Прогнозирование и планирование инновационной деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

В широком смысле под инновациями понимают новые техноло¬гии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические ре¬шения производственного, административного, финансового и иного характера.
По существу, смысл всей экономической реформы состоит в со¬здании условий для повышения восприимчивости экономики к инно¬вациям, разви-тия инновационного предпринимательства и обеспече¬ния экономического роста за счет использования достижений науки и техники. Это обусловливает необходимость активизации иннова¬ционной деятельности.

Содержание работы

1. Прогнозирование и планирование инновационной деятельности организации. 3
2. Экономическая оценка инновационной деятельности. Проблемы обеспечения эффективности инноваций. 16
3. Задача. 21
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

В-24-2-КР.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Экономико-математическая модель анализа и прогнозирования  показателей научно-технического уровня производства (НТУ) базируется на интегральных и дифференциальных показателях НТУ технических и технологических параметров производства. Интегральный показатель НТУ производственного комплекса имеет следующий вид:

К=(Кп+Кт) / 2,                                            (1)

где К, Кп, Кт — интегральные показатели НТУ производства, продукции, технологии.

Для расчета Кп, Кт применяется  следующая методика. Как продукция, так и технология характеризуются набором разнообразных параметров. Для продукции это прежде всего ее потребительские свойства и качество. Например, для автомобиля такими параметрами являются:

1 — мощность двигателя,  л. с. (кВт);

2 — расход топлива  на 100 км, л;

3 — пробег без дозаправки, км;               

4 — максимальная скорость, км/ч;

5 — грузоподъемность, т, чел.;

6 — масса, кг и  др.

Общими для технологических  процессов всех производств являются следующие параметры:

д — производительность, шт., т;

е — энергоемкость, кВт/ч;

т — топливоемкость, тут;                     

м — материалоемкость, т;

t — трудоемкость, н/ч.

Некоторые параметры  рассчитываются на основе общих как производные от них, например энерговооруженность труда и др.

В переходный период к  рыночным отношениям, коренным образом изменяются подходы к планированию и управлению развития науки и техники. Методология планирования НТП и инновационной деятельности должна исходить из существования рынка и необходимости обоснования и реализации приоритетных направлений развития пауки и техники.

Принципиальные моменты  нового подхода: активное использование рынка в качестве эффективного инструмента координации деятельности участников инновационного цикла "научные исследования-разработки — производство — сбыт — обслуживание"; создание условий для развития разнообразных форм предпринимательства в сфере пауки, производства и обращения; гибкое сочетание централизованного и рыночных механизмов регулирования НТП и инновационной деятельности; разработка механизмов реализации приоритетов НТП, включающих прямое воздействие на хозяйствующие субъекты через систему государственных заказов, целевых субсидий, грантов, льготных кредитов, а также косвенное стимулирование технического развития производства па основе налоговых и цеповых льгот, ускоренной амортизации и т.н.; формирование правовой основы для проведения эффективной государственной инновационной политики,

Стратегия НТП и инновационной деятельности формируется на основе комплексного прогноза научно-технического развития. Выбор приоритетных направлений развития науки и техники осуществляется Комитетом по науке и технологиям, Министерством экономики, АН с широким привлечением ученых, конструкторов, технологов, производственников.

По приоритетным направлениям НТП должна разрабатываться концепция  каждого направления с указанием  целей, ожидаемых экономических и социальных результатов, структурных изменений в производстве вследствие его реализации.

В рамках приоритетных направлений  разрабатываются научно-технические  программы;

• фундаментальных исследований по приоритетным направлениям науки, которые  предусматривают повышение уровня знаний о человеке и окружающей среде и создание задела па перспективу;

• государственные научно-технические, предусматривающие научно-технические и технологические прорывы по приоритетным направлениям НТП, создание необходимого научно-технического задела па базе опережающего развития фундаментальных и поисковых исследований, разработку принципиально новых видов техники и технологий;

• межгосударственного  научно-технического сотрудничества, реализуемые на международном уровне;

• по созданию и освоению новейших видов техники и технологии народнохозяйственных комплексов, отраслей и регионов.

