Принцип экономического сотрудничества России с Западом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 11:53, контрольная работа
Описание работы
Экономика – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Предмет экономической теории – то, как человек и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов. Экономику также называли политической экономией, однако начиная со второй половины XIX века она стала политически нейтральной, и слово «политика» было исключено из определения. В настоящее время считается, что экономика дает возможность предсказывать результат тех или иных политических решений, при этом не вмешиваясь в политику.
Содержание работы
Что такое экономика……………………………………….3 Виды экономики……………………………………………3 Экономическая политика…………………………………5 Законы экономики…………………………………………9 Что такое переходная экономика?...................................13 Смешанная экономика в современной России……….18 Принцип экономического сотрудничества России с Западом……………………………………………………..19 Как изменить сложившуюся экономическую ситуацию в России………………………………………...21
Фактически он звучит так: чем
цены выше, тем спрос ниже и наоборот, чем
цены ниже, тем спрос выше. Таким образом,
главным фактором который оказывает влияние
на спрос, является цена.
На спрос также оказывают влияние
неценовые факторы:
1. Доходы
2. Наличие данного товара на
рынке (дефицит).
3. Психология покупок и вкусы
потребителей.
4. Эффекты ожидания: рост или
снижение цен
5. Наличие на рынке товаров-заменителей
(субститутов).
6. Наличие на рынке дополняющих
друг друга товаров (комплиментарных).
Все неценовые факторы рассматриваются
в экономике не в динамике, а в статике,
т.е. постоянными. Это означает, что ни
один из этих факторов не может оказать
на спрос такого решающего влияния как
цена. Поэтому употребляется термин «при
прочих равных условиях».
Однако спросу «противостоит»
такое понятие как «предложение».
«Предложение» - это обобщающий
термин, характеризующий поведение фактических
и потенциальных продавцов товара.
Объем предложения
товара - это количество товара, которое
продавцы желают продать за некоторый
период (например, день или год). Объём
предложения зависит от цены товара и
других факторов, прежде всего от цен,
используемых в производстве ресурсов
и имеющихся в распоряжении продавцов
производственных технологий.
Термины «спрос» и «предложение»
характеризуются теорией спроса и
предложения. Суть этой теории сводится
к следующему - стоимость, или цена товара
определяется не затраченным на его производство
трудом, а исключительно спросом и предложением.
Согласно этой теории, если спрос превысит
предложение, то стоимость товара повысится,
а когда увеличится предложение при неизменном
спросе, стоимость товара уменьшится.
Сторонниками теории спроса и предложения
были: французский экономист Ж. Б. Сей и
английский экономист Г.Д.Маклеод. Математическое
выражение теории спроса и предложения
встречается у Л.Вальраса. Этой теории
придерживались также представители австрийской
школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер.
Английский экономист А.Маршалл пытался
соединить теорию спроса и предложения
с теорией предельной полезности и теорией
издержек производства. Американский
экономист П. Самуэльсон это соединение
называл оптимистическим неоклассическим
синтезом.
Закон денежного
обращения.
Закон денежного обращения
выражает объективную связь между количеством
бумажных денег, находящихся в обращении,
и уровнем цен. Закон гласит, что покупательная
способность денег прочна, если их количество
соответствует потребностям рынка в определенной
массе денег. Эта масса прямо пропорциональна
сумме цен на товары и платные услуги и
обратно пропорциональна скорости обращения
денег.
Так же существует еще множество
других экономических законов, например:
закон падения эффективности дополнительных
затрат факторов производства, закон накопления,
и. т. д.
Переходная экономика
Переходная экономика
— переходное состояние от одной экономической
системы к другой экономической системе.
В результате этого перехода осуществляется
принципиальное преобразование основ
данной системы, которые обусловливают
генезис и развитие, как новых черт переходной
экономики, так и ее особенности.
Выделяют
следующие основные черты переходной
экономики.
1. Переходной
экономике предстоит создать базис новой
экономической системы, в то время как
прошлая экономика воспроизводилась на
своем базисе. Термин «базис» в экономической
теории является ключевым и включает в
себя: тип собственности на средства и
продукты производства; формы хозяйственных
связей; тип координации деятельности
между субъектами экономики.
С созданием
базиса новой экономики завершается переходное
состояние экономической системы и она
обретает новое качество.
