Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 13:10, контрольная работа
В широком смысле под инновациями понимают новые техноло¬гии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические ре¬шения производственного, административного, финансового и иного характера.
По существу, смысл всей экономической реформы состоит в со¬здании условий для повышения восприимчивости экономики к инно¬вациям, разви-тия инновационного предпринимательства и обеспече¬ния экономического роста за счет использования достижений науки и техники. Это обусловливает необходимость активизации иннова¬ционной деятельности.
1. Прогнозирование и планирование инновационной деятельности организации. 3
2. Экономическая оценка инновационной деятельности. Проблемы обеспечения эффективности инноваций. 16
3. Задача. 21
Список использованных источников 22
Экономико-математическая модель анализа и прогнозирования показателей научно-технического уровня производства (НТУ) базируется на интегральных и дифференциальных показателях НТУ технических и технологических параметров производства. Интегральный показатель НТУ производственного комплекса имеет следующий вид:
К=(Кп+Кт) / 2, (1)
где К, Кп, Кт — интегральные показатели НТУ производства, продукции, технологии.
Для расчета Кп, Кт применяется следующая методика. Как продукция, так и технология характеризуются набором разнообразных параметров. Для продукции это прежде всего ее потребительские свойства и качество. Например, для автомобиля такими параметрами являются:
1 — мощность двигателя, л. с. (кВт);
2 — расход топлива на 100 км, л;
3 — пробег без дозаправки, км;
4 — максимальная скорость, км/ч;
5 — грузоподъемность, т, чел.;
6 — масса, кг и др.
Общими для технологических процессов всех производств являются следующие параметры:
д — производительность, шт., т;
е — энергоемкость, кВт/ч;
т — топливоемкость, тут;
м — материалоемкость, т;
t — трудоемкость, н/ч.
Некоторые параметры рассчитываются на основе общих как производные от них, например энерговооруженность труда и др.
В переходный период к рыночным отношениям, коренным образом изменяются подходы к планированию и управлению развития науки и техники. Методология планирования НТП и инновационной деятельности должна исходить из существования рынка и необходимости обоснования и реализации приоритетных направлений развития пауки и техники.
Принципиальные моменты нового подхода: активное использование рынка в качестве эффективного инструмента координации деятельности участников инновационного цикла "научные исследования-разработки — производство — сбыт — обслуживание"; создание условий для развития разнообразных форм предпринимательства в сфере пауки, производства и обращения; гибкое сочетание централизованного и рыночных механизмов регулирования НТП и инновационной деятельности; разработка механизмов реализации приоритетов НТП, включающих прямое воздействие на хозяйствующие субъекты через систему государственных заказов, целевых субсидий, грантов, льготных кредитов, а также косвенное стимулирование технического развития производства па основе налоговых и цеповых льгот, ускоренной амортизации и т.н.; формирование правовой основы для проведения эффективной государственной инновационной политики,
Стратегия НТП и инновационной деятельности формируется на основе комплексного прогноза научно-технического развития. Выбор приоритетных направлений развития науки и техники осуществляется Комитетом по науке и технологиям, Министерством экономики, АН с широким привлечением ученых, конструкторов, технологов, производственников.
По приоритетным направлениям
НТП должна разрабатываться концепция
каждого направления с
В рамках приоритетных направлений
разрабатываются научно-
• фундаментальных исследований
по приоритетным направлениям науки, которые
предусматривают повышение
• государственные научно-
• межгосударственного научно-технического сотрудничества, реализуемые на международном уровне;
• по созданию и освоению новейших видов техники и технологии народнохозяйственных комплексов, отраслей и регионов.
В программно-целевой технологии планирования новое содержание приобретает государственный заказ. Он должен играть роль своеобразного моста, соединяющего текущее общественное потребление с новыми технологическими возможностями, а также быть как бы катализатором, инициирующим революционные технологические изменения. Государственные заказы должны быть экономически выгодными для предприятий независимо от формы их собственности.
В перспективе государственный заказ перестанет быть доминирующим инструментом централизованного воздействия на инновационную деятельность. По мере развития рыночных отношений все большую роль будет играть государственная экономическая поддержка научно-технических приоритетов.
Для достижения целей должен быть разработан эффективный инновационный механизм, направленный па обеспечение единства пауки и производства, на превращение достижений науки и техники в органичную потребность народного хозяйства.
Среди важнейших элементов этого механизма следует выделить:
• создание надежных правовых гарантий для эффективного функционирования всех форм собственности и развития разнообразных форм предпринимательства;
• проведение эффективной налоговой политики, обеспечивающей тесную связь доходов предприятий с конечными результатами их деятельности в сфере НТП. Это предполагает предоставление предприятиям льгот при создании и освоении в производстве прогрессивных технологий и новых видов продукции, разрабатываемых в рамках соответствующих научно-технических программ государственного уровня, а также основанных на открытиях, изобретениях и других патентно-правовых решениях; производстве и реализации продукции, имеющей сертификат, выданный сертификационным центром, аттестованным соответствующими международными организациями; реализации продукции на экспорт но ценам, ниже мировых;
проведении инициативных рисковых научных исследований и разработок.