В программно-целевой  технологии планирования новое содержание приобретает государственный заказ. Он должен играть роль своеобразного моста, соединяющего текущее общественное потребление с новыми технологическими возможностями, а также быть как бы катализатором, инициирующим революционные технологические изменения. Государственные заказы должны быть экономически выгодными для предприятий независимо от формы их собственности.

В перспективе государственный заказ перестанет быть доминирующим инструментом централизованного воздействия на инновационную деятельность. По мере развития рыночных отношений все большую роль будет играть государственная экономическая поддержка научно-технических приоритетов.

Для достижения целей должен быть разработан эффективный инновационный механизм, направленный па обеспечение единства пауки и производства, на превращение достижений науки и техники в органичную потребность народного хозяйства.

Среди важнейших элементов  этого механизма следует выделить:

• создание надежных правовых гарантий для эффективного функционирования всех форм собственности и развития разнообразных форм предпринимательства;

• проведение эффективной  налоговой политики, обеспечивающей тесную связь доходов предприятий с конечными результатами их деятельности в сфере НТП. Это предполагает предоставление предприятиям льгот при создании и освоении в производстве прогрессивных технологий и новых видов продукции, разрабатываемых в рамках соответствующих научно-технических программ государственного уровня, а также основанных на открытиях, изобретениях и других патентно-правовых решениях; производстве и реализации продукции, имеющей сертификат, выданный сертификационным центром, аттестованным соответствующими международными организациями; реализации продукции на экспорт но ценам, ниже мировых;

проведении инициативных рисковых научных исследований и  разработок.

Создание эффективного инновационного механизма предполагает также применение новых подходов в финансово-кредитной сфере, в области ценообразования, совершенствование механизма хозяйствования научных организаций, множественность источников финансирования, перестройку организационных структур, государственную поддержку фундаментальных исследований, укрепление научно-технического потенциала, улучшение регионального управления НТП, совершенствование международного научно-технического сотрудничества.

План развития науки  и техники должен являться стержнем плановых документов экономического и социального развития страны. Он должен охватывать весь научно-технический цикл. В планах должны отражаться основные параметры и показатели, характеризующие степень ускорения развития науки и техники (сокращение сроков создания и внедрения новой техники, повышение уровня автоматизации производства, обновление основных фондов и др.). Планирование развития науки и техники должно осуществляться на всех уровнях управления экономикой.

В мировой практике основным методом, используемым при планировании НТП и инновационной деятельности, является программно-целевой. Он реализуется путем разработки научно-технических программ. Выделяются два вида программ:

1) целевые комплексные научно-технические программы, реализация которых в ближайшее время может дать значительный эффект;

2) программы по решению  важнейших научно-технических проблем.

Задание по разработке и  реализации важнейших научно-технических программ входит в состав государственного заказа. Устанавливаются лимиты ресурсов для его выполнения.

В Беларуси, например, разработан ряд программ, реализации которых  придается особая значимость. Среди  них следует выделить программы "Машиностроение", "Энергия", "Информатизация", "Технологии ", "Новые материалы", "Биотехнология".

В рамках программы "Машиностроение" основные усилия концентрируются па разработке и совершенствовании методов оптимального конструирования современных машин с учетом требований надежности, качества материалов и изделий, эргономичности и экономичности.

Программа "Информатизация" нацелена на решение проблемы выпуска  конкурентоспособных персональных ЭВМ.

Одним из разделов программы "Технологии" является создание новых  типов лазеров, оптических элементов и систем, ранее не выпускающихся в республике (разработка новых активных сред, твердотельных лазеров, создание новых типов газовых, твердотельных полупроводниковых лазеров и т.д.).

