Проблемы безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:22, реферат

Описание работы

Уровень безработицы в России к 2007 году составлял примерно 6,7%. При этом стоит отметить, что 11% безработных в России имеют высшее образование, а 17% – среднее специальное; среди занятых оба эти параметра равняются 25,6%.

В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

Уровень регистрируемой безработицы в 2007 году (отношение численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, к численности экономически активного населения).

Файлы: 1 файл

безработица.docx

— 27.45 Кб (Скачать файл)

 

В феврале 2010г. общая численность  безработных по сопоставимому кругу  лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров  по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2009г. - в 3,6 раза).

 

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В феврале 2010г. это превышение составляло в 1,5 раза.

 

Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению  с ноябрем 2009г. в составе безработных  увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного  пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).

 

В феврале 2010г. среди безработных  в 1,9 раза по сравнению с февралем 2009г. и ноябрем 2009г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работ  в связи с высвобождением или  сокращением численности работников.

 

Методы преодоления  безработицы

 

В целях снижения безработицы  государство располагает различными методами, связанными с разработкой  способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим  образом: активные и пассивные.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих  мест, организацию системы образования  и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование  отраслевой и региональной мобильности  кадров, создание рабочих мест для  молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования  и материальной помощи безработным. Система социального страхования  предусматривает выплату пособий  по безработице с учетом прежних  заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

 

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует  определить, какие виды политики непосредственно  воздействуют на уровень безработицы  в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной  политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

 

Макроэкономическая политика:

 

- Создание условий для  роста спроса на товары. Так  как спрос на рынке труда  производный и зависит от ситуации  на рынках товаров и услуг,  то занятость возрастет, а безработица  упадет в том случае, если товарные  рынки предъявят больший спрос  и для его удовлетворения надо  будет нанять дополнительных  работников.

 

Социальная политика:

 

- Выплата пособия по  безработице признанным безработными,

 

-Бюджетное субсидирование  дополнительной (по отношению к  фактическому уровню) рабочей силы  на действующих предприятиях. Оно  может иметь вид кредитования  государством зарплаты дополнительно  нанятых рабочих,

 

- Предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию  работникам, еще не достигшим  пенсионного возраста (этот способ  может использоваться только  в очень ограниченных масштабах,  так как он влечет существенное  увеличение пенсионных выплат).

 

Политика в сфере занятости  населения:

 

- Применение в государственном  и негосударственном секторах  экономики гибких форм занятости  и др.

 

- Реализация программ  поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций,  привлекающих на работу молодых  специалистов).

 

- Развитие самозанятости  населения. Самозанятость населения  – это специфическая форма  экономической деятельности. Ее  сущность заключается в том,  что гражданин сам находит  для себя источник доходов,  обеспечивающий его достойное  существование в результате экономической  деятельности, не противоречащей  законам страны.

 

- Предоставление рабочих  мест, не ориентированных на получение  прибыли, а связанных с работой  в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей  среды и т.д.

 

- Организация подготовки  и переподготовки кадров. Такая  работа общества и государства  неразрывно связана с формированием  экономики знаний. Она должна  обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

 

- Обращение к системе  гибкого рабочего времени, в  том числе закрепление в коллективных  договорах схемы гибкости трудового  года, т.е. право изменять продолжительность  труда на предприятиях в зависимости  от колебаний спроса.

 

- Содействие трудоустройству  безработных с помощью бирж  труда (учреждений, осуществляющих  посредничество между рабочими  и предпринимателями при совершении  сделки купли-продажи рабочей  силы и регистрации безработных).

 

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создана  Государственная служба занятости.

 

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу.

 

Государственная служба занятости  является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.


Информация о работе Проблемы безработицы в России