Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 00:21, курсовая работа
Целью работы явилось исследование теоретических и практических подходов к экономическому обоснованию прибыли в торговом предприятии.
Цель потребовала решения следующих задач:
изучить экономическую сущность прибыли, принципы и источники их формирования;
проанализировать общее экономическое состояние предприятия – объекта исследования;
Определим величину коэффициента текущей ликвидности, который показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные активы, по формуле (4).
(4)
(5)
Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий какую часть текущей краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравниваемых к ним финансовых вложений, был рассчитан по формуле:
(6)
Коэффициент «критической оценки» отражает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет денежных средств.
(7)
Расчет коэффициентов ликвидности для ООО "Торговый Дом "Диск" приведен в таблице 4.
Таким образом, расчет коэффициентов показал, что в 2011 году коэффициент текущей ликвидности не соответствовал необходимому значению, к концу 2012 года ситуация улучшилась, хотя коэффициент не достиг оптимального значения. Коэффициент абсолютной ликвидности находится на нижней планке нормы, а коэффициент «критической оценки» даже не приблизился к нормативным показателям. В 2013 году все коэффициенты имели отрицательную динамику, что позволяет говорить о том, что у ООО "Торговый Дом "Диск" существуют серьезные проблемы с платежеспособностью.
Таблица 4 Коэффициенты ликвидности ООО "Торговый Дом "Диск" в 2011-2013 гг.
Наименование показателя |
Нормальное значение |
2011 |
2012 |
Изменение (+;-) |
2013 |
Изменение (+;-) |
Коэффициент текущей ликвидности |
Необходимое значение 1,5; оптимальное – от 2 до 3,5 |
1,16 |
1,5 |
0,34 |
1,1 |
-0,4 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
>0,1 (чем больше, тем лучше) |
0,14 |
0,32 |
0,18 |
0,23 |
-0,14 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
>0,1 |
0,13 |
0,13 |
0 |
0,11 |
-0,02 |
Коэффициент «критической оценки» |
Допустимо 0,7 |
0,18 |
0,15 |
-0,03 |
0,13 |
-0,02 |
Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка степени независимости от заемных источников финансирования.
Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая организация в финансовом отношении (таблица 5).
Таким образом, динамика коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ООО "Торговый Дом "Диск" свидетельствует о том, что в течение 2012 года организации удалось улучшить показатели финансовой устойчивости и в конце года они практически все приблизились к оптимальным значениям. Однако, в 2013 году показатели коэффициентов опять были ниже нормативных значений, что, по крайне мере, говорит о неустойчивом развитии ООО "Торговый Дом "Диск".
Таблица 5 Значения коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ООО "Торговый Дом "Диск" в 2011-2013 гг.
Показатели |
Нормальное ограничение |
2011 |
2012 |
Изменение (+;-) |
2013 |
Изменение (+;-) |
Коэффициент капитализации (U1) |
Не выше 1,5 |
0,75 |
0,54 |
-0,21 |
0,8 |
0,26 |
Коэффициент обеспечения собственными источниками финансирования (U2) |
Нижняя граница 0,1; |
0,14 |
0,32 |
0,18 |
0,18 |
-0,14 |
Коэффициент финансовой независимости (U3) |
0,57 |
0,65 |
0,08 |
0,49 |
-0,16 | |
Коэффициент финансирования (U4) |
1,33 |
1,9 |
0,57 |
1,01 |
-0,79 | |
Коэффициент финансовой устойчивости (U5) |
0,57 |
0,65 |
0,08 |
0,49 |
-0,16 |
Более полное представление о действительном состоянии дел дает анализ прибыли ООО "Торговый Дом "Диск" за 2011-2013 годы, составленный на основе формы №2 ОКУП «Отчет о прибылях и убытках».
В 2012 году, по сравнению с 2011 годом наблюдался устойчивый прирост выручки от реализации продукции, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой (нераспределенной) прибыли. Правда, одновременно с этим существенно снизилась валовая прибыль и наблюдался рост себестоимости товаров, что требует от менеджмента компании внимания к этим статья. Однако 2013 году произошло сокращение показателей выручки, прибыли от продаж, чистой прибыли, что безусловно негативно влияет на состояние организации.
По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф.№2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, рентабельность деятельности, чистую и валовую рентабельность, а также затратоотдачу. Эти показатели, применительно к деятельности ООО "Торговый Дом "Диск" приведены в таблице 6.
Таблица 6 Показатели, характеризующие рентабельность деятельности ООО "Торговый Дом "Диск" в 2011-2013 гг.
