Прогнозирование социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

Содержание работы

1. Введение ________________________________________________
2. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения ________________________
3. Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения __________________________________________
4. Методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения __________________________
5. Заключение ______________________________________________
6. Список используемой литературы ______________________________
стр.3

Файлы: 1 файл

Белова_ДА_гос_регулирование_экономики_контр.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

Кафедра экономики и управления в отраслях химико-лесного комплекса

Специальность 080200.62 БМЕН «Менеджмент»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

по теме: «Прогнозирование социального развития»

 

Выполнила:

студентка ЗФ (ДОТ)

группы МУ (б) з - 22

2013 – 2014 года обучения

шифр зач. кн. 120431134

Белова Дарья Алексеевна

 

Проверил(а):

__________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013 г.

План

 

  1. Введение ________________________________________________
  2. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения ________________________
  3. Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения __________________________________________
  4. Методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения __________________________
  5. Заключение ______________________________________________
  6. Список используемой литературы ______________________________

стр.3

 

стр.4

 

стр.7

 

стр.10

стр.12

стр.13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.

Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в  том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более  отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Актуальность данной темы заключается  в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются социальные гарантии.

Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов  прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при  прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

 

  1. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения

 

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Прогнозирование имеет две стороны  или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных  перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в прогнозировании  различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

Экономическое прогнозирование имеет  своим объектом процесс конкретного  расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих  экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

В основе экономического прогнозирования  лежит предположение о том, что  будущее состояние экономики  в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности.

Это объясняется следующими моментами:

- наличием не одного, а множества  вариантов возможного развития;

-действие экономических законов  в будущем зависит не только  от прошлого и настоящего состояний  экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;

-неполнота степени познания  экономических законов, дефицит  и недостаточная надежность информации.

Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.

Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть – экономическая прогностика.

Прогнозирование следует рассматривать  в комплексе с более широким  понятием – предвидением, которое  дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза характеризует научное  предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с гипотезой  имеет значительно большую качественную и количественную определенность и  отличается большей достоверностью.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия.

Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной  стороны, в том, чтобы выяснить перспективы  ближайшего или более отдаленного  будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения

 

Важнейшей социально-экономической категорией, определяющей народное благосостояние, является уровень жизни. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей и уровня экономического развития страны.

Уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. В мировой  практике в последние годы для  оценки уровня и качества жизни используются индекс человеческого развития. Он включает в себя: ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни, среднее количество лет обучения населения.

Основной задачей прогнозирования  в сфере социального развития является прежде всего определение  на перспективный период потребностей населения и возможностей их удовлетворения в продуктах питания, промышленных товарах, бытовых услугах, жилье, образовании, услугах здравоохранения, культуры, искусства.

В самом общем виде последовательность составления прогнозов социального развития и уровня жизни населения может быть представлена следующим образом.

I. Гипотеза формирования повышения  уровня жизни определяется в  общем виде тремя составляющими:  ростом ВВП, ростом общественных  потребностей, ростом ресурсов для предстоящего потребления.

Прогноз темпов роста ресурсов для  потребления базируется на прогнозируемых расчетах экономического роста, повышения  эффективности производства, увеличения инвестиций и др.

II. Анализ достигнутого уровня жизни включает в себя комплекс показателей, которые обеспечивают взаимную увязку и логическую последовательность разработки прогнозов.

Основными среди этих показателей  являются следующие:

1) социально-демографические показатели, характеризующие динамику численности и состава населения, коэффициенты рождаемости, смертности, продолжительность жизни;

2) условия труда (численность работающих, занятых тяжелым физическим трудом, квалификационная структура рабочих мест, продолжительность рабочей недели, оплачиваемого отпуска);

3) обобщающие стоимостные показатели номинальных и реальных доходов населения (заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат и т.д.);

4) состояние здоровья и его изменения по населению в целом и отдельным социальным группам;

5) показатели потребления населением основных продуктов питания и непродовольственных товаров;

6) обобщающие показатели сферы обслуживания (расходы населения на оплату услуг, индекс цен (тарифов) на определенные виды платных услуг населения;

7) жилищные условия и коммунальное обслуживание (средняя обеспеченность населения жильем, обеспеченность основными видами коммунального обслуживания и т.д.);

8) показатели образования (уровень образованности населения, численность учащихся в школах, численность студентов ВУЗов и средних специальных учебных заведений, в том числе на 10 тыс. населения и др.);

9) показатели культуры (число библиотек, театров, музеев, клубов, их посещаемость, тираж книг, журналов, газет);

10) состояние окружающей среды;

11) сбережения населения.

III. Разработка прогнозов.

Система прогнозов социального  развития и уровня жизни вытекает из того комплекса показателей, которые  рассмотрены выше. Это означает, что изменение каждого показателя необходимо прогнозировать с целью  получения достаточно полного и объективного представления о динамике социального развития и уровня жизни в прогнозируемом периоде. Например, разрабатываются прогнозы динамики реальных доходов населения, изменения индекса розничных цен, развития жилищного строительства и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения

 

Среди методов, чаще других применяемых  в прогнозировании социального  развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод  экспертных оценок; метод экономического анализа; нормативный метод; балансовый метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; метод корреляционно-регрессионного анализа; экспоненциального сглаживания и др.

В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:

-структура минимального и рационального  потребления;

-динамика объема и макроструктуры  ресурсов для потребления;

-динамика объема личного и  индивидуального потребления;

-динамика роста жилищного строительства;

-дифференцированный баланс доходов  и расходов населения и др.

Экономико-математические методы и  модели, применяемые в прогнозировании  социального развития и повышения  уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.

Специфика прогнозирования социального  развития и уровня жизни проявляется  в том, что не всегда удается адекватно  выразить процессы, происходящие вне  сферы материального производства. Используя даже систему моделей  и прогнозов можно описать  и проанализировать лишь отдельные стороны такой экономической категории, как уровень жизни.

Рассмотрим на примере прогнозирования  спроса и розничного товарооборота  методические аспекты построения прогноза. При прогнозировании спроса и  розничного товарооборота используются различные методы в зависимости от направления прогноза и его характера. Так, например, балансовый метод применяется при определении уровней перспективного потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров.

Информация о работе Прогнозирование социального развития