Создание эффективного инновационного механизма предполагает также применение новых подходов в финансово-кредитной сфере, в области ценообразования, совершенствование механизма хозяйствования научных организаций, множественность источников финансирования, перестройку организационных структур, государственную поддержку фундаментальных исследований, укрепление научно-технического потенциала, улучшение регионального управления НТП, совершенствование международного научно-технического сотрудничества.
План развития науки и техники должен являться стержнем плановых документов экономического и социального развития страны. Он должен охватывать весь научно-технический цикл. В планах должны отражаться основные параметры и показатели, характеризующие степень ускорения развития науки и техники (сокращение сроков создания и внедрения новой техники, повышение уровня автоматизации производства, обновление основных фондов и др.). Планирование развития науки и техники должно осуществляться на всех уровнях управления экономикой.
В мировой практике основным методом, используемым при планировании НТП и инновационной деятельности, является программно-целевой. Он реализуется путем разработки научно-технических программ. Выделяются два вида программ:
1) целевые комплексные научно-технические программы, реализация которых в ближайшее время может дать значительный эффект;
2) программы по решению
важнейших научно-технических
Задание по разработке и реализации важнейших научно-технических программ входит в состав государственного заказа. Устанавливаются лимиты ресурсов для его выполнения.
В Беларуси, например, разработан ряд программ, реализации которых придается особая значимость. Среди них следует выделить программы "Машиностроение", "Энергия", "Информатизация", "Технологии ", "Новые материалы", "Биотехнология".
В рамках программы "Машиностроение" основные усилия концентрируются па разработке и совершенствовании методов оптимального конструирования современных машин с учетом требований надежности, качества материалов и изделий, эргономичности и экономичности.
Программа "Информатизация" нацелена на решение проблемы выпуска конкурентоспособных персональных ЭВМ.
Одним из разделов программы "Технологии" является создание новых типов лазеров, оптических элементов и систем, ранее не выпускающихся в республике (разработка новых активных сред, твердотельных лазеров, создание новых типов газовых, твердотельных полупроводниковых лазеров и т.д.).
В программе "Новые материалы" акцент делается на керамические и композиционные материалы.
Программой "Биотехнология" предусматривается создание новых продуктов питания, лекарственных препаратов, бактериальных удобрений и стимуляторов роста сельскохозяйственных растений, микробиологических средств защиты растений, создание новых биотехнологических процессов очистки объектов окружающей среды от загрязнения.
В программе "Энергия" основной упор делается па создание новых источников энергии, внедрение энергосберегающего оборудования и технологий и средств учета расхода энергоресурсов.
Заслуживают внимания подходы, используемые в зарубежных странах при регулировании НТП.
Государственное регулирование НТП имеет место практически во всех странах с рыночной экономикой, что связано с необходимостью комплексного подхода к научным и техническим проблемам и масштабностью научно-технических проектов, а это не под силу частному капиталу или он просто не заинтересован в них. Таким образом, государство выступает как институт, организующий, управляющий, а зачастую и финансирующий НТП.
Для определения целесообразности внедрения мероприятий НТП, принятия решений о предоставлении кредитов предприятиям и организациям па проведение научно-технических мероприятий, при технико-экономическом обосновании мероприятий, выполняемых по хозяйственным договорам и установлении цен на научно-техническую продукцию должна осуществляться комплексная оценка мероприятий, направленных на ускорение НТП. На ее основе появляется возможность выбора наилучшего из возможных вариантов реализации мероприятий и отражения экономического эффекта мероприятий НТП в плановых показателях, характеризующих результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Мероприятия НТП должны обеспечивать выпуск продукции (выполнение работ и услуг), дающей возможность наиболее полно и качественно удовлетворять общественно необходимые потребности, способствовать достижению наивысшего технико-экономического уровня производства, решению социальных, экологических и других важнейших задач развития народного хозяйства и обеспечивать получение экономического эффекта.
Для обеспечения коренного подъема технического уровня отраслей экономики принятие решений должно осуществляться па основе обобщающих показателей, характеризующих эффективность НТП.
Основным обобщающим показателем является показатель экономического эффекта, в котором находят отражение частные показатели эффективности: производительность труда и фондоотдача, материалоемкость и энергоемкость производства, показатели технического уровня производства и качества продукции.
Исходные принципы комплексной оценки мероприятий НТП должны соответствовать общепринятым в мировой практике методам экономического обоснования принятия решений.
К мероприятиям НТП относятся создание, производство и использование новых, реконструкция или модернизация существующих средств и орудий труда (машин и оборудования, зданий и сооружений, передаточных устройств), предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии) и потребления (продукции для удовлетворения потребностей населения), технологических процессов, в том числе содержащих изобретения, а также способов и методов организации производства, труда и управления.
Показатель экономического эффекта на всех этапах реализации мероприятий НТП определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов па весь срок осуществления мероприятия НТП.
На стадиях технико-экономическ
• оценку эффективности мероприятий НТП по условиям использования продукции с учетом всех сопутствующих позитивных или негативных результатов в других сферах народного хозяйства, включая социальную, экологическую и внешнеэкономическую сферы;
• расчет экономической эффективности по всему циклу разработки и реализации мероприятий НТП за установленный для каждого мероприятия период, включая проведение НИОКР, освоение и серийное производство, а также период использования результатов осуществления мероприятия в народном хозяйстве;
• применение в расчетах
системы экономических
Информация о работе Прогнозирование и планирование инновационной деятельности организации