сторонних предприятий, предоставлением и получением кредитов; чрезвычайной - деятельность по операциям длительного характера, как правило, продолжительностью от 2 до 5 лет (например, реализация основных фондов, ноу-хау, авторского и арендного права) [10].

  

1.2. Планирование прибыли

        Определяющая роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того, насколько обоснованно определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

        Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом [2].

        Многообразие форм и направлений деятельности предприятий и существующая система налогообложения требует раздельного планирования прибыли по ее видам. Раздельно планируется:

    1. прибыль от реализации товарной продукции;
    2. прибыль от реализации прочей продукции нетоварного характера;
    3. прибыль от реализации имущества;
    4. прибыль от внерелизационных доходов.

        Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализации товарной продукции. В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.

        Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

П = (В * Ц) - (В * С)

где П - плановая прибыль;

    В - выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;

    Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

    С - полная себестоимость продукции.

        Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого периода [6].

        Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.

        Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях поверки и контроля последнего.

        Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

     При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемо в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:

Информация о работе Прибыль и рентабельность как мера эффективной работы предприятия