Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 13:53, курсовая работа
Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России.
Задачей работы является анализ ряда вопросов:
1. Понятие приватизации;
2. Способы приватизации;
3. Приватизация в России.
Введение................................................................................................. 2
1. Собственность. Предпосылки приватизации.................................... 3
1.1. Формы собственности..................................................................... 3
1.2. Необходимость и предпосылки приватизации в России............... 5
2. Приватизация..................................................................................... 7
2.1. Понятие приватизации и разгосударствления............................... 7
2.2. Способы и формы приватизации................................................. 10
2.3. Этапы приватизации..................................................................... 13
3. Особенности приватизации в России.............................................. 14
3.1. Понятие приватизации в России................................................... 14
3.2. Цели российской приватизации................................................... 16
3.3. Государственная программа приватизации................................ 17
3.4. Ваучерный этап приватизации..................................................... 18
3.5. Денежный этап приватизации....................................................... 23
3.6. Итоги приватизации...................................................................... 24
Проблема воссоздания института собственности............................... 24
Заключение........................................................................................... 34
Список использованной литературы.................................................. 36
Наибольшее
распространение получили следующие подходы
к этапам и формам приватизации:
1. Малая приватизация, распространяемая
на мелкие и средние предприятия в сфере
торговли, общественного питания, бытового
обслуживания. Их продажа проводилась
в основном на аукционах, коммерческих
конкурсах и предусматривала полный выкуп.
2. Большая приватизация, распространяемая
на крупные предприятия, предполагала
их акционирование с последующей продажей
акций.
В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась
с помощью различных финансовых институтов
(инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных
компаний). Она давала возможность в короткие
сроки вывести предприятия из государственной
формы собственности и передать его финансовым
институтам, организованным на коммерческой
основе.
Говоря об этапах приватизации в России,
следует различать два основных: первый
- это этап ваучерный (или точнее массовой
приватизации в России, так как процесс
приватизации собственности начался раньше,
чем появился приватизационный чек (или
ваучер)). По длительности этот этап продолжался
в России около 3-х лет. Если говорить о
правовом аспекте первого этапа приватизации,
то нормативным актом, свидетельствующим
о начале процесса разгосударствления
и приватизации в РФ, явился Закон, который
определял и устанавливал организационно-правовые
основы преобразования отношений собственности
на средства производства в РФ путем приватизации
государственных и муниципальных предприятий
в целях создания эффективной социально-ориентированной
рыночной экономики.
3. Особенности приватизации в России
Понятие
приватизация государственных и муниципальных
предприятий было дано в Законе РФ «О приватизации»
от 3 июля 1991 г., где сказано, что «приватизация
государственных и муниципальных предприятий
– приобретение гражданами, акционерными
обществами (товариществами) у государства
и местных советов народных депутатов
в частную собственность предприятий,
цехов, производств, участков, иных подразделений
этих предприятий (действующих и ликвидированных
по решению органов, правомочных принимать
такие решения от имени собственника);
долей (паев, акций) государства и местных
советов народных депутатов в капитале
акционерных обществ (товариществ), а также
совместных предприятий, коммерческих
банков, ассоциаций, концернов, союзов
и других объединений, предприятий».
Что касается приватизации земельного
и жилищного фондов, а также социально-культурных
учреждений, объектов культурного и природного
населения, то она регулируется иными
законодательными актами Российской Федерации
и республик в составе Российской Федерации.
Цели, приоритеты и ограничения при проведении
приватизации в РФ были установлены государственной
программой приватизации.
Официальная приватизация связана с
двумя очень важными обстоятельствами.
Во-первых, в КПСС уже в 1991 году верх взяло
реформистское крыло. На апрельском Пленуме
1991 г. ЦК КПСС было принято решение о поддержке
приватизации. Но августовские события
этого же года привели к запрету КПСС и
открытому переходу власти к антикоммунстичиским
силам. Во главе этих сил стояла и часть
партийно-хозяйственной номенклатуры,
сделавшей ставку на официальный, т.е.
открытый переход к преобразованию социалистической
общественной собственности в частнокапиталистическую,
кардинально менявшую место, социальную
и правовую роль представителей правящего
класса в их отношении к собственности.
Вторая фракция КПСС, сформировавшаяся
в КП РСФСР во главе с И.К. Полозковым в
июне 1990 г., выступала за сохранение старой
системы. Третьей фракцией, вышедшей низ
КПСС уже летом 1991 года и пришедшей к власти
в России в результате событий августа
1991 года, стали идеологи и представители
новой буржуазии. Последние были заинтересованы
в том, чтобы прежде всего укрепить свою
победу; направить процесс приватизации
в выгодное ей русло; заложить основы формирования
тех социальных сил, которые станут их
будущей опорой в неизбежной борьбе с
остатками номенклатуры, чьи фактические
позиции во всех сферах общества оставались
еще очень сильными; создать предпосылки
экономического возрождения страны на
базе господства частной собственности.
Принятия официального решения о приватизации
была в тех условиях явно недостаточным
для реализации самого решения. Сложилось
крайне неблагоприятная обстановка: развал
старых союзных органов управления, развал
потребительского рынка, отсутствие золото-валютных
резервов, угроза голода, потеря управляемости
народного хозяйства, утрата старых идейных
и идеологических опор во всех слоях общества,
бедность населения, отсутствие массированной
поддержки из-за рубежа – вот далеко не
полный перечень проблем, вставших перед
новой государственной властью.
С другой стороны, всем этим сложностям
противостояли два фактора, сыгравшие
решающую роль. Во-первых, налицо было
стремление ранее господствующего класса
номенклатуры в условиях быстрого крушения
старых ограничений приватизировать де-факто,
а затем и де-юре объекты государственной
собственности, созданные тяжким трудом
многих поколений. Именно уникальная историческая
возможность в кратчайшие сроки захватить
и юридически оформить государственную
собственность в собственность частную
– причина быстрого, относительно легкого
и бескровного краха отжившего (умирающего)
строя. Большинство правящего класса предпочло
законно «переодеться» и в считанные исторические
мгновения появиться в облике частного
собственника того, что принадлежало ему
раньше лишь как классу в целом. Во-вторых,
наличие огромного экспортного потенциала
(прежде всего нефтегазового комплекса)
– вот спасательный круг российской экономики,
палочка-выручалочка и старых, и новых
властей.
Борьба вокруг государственной программы
приватизации отражает борьбу различных
сил как внутри новой власти, так и между
новой и старой номенклатурами. В то же
время сложность разработки и политического
согласования вариантов программ приватизации,
создание необходимых правовых и административных
форм, ограниченность во времени не могли
не оказать влияния на сроки подготовки
и качество принятой программы приватизации.
В течение 1992 года период подготовки к
государственной приватизации завершился.
Было принято решение о двух этапах приватизации
– ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).
Главными
целями приватизации в 1992 г. были:
- Формирование слоя частных собственников,
содействующих созданию социально-ориентированной
рыночной экономики;
- Повышение эффективности деятельности
предприятий;
- Социальная защита населения и развитие
объектов социальной инфраструктуры за
счет средств, поступивших от приватизации;
- Содействие процессу стабилизации финансового
положения в РФ;
- Создание конкурентной среды и содействие
демонополизации народного хозяйства;
- Привлечение иностранных инвестиций.
Необходимо отметить, что цели, поставленные
перед программой приватизации, во многом
были противоречивы и не учитывали сложившихся
макроэкономической ситуации и социального
положения. [13]
Законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, условия кредитования, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов РФ, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.
Информация о работе Приватизация и ее способы. Особенности приватизации в России