Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:34, контрольная работа
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.
1. Введение ________________________________________________
2. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения ________________________
3. Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения __________________________________________
4. Методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения __________________________
5. Заключение ______________________________________________
6. Список используемой литературы ______________________________
стр.3
по теме: «Прогнозирование социального развития»
группы МУ (б) з - 22
2013 – 2014 года обучения
шифр зач. кн. 120431134
Белова Дарья Алексеевна
Проверил(а):
__________________________
Хабаровск 2013 г.
План
|
стр.3
стр.4
стр.7
стр.10 стр.12 стр.13 |
Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.
Обоснование направлений социально-
Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются социальные гарантии.
Современные условия хозяйствования
требуют максимального
Важными задачами, которые обычно
ставятся перед исполнителями при
прогнозировании и
Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.
Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.
Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.
Экономическое прогнозирование имеет
своим объектом процесс конкретного
расширенного воспроизводства во всем
его многообразии. Предметом экономического
прогнозирования является познание
возможных состояний
В основе экономического прогнозирования
лежит предположение о том, что
будущее состояние экономики
в значительной мере предопределяется
ее прошлым и настоящим
Это объясняется следующими моментами:
- наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;
-действие экономических
-неполнота степени познания
экономических законов,
Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.
Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть – экономическая прогностика.
Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием – предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.
Гипотеза характеризует
Прогноз в сравнении с гипотезой
имеет значительно большую
План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия.
Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.
Важнейшей социально-экономической категорией, определяющей народное благосостояние, является уровень жизни. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей и уровня экономического развития страны.
Уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. В мировой практике в последние годы для оценки уровня и качества жизни используются индекс человеческого развития. Он включает в себя: ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни, среднее количество лет обучения населения.
Основной задачей
В самом общем виде последовательность составления прогнозов социального развития и уровня жизни населения может быть представлена следующим образом.
I. Гипотеза формирования
Прогноз темпов роста ресурсов для потребления базируется на прогнозируемых расчетах экономического роста, повышения эффективности производства, увеличения инвестиций и др.
II. Анализ достигнутого уровня жизни включает в себя комплекс показателей, которые обеспечивают взаимную увязку и логическую последовательность разработки прогнозов.
Основными среди этих показателей являются следующие:
1) социально-демографические показатели, характеризующие динамику численности и состава населения, коэффициенты рождаемости, смертности, продолжительность жизни;
2) условия труда (численность работающих, занятых тяжелым физическим трудом, квалификационная структура рабочих мест, продолжительность рабочей недели, оплачиваемого отпуска);
3) обобщающие стоимостные показатели номинальных и реальных доходов населения (заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат и т.д.);
4) состояние здоровья и его изменения по населению в целом и отдельным социальным группам;
5) показатели потребления населением основных продуктов питания и непродовольственных товаров;
6) обобщающие показатели сферы обслуживания (расходы населения на оплату услуг, индекс цен (тарифов) на определенные виды платных услуг населения;