Прибыль, как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:30, реферат

Описание работы

цель данного реферата – рассмотреть виды прибыли предприятия и раскрыть их взаимосвязь.
Поставленная цель требует решить следующие задачи:
• определить экономическую сущность прибыли;
• раскрыть основные функции прибыли;
• рассмотреть виды прибыли;
• раскрыть взаимосвязь видов прибыли.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................2
1. Экономическая сущность и содержание прибыли.....................................4
2. Функции прибыли.........................................................................................7
3. Виды прибыли и их взаимосвязь.................................................................8
Заключение.......................................................................................................15
Список использованных источников.............................................................16

Файлы: 1 файл

реферат 1.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

     Введение..............................................................................................................2

  1. Экономическая сущность и содержание прибыли.....................................4
  2. Функции прибыли.........................................................................................7
  3. Виды прибыли и их взаимосвязь.................................................................8

Заключение.......................................................................................................15

Список использованных источников.............................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики необходимым  в деятельности любого предприятия  является получение прибыли. Получив финансовую самостоятельность и независимость, предприятие вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Прибыль в условиях рынка используется не на потребление,  а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность.

    Величина прибыли зависит  от производственной, снабженческой,  сбытовой и финансовой деятельности  предприятия. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия [1]. Рост показателя создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

Получение прибыли является обязательным  условием функционирования предприятия. Прибылью (рентабельностью) оценивается  эффективность хозяйствования, это  главный источник финансирования экономического и социального развития.

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью [5].

Таким образом, цель данного  реферата – рассмотреть виды прибыли предприятия и раскрыть их взаимосвязь. Поставленная цель требует решить следующие задачи:

    • определить экономическую сущность прибыли;
    • раскрыть основные функции прибыли;
    • рассмотреть виды прибыли;
    • раскрыть взаимосвязь видов прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая сущность и содержание прибыли

Основой рыночного механизма  являются экономические показатели, необходимые для планирования и  объективной оценки производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса.

Прибыль имеет следующее  значение в деятельности предприятий:

• в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

• используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;

• выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и  является важнейшим финансовым ресурсом предприятия [2].

Многогранный характер прибыли  означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой  подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.

1) В число образующих факторов включена выручка, получаемая предприятием от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов — доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.                  

2) Взаимовлияющие факторы включают внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.

3) Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.

  1. Факторы использования относятся только к той прибыли, которая

остается в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат [7].

В условиях рыночных отношений, как  свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый — это монопольное  положение предприятия по выпуску  той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

  • во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
  • во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);
  • в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
  • в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства [11].

Однако получение прибыли в  условиях рынка всегда связано с  риском — над предприятием постоянно  висит угроза потерять вложенный  капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

     Полностью  избежать риска в предпринимательской  деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, заключение фьючерсных сделок и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции прибыли

 Прибыль выполняет важные функции. Экономисты выделяют учетную, распределительную и стимулирующую функции прибыли. Учетная функция прибыли состоит в том, что она представляет собой необходимый элемент цены (оптовая цена предприятия = себестоимость продукции + +прибыль). Следовательно, как и цена в целом, прибыль учитывает общественно необходимые затраты труда, необходимые для обеспечения воспроизводства, расширения его масштабов, удовлетворения общественных нужд (управление, оборона). Именно воспроизводимыми потребностями определяется нижняя, минимальная граница размеров прибыли, закладываемой в цену каждого товара и услуги.

 Другая функция  прибыли – распределительная.  Суть ее заключается в том,  что с помощью прибыли формируются  доходы всех участников производства  – предприятий (фирм), государства, работников. При первичном распределении прибыли формируются различные денежные фонды, обеспечивающие при последующем использовании (перераспределении) финансирование проектов фирм и расходов государства, других рыночных структур – финансовых и кредитных организаций, банков, страховых компаний, бирж; создаются резервные фонды и др.

 Следующая функция  прибыли – стимулирующая. Прибыль  обеспечивает главный экономический  интерес фирмы – обеспечение  наиболее полного удовлетворения  спроса в продукции и услугах  по ценам, приносящим достаточный доход для расширения деятельности и удовлетворения личных потребностей. Для получения достаточной прибыли необходимо снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований. Часть прибыли используется для стимулирования труда всех работников, что способствует лучшей организации и росту производительности труда [3].

 

  1. Виды прибыли и их взаимосвязь

Общий финансовый результат  хозяйственной деятельности в бухгалтерском  учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей  и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.

  Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления. По этой причине прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не  отражают реального притока  денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

       На счете прибылей  и убытков финансовые результаты  деятельности предприятия отражаются  в двух формах:

1. как результаты (прибыль или убыток) от  реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;

2. как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета «Прибылей и убытков» без предварительной записи на каких-либо других счетах [10].

                     Основными показателями прибыли  являются:

  • общая прибыль (убыток) отчетного периода -  балансовая прибыль (убыток);
  • валовая прибыль;
  • прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
  • прибыль от финансовой деятельности;
  • прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
  • налогооблагаемая прибыль;
  • чистая прибыль.

         На каждом предприятие формируется  четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия. Формирование прибыли выглядит таким образом (таблица 1) [4].

Прибыль на предприятии зависит  не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль».

 Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли  (убытка) от реализации продукции,  финансовой деятельности и доходов  от прочих внереализационных  операций, уменьшенных на сумму  расходов по этим операциям.  Она состоит из прибыли от  реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов).

Информация о работе Прибыль, как экономическая категория