2. Важной
чертой переходной экономики является
ее многоукладность. Под экономическим
укладом понимается тип экономических
отношений, допускающий одновременное
сосуществование в данной стране не только
различных форм, но и типов собственности.
Таким образом, переходная экономика характеризуется
наличием старого и нового базиса, а также
сосуществованием различных типов регулирования
хозяйственных связей между субъектами
экономики.
3. Переходной
экономике свойственно неустойчивое развитие,
поскольку совершается постоянная трансформация
старых отношений в условиях отсутствия
новых институтов и правил, в результате
чего! происходит конфликт старых и новых
экономических интересов.
4. Преобразования
в переходной экономике занимают достаточно
продолжительный период, что объясняется
рядом факторов:
Переходной экономике
и смешанной экономике свойственны общие
черты:
• сочетание
рынка и государственного регулирования;
• совмещение
капиталистических форм и социальной
ориентации развития экономики и т. д.
Вместе с тем
названным типам экономики присущи и качественные
отличия. Отметим некоторые из них.
Во-первых, смешанная
экономика представляет собой современную
экономическую систему, сочетающую рыночное
и государственное регулирование.
Во-вторых, смешанная
экономика как современная экономическая
система является доминирующей в большинстве
развитых стран ми
Что касается
переходной экономики, то она:
• не воспроизводится
на собственном экономическом базисе,
а является переходящей от одной экономической
системы к другой;
• в отличие
от смешанной экономики характеризуется
неустойчивостью;
• охватывает
сравнительно незначительный временной
период, в то время как смешанной экономике
свойственно неизменное состояние экономической
системы.
Переходная экономика имеет несколько
разновидностей:
1. Экономика
переходного периода от капитализма к
социализму (в нашей стране он охватывал
период от Великой Октябрьской социалистической
революции 1917 г. до 30-х гг. XX в.).
2. Принципиальное
изменение в методах согласования в пределах
одной и той же экономической системы,
но они касаются ее базиса и экономической
политики. Эта разновидность переходной
экономики предполагает неизбежную замену
старых институтов, разработку новых методов
регулирования и выбор новых теорий социально-экономического
развития.
3.Экономическая
система отдельных стран требует изменения
в связи с изменением места конкретной
страны в системе международных экономических
и политических связей. Эти изменения
обусловлены необходимостью устранения
деформаций в экономике бывших колониальных
стран.
4.Преодоление
продолжительного периода нестабильного
экономического развития государств.
Примером подобной разновидности являются,
например, страны Латинской Америки, в
которых в течение более двух десятилетий
наблюдались низкие темпы роста экономики,
нарастающий внешний долг, резкий контраст
доходов населения, высокая инфляция и
т. д.
5. Переходная
экономика бывших союзных республик СССР
и других постсоциалистических стран.
Она носит межсистемный переход. Особенность
этой переходной экономики заключается
в том, что происходит переход от социалистической
экономической системы к капиталистической
экономической системе, т. е. движение
вспять, или точнее — переход от «чистой»
экономической системы к смешанной.
В
современной смешанной экономике государство
должно выполнять следующие функции:
1.Обеспечение
институционально-правовой основы деятельности
хозяйствующих субъектов (определение
прав и форм собственности, условий заключения
и выполнения контрактов, взаимоотношений
профсоюзов и нанимателей, общих основ
внешнеэкономической деятельности и т.
д.).
2.Устранение
либо компенсация отрицательных эффектов
рыночного поведения и удовлетворение
потребностей людей в общественных благах,
которые рынок произвести не может: решение
вопросов национальной обороны, экологии,
образования, науки, здравоохранения и
т. п.
3. Проведение
экономической политики, направленной
на:
• обеспечение
предпосылок для долговременного экономического
роста (особенно при помощи бюджетно-налоговой,
кредитно-денежной и структурной политики).
4.Осуществление
активной и принципиальной антимонопольной
политики.
5.Поддержание
устойчивого социального климата в обществе
посредством перераспределения имеющегося
дохода.