В программе "Новые  материалы" акцент делается на керамические и композиционные материалы.

Программой "Биотехнология" предусматривается создание новых  продуктов питания, лекарственных препаратов, бактериальных удобрений и стимуляторов роста сельскохозяйственных растений, микробиологических средств защиты растений, создание новых биотехнологических процессов очистки объектов окружающей среды от загрязнения.

В программе "Энергия" основной упор делается па создание новых источников энергии, внедрение энергосберегающего оборудования и технологий и средств учета расхода энергоресурсов.

Заслуживают внимания подходы, используемые в зарубежных странах  при регулировании НТП.

Государственное регулирование  НТП имеет место практически  во всех странах с рыночной экономикой, что связано с необходимостью комплексного подхода к научным и техническим проблемам и масштабностью научно-технических проектов, а это не под силу частному капиталу или он просто не заинтересован в них. Таким образом, государство выступает как институт, организующий, управляющий, а зачастую и финансирующий НТП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая оценка инновационной  деятельности. Проблемы обеспечения  эффективности инноваций.

 

Для определения целесообразности внедрения мероприятий НТП, принятия решений о предоставлении кредитов предприятиям и организациям па проведение научно-технических мероприятий, при технико-экономическом обосновании мероприятий, выполняемых по хозяйственным договорам и установлении цен на научно-техническую продукцию должна осуществляться комплексная оценка мероприятий, направленных на ускорение НТП. На ее основе появляется возможность выбора наилучшего из возможных вариантов реализации мероприятий и отражения экономического эффекта мероприятий НТП в плановых показателях, характеризующих результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Мероприятия НТП должны обеспечивать выпуск продукции (выполнение работ и услуг), дающей возможность наиболее полно и качественно удовлетворять общественно необходимые потребности, способствовать достижению наивысшего технико-экономического уровня производства, решению социальных, экологических и других важнейших задач развития народного хозяйства и обеспечивать получение экономического эффекта.

Для обеспечения коренного  подъема технического уровня отраслей экономики принятие решений должно осуществляться па основе обобщающих показателей, характеризующих эффективность НТП.

Основным обобщающим показателем является показатель экономического эффекта, в котором находят отражение частные показатели эффективности: производительность труда и фондоотдача, материалоемкость и энергоемкость производства, показатели технического уровня производства и качества продукции.

Исходные принципы комплексной  оценки мероприятий НТП должны соответствовать общепринятым в мировой практике методам экономического обоснования принятия решений.

К мероприятиям НТП относятся  создание, производство и использование новых, реконструкция или модернизация существующих средств и орудий труда (машин и оборудования, зданий и сооружений, передаточных устройств), предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии) и потребления (продукции для удовлетворения потребностей населения), технологических процессов, в том числе содержащих изобретения, а также способов и методов организации производства, труда и управления.

Показатель экономического эффекта на всех этапах реализации мероприятий НТП определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов па весь срок осуществления мероприятия НТП.

На стадиях технико-экономического обоснования (ТЭО), выбора наилучшего варианта при формировании планов НИОКР должен соблюдаться народнохозяйственный подход, который предполагает:

• оценку эффективности  мероприятий НТП по условиям использования продукции с учетом всех сопутствующих позитивных или негативных результатов в других сферах народного хозяйства, включая социальную, экологическую и внешнеэкономическую сферы;

• расчет экономической  эффективности по всему циклу  разработки и реализации мероприятий НТП за установленный для каждого мероприятия период, включая проведение НИОКР, освоение и серийное производство, а также период использования результатов осуществления мероприятия в народном хозяйстве;

• применение в расчетах системы экономических нормативов и других устанавливаемых ограничений, учет экономической неравноценности затрат и результатов, осуществляемых и получаемых в различные моменты времени, что достигается их приведением к единому расчетному году;

Информация о работе Прогнозирование и планирование инновационной деятельности организации