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
Изменение (+;-) |
2013 |
Изменение (+;-) |
Рентабельность продаж |
14,45 |
7,28 |
-7,17 |
6,23 |
-1,05 |
Чистая рентабельность |
2,81 |
4,46 |
1,65 |
3,52 |
-0,94 |
Экономическая рентабельность |
7,43 |
11,19 |
3,76 |
7,56 |
-3,63 |
Рентабельность собственного капитала |
13,04 |
17,2 |
4,16 |
15,6 |
-1,6 |
Валовая рентабельность |
30,1 |
31,4 |
1,3 |
28,2 |
-3,2 |
Затратоотдача |
14,23 |
8,05 |
-6,18 |
6,3 |
-1,75 |
Как показывает таблица 6 в 2013 году произошло снижение всех показателей рентабельности, особенно тех, которые связаны с прибылью от продаж, так как ее размер в анализируемом году сильно сократился.
Поэтому целесообразно провести ее факторный анализ рентабельности продаж (услуг) (R1 или RП), то есть определить, как то или иной фактор влияет на этот показатель деятельности ООО "Торговый Дом "Диск".
(8)
где В1 и В0 – отчетная и базовая выручка;
С1 и С0 – отчетная и базовая себестоимость;
КР1 и КР0 – отчетные и базовые коммерческие расходы;
УР1 и УР0 – управленческие расходы в отчетном и базовом периодах.
Расчет по ООО "Торговый Дом "Диск" проводился с учетом имеющихся данных по показателям. За базовый был принят 2012, а за отчетный – 2013 год.
(9)
3. Влияние
изменения коммерческих
(10)
4. Влияние
изменения управленческих
(11)
Совокупное влияние факторов составляет:
(12)
Совокупный показатель влияния факторов на рентабельность продаж (услуг) ООО "Торговый Дом "Диск" составляет – 5,2%, что показывает снижение рентабельности продаж отчетного периода (2013 года) по сравнению с 2012 годом на 5,2%.
Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что наиболее проблемной зоной для ООО "Торговый Дом "Диск" является прибыль от продаж, снижение которой отражается на основных финансовых результатах деятельности организации и необходимо рассмотреть возможности изменения этой ситуации.
Управление прибылью и рентабельностью является составным элементом менеджмента предприятия. Поэтому принципы управления прибылью опираются на принципы управления экономикой.
Выделим основные из них:
- правовая регламентация управления (законность управления) - опора на нормативно-правовую базу при определении, учете, распределении прибыли предприятия;
- социальная ориентация (повышение благосостояния населения, работников, качества жизни и т.п.) - улучшение, как условий жизни и труда работников своего предприятия, так и благосостояния обслуживаемого населения;
- системный подход к управлению прибылью, под которым понимается рассмотрение экономического объекта как системы, совокупности взаимосвязанных элементов (подсистем), имеющих выход (реализация цели), вход (ресурсный потенциал), взаимосвязь с внешней средой - управление организацией, как гармоничным организмом;
- сохранение и дальнейшее развитие конкурентных преимуществ объекта управления, предусматривающее выявление сильных и слабых сторон объекта, что позволяет сформировать стратегию его развития на основе прогнозирования и добиться превосходства над конкурентами.
На основе вышеперечисленных принципов управления прибылью сформулируем основные требования, предъявляемые к этому процессу:
- органическая интегрированность системы управления прибылью с общей систему управления предприятием;
- комплексность формирования управленческих решений, предусматривающая наличие взаимосвязи между всеми решениями в области управления прибылью с учетом их предполагаемого воздействия на конечные результаты управленческой деятельности;
- высокий динамизм управления. Известно, что высокая динамика факторов внешней среды, в особенности изменения конъюнктуры рынка, порождает необходимость использования на разных этапах управленческой деятельности новых решений. Кроме того, вызывает определенные изменения в управлении прибылью и динамика внутренних условий функционирования предприятия;
- альтернативность в принятии управленческого решения, предусматривающая наличие многовариантности подходов при определении критериев, которые формируют политику управления процессами формирования, распределения и использования прибыли. Система таких критериев для каждого субъекта хозяйствования носит индивидуальный характер;
- ориентация на стратегию развития. Другими словами, каждое решение в области управления прибылью должно гармонично увязываться с миссией предприятия (главной целью деятельности) и стратегическими направлениями его развития. Причем глобальной предпосылкой успешной разработки стратегии управления на любом уровне является правильное определение приоритетов и целей. Лишь верное обозначение целей может стать гарантом поиска путей и средств их реализации. Первостепенной задачей для каждого предприятия в условиях рынка становится создание эффективного и непрерывного механизма управления прибылью, который представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений со всесторонним учетом особенностей их формирования, распределения и использования. Взаимосвязь с общей системой управления предприятием, высокий динамизм системы, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, финансового состояния и других параметров деятельности, ориентированность на стратегические цели развития становятся основными требованиями к процессу управления прибылью.
Принципы управление прибылью согласуются и с принципами управления финансами в целом. В качестве основного здесь выступает принцип экономической эффективности, смысловая нагрузка которого определяется тем обстоятельством, что система должна быть экономически целесообразна, то есть прямые расходы оправданы прямыми или косвенными прибылью.5