6. Проведение
стабилизационной политики государства,
нацеленной на восстановление и поддержание
макроэкономическим) равновесия (в частности,
полной занятости, стабильного уровня
цен). Различают формальную и реальную
стабилизацию. Формальная стабилизация
— достижение устойчивого состояния по
одному макроэкономическом индикатору
(инфляция, безработица, и изменение валового
внутреннего дохода). Реальная стабилизация
означает не только, например, снижение
безработицы, ной наличие условий экономического
роста. Переход к реальной стабилизации
предполагает необходимость в нарастании
государственного спроса, инвестиций,
жесткого контроля за ценами и доходами.
Смешанная экономика
с современной России
Современная рыночная экономика
смешанного типа на сегодняшний день,
на мой взгляд, предстает наиболее совершенной
системой из всех когда-либо существовавших.
Ее основной особенностью является то,
что в ней удачно сочетаются черты совершенно
разных экономических систем: чистого
капитализма и командно-административной
экономики, хотя черты чистого капитализма
и преобладают. Она является наиболее
приспособленной к изменяющимся внутренним
и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой
тип хозяйствования присущ современным
экономически развитым странам. Хотя современная
рыночная экономика и имеет свои недостатки,
аргументы в пользу рыночной экономики,
как мне кажется, выглядят убедительнее,
нежели аргументы против нее.
В случае, когда рынок не способен
справиться с какой-либо проблемой или
решение этой проблемы заведомо будет
неэффективным, ему на помощь приходит
государство. Целью государственного
регулирования экономики является поддержание
экономической и социальной стабильности.
Современную рыночную экономику уже невозможно
представить без государственного вмешательства,
т.к. государственному регулированию отводятся
такие важные функции, как поддержание
конкуренции, стабилизация экономики,
обеспечение социальной защиты и др. Однако
государство не должно вмешиваться в те
области рынка, где его механизмов регулирования
достаточно. В противном случае это может
вызвать развал рыночной системы и превращение
ее в командно-административную.
На данный момент Россия только
переходит от командной экономике к рыночной,
поэтому перед ней встала проблема, какую
модель развития рыночной экономики выбрать.
Но, по моему мнению, нам не стоит копировать
чужую модель, надо разрабатывать собственную
с использованием опыта развитых стран
и национальных особенностей.
Переход к рынку – очень сложный
и длительный процесс. Чтобы создать национальную
структуру своей экономики, адекватную
рыночным требованиям, Россия должна пройти
мучительный путь определения своих приоритетов
по всем направлениям и на всех уровнях
общества и хозяйства. Ведь она должна
не просто включиться в современную мировую
экономику, а спрогнозировать свою роль
и место в мировом разделении труда.
Принцип экономического
сотрудничества России с Западом
Движущей силой естественного
сближения России с Западом является настоятельная
потребность России в модернизации и диверсификации
экономики. Постсоветская Россия предана
делу строительства рыночной экономики
и демократического общества. В результате
этого впервые в истории российские экономические,
социальные и политические модели не противоборствуют
с моделями Запада. А у Запада есть цель,
если не своекорыстный интерес: чтобы
Россия стала хорошо функционирующим
гражданским обществом с процветающей
рыночной экономикой. Процесс глобализации
и модернизации означает, что Россия никогда
не вернется к изоляционизму в советском
стиле. Экономические центры современного
мира – Европа, Соединенные Штаты, Китай,
Индия и Юго-Восточная Азия – все больше
зависят друг от друга. Если Россия отвергнет
экономические связи с этими центрами
силы, она настолько ослабнет, что со временем
развалится. Кроме того, общие риски и
угрозы в сфере безопасности, главным
образом, терроризм, естественным образом
сближают Россию и Запад в борьбе с общими
врагами на всех фронтах. Еще один фактор,
который поможет партнерству, заключается
в том, что Россия постепенно избавится
от комплекса "побежденной сверхдержавы"
и смирится со своей более скромной геополитической
ролью на международной арене. А Запад,
со своей стороны, прекратит считать Москву
своим геополитическим противником. Таким
образом, перспективы улучшения отношений
с Западом весьма позитивны. В то же время,
Россия никогда полностью не интегрируется
в западную цивилизацию, как это сделали
Франция, Британия и Германия. Из-за своих
традиций (которые ближе к Востоку, чем
к Западу), из-за огромных размеров и из-за
своих геополитических амбиций Россия
останется независимым центром силы, и
никогда не станет твердо восточной или
западной державой. Но в то же время, она
может играть важную уравновешивающую
роль между Востоком и Западом.