Прибыль и рентабельность коммерческого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:31, реферат

Описание работы

Прибыль является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников. Прибыль является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль выполняет следующие основные функции:
является мерилом оценки деятельности предприятия;
используется в качестве источника материального поощрения труда работников;
выступает источником вознаграждения владельцев акций, паев в уставном капитале предприятия;
является источником самофинансирования развития предприятия;
служит источником пополнения государственного бюджета.

Содержание работы

Сущность и функции прибыли коммерческого предприятия……………………………………………………3-5
Анализ прибыли и рентабельности коммерческого предприятия…………………………………………………....6-7
Рентабельность коммерческого предприятия и показатели ее оценки…………………………………………………………8-10
Список использованной литературы…………………………11

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 33.93 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Санкт-Петербургский институт Машиностроения

(ЛМЗ-ВТУЗ)

 

 

 

 

Реферат

По экономике  предприятия

На тему: «Прибыль и рентабельность коммерческого предприятия»

 

Выполнила студентка группы: 2801

Смирнова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание

 

  1. Сущность  и функции прибыли коммерческого предприятия……………………………………………………3-5
  2. Анализ прибыли и рентабельности коммерческого предприятия…………………………………………………....6-7
  3. Рентабельность коммерческого предприятия и показатели ее оценки…………………………………………………………8-10
  4. Список использованной литературы…………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и функции прибыли коммерческого предприятия.

 

Виды прибыли и направления  использования

Прибыль является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников. Прибыль является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль выполняет следующие основные функции:

  • является мерилом оценки деятельности предприятия;
  • используется в качестве источника материального поощрения труда работников;
  • выступает источником вознаграждения владельцев акций, паев в уставном капитале предприятия;
  • является источником самофинансирования развития предприятия;
  • служит источником пополнения государственного бюджета.

Прибыль измеряется суммой и уровнем. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток. В упрощенном виде прибыль – это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой).В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления оперируют следующими понятиями (видами) прибыли: экономическая, прибыль от реализации, балансовая, чистая, номинальная, реальная, минимальная, максимальная, предпринимательская, нераспределённая (накопительная), облагаемая и необлагаемая налогом, остающаяся в распоряжении предприятия и др. Экономическая прибыль – разность между полученной выручкой (ВД) и экономическими издержками (явные + неявные (упущенных возможностей)). Прибыль от реализации (торговая прибыль) – разность между ВД от реализации и ИО. Балансовая прибыль включает прибыль от реализации и других видов деятельности, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Чистая прибыль – разность между балансовой прибылью и налогами, выплаченными предприятием из балансовой прибыли.

Номинальная прибыль – фактически полученный её размер.

Реальная прибыль – это номинальная  прибыль, скорректированная на уровень  инфляции (характеризует покупательную  способность предприятия).

Минимальная, нормальная, целевая  и максимальная прибыли связаны  с объёмом деятельности, достижение каждой из них означает, что предприятие  находится в зоне убыточности, безубыточности, прибыльности.

Недополученная прибыль (издержки упущенных возможностей) – денежные доходы, которые могло бы получить предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов.

Распределение прибыли основывается на соблюдении трёх принципов: обеспечение  материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов  при наименьших затратах; накопление собственного капитала; выполнение обязательств перед государственным бюджетом.

Налогооблагаемая прибыль не определяется и сумма налога не рассчитывается, если предприятие коммерческого  посредничества уплачивает единый налог  на вменённый доход для определённых видов деятельности. В этом случае объектом налогообложения является вменённый доход на очередной  календарный месяц. Расчёт налога производится с учётом базовой доходности по видам  деятельности и корректирующих коэффициентов. (Более подробно см. в теме “Налогообложение деятельности коммерческих предприятий”)

Чистый доход предприятия после  уплаты налогов и отчислений используется для формирования:

  • фонда накопления (развития), что соответствует приросту основных и оборотных фондов предприятия (прирост капитала);
  • фонда потребления (для повышения материальной заинтересованности работников предприятия в повышении эффективности и рентабельности предприятия);
  • резервного фонда, предназначенного для финансирования непредвиденных затрат, связанных с риском хозяйственной деятельности, если они предусмотрены учредительными документами, законами, требованиями практики.

В России резервный фонд (резервный  капитал) создаётся и пополняется  за счёт прибыли только в акционерных  обществах и обществах с ограниченной ответственностью.

Фонд накопления создаётся для  финансирования производственного  развития предприятия: на финансирование капитальных вложений, расширение и  реконструкцию предприятия, на финансирование новых разработок, на погашение ссуд и процентов по ним, на содержание объектов социально-культурно-бытового назначения, на пополнение собственных  оборотных средств и др. Фонд накопления свидетельствует о росте имущественного состояния предприятия, увеличение собственных его средств.

Фонд потребления – источник средств, зарезервированных предприятием для осуществления мероприятий  по социальному развитию (кроме капитальных  вложений) и материальному поощрению  коллектива.

Фонд потребления направляется на следующие цели: на выплату единовременных вознаграждений по итогам работы за год; на выплату пособий; на оплату проезда; на выдачу беспроцентных ссуд работникам предприятия; на установление надбавок к премиям работающим пенсионерам; единовременные поощрения работников и др.

Отдельные предприятия, добровольные объединения могут иметь несколько  отличный от общего порядок распределения  прибыли. Такое отличие обусловлено  спецификой создания уставного капитала, целевой стратегией и тактикой, формами  собственности.

Каждое предприятие ежегодно составляет плановые сметы и сметы фактического использования фонда накопления и фонда потребления. В каждой из этих смет показывается находящийся  остаток средств, поступление средств  в отчётном году, расходы по конкретным направлениям, остаток средств на начало будущего периода. Фактическое  исполнение сметы анализируется  на прямое соответствие плановым разработкам  и оценивается целесообразность произведённых расходов.

 

 

 

 

 

 

2. Анализ прибыли и  рентабельности коммерческого предприятия

В ходе анализа прибыли и рентабельности изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, размер налогов и др.).

Анализ прибыли производится в  несколько этапов:

На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и по его подразделениям путем выявления  тенденции изменения массы прибыли  и рентабельности за исследуемый  период. В этих целях исчисляются  темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и  сравниваются с динамикой аналогичных  показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

На втором этапе оценивается  влияние факторов на прибыль и  рентабельность:

а) изменение объема товарооборота  в текущих ценах рассчитываются по формуле:

=  (1)

гдеизменение прибыли за счет изменения размера товарооборота;

Р0, Р– плановый и фактический объем товарооборота (объем товарооборота в отчетном и базисном периодах);

Rо – плановый уровень рентабельности (рентабельность продаж за предшествующий период);

б) изменение объема продаж в сопоставимых ценах: 

=  (2)

где: СР – сопоставимый товарооборот

в) для измерения влияния цен  реализуемых товаров на прибыль  можно использовать формулу: 

(3)

где: ФТ – физическая масса товаров;

I– индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным;

г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль: 

(4)

где УВД– фактический уровень валового дохода;

УВД– плановый (базисный) уровень валового дохода;

д) оценка влияния издержек обращения  на прибыль:

 
 (5)

где УИО– фактический уровень издержек обращения;

УИО– уровень издержек обращения планового (базисного) периода;

е) влияние на размер балансовой прибыли  изменения прочих доходов и затрат определяется методом прямого счета;

ж) изменение эффективности использования  ресурсов и капиталов: 

(6)

где: Р- размер вложенных ресурсов;

R– рентабельность использования капитала.

Затем возможен расчет удельного веса в валовых доходах чистой продукции (заработная плата плюс прибыль), удельного  веса в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей  необходимо построить график их взаимосвязи  и определить достаточность доходов  и прибыли для решения основных задач.

На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и  все возможности их использования  в перспективе (таковыми могут быть: ускорение оборачиваемости оборотных  средств, повышение эффективности  затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования  торговых площадей, рост продажи товаров  в натуральных единицах измерения). На основе глубокого анализа прибыли и рентабельности разрабатывается план прибыли на перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рентабельность коммерческого  предприятия и показатели ее  оценки.

 

Факторы, влияющие на величину прибыли  и рентабельности

Для оценки эффективности работы торгового  предприятия недостаточно использования  показателя прибыли, поскольку наличие  прибыли еще не означает, что предприятие  работает хорошо. Абсолютная сумма  прибыли не позволяет судить о  степени доходности того или иного  предприятия, сделки, идеи. Многие торговые предприятия, получившие одинаковую сумму  прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для  определения эффективности производственных затрат необходимо использовать относительный  показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно  взаимосвязанные понятия, но не тождественные  по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать  с двух позиций – как объективную  экономическую категорию и как  количественный показатель.

Как объективная экономическая  категория рентабельность характеризует  прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (фирмы, компании).

В экономической теории применяется  несколько определений категорий  рентабельности:

прибыльность;

отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к  стоимости затрат на ее получение;

сопоставление результатов хозяйственной  деятельности с затратами или  ресурсами, исчисленными в стоимостной  форме;

интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.

В любом определении, рентабельность будет означать процентное отношение  суммы полученной (ожидаемой) прибыли  к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости  основных и оборотных средств, фонду  оплаты труда и т.д.

Рентабельность товарооборота  определяется:

а) для розничной торговли:

Rр=  (7)

где Пб – балансовая, чистая прибыль  или прибыль от реализации торгового  предприятия;

R – объем розничного товарооборота  (продаж);

б) для предприятий оптовой торговли:

R= П. б. 100 (8)

где Пб – балансовая (чистая, от реализации) прибыль оптового предприятия;

ОТС – оптовый товарооборот с  участием оптового предприятия в  расчетах;

в) для предприятий питания:

Rп = П б. 100 (9)

где, Пб – балансовая (чистая) прибыль предприятий питания;

ВТП – валовой товарооборот предприятия  питания.

Рентабельность продаж показывает, какая прибыль получена в расчете  на 1 рубль (100 или 1000 руб.) оборота или  сколько процентов занимает прибыль  в товарообороте.

Коэффициент текущих издержек позволяет  определить эффективность произведенных  расходов и их окупаемость. Для его  расчета применяется следующая  формула:

 
Rио = Пб. 100% (10)

Ио

где, ИО – сумма текущих расходов.

Данный коэффициент характеризует  величину прибыли на 1 рубль текущих  затрат. Чем выше эта величина, тем  выше эффективность деятельности торгового  предприятия.

Рентабельность совокупных затрат определяется как отношение балансовой (чистой) прибыли к стоимости основных (ОФ) и оборотных фондов (ОС), расходов на содержание работников:

Информация о работе Прибыль и рентабельность коммерческого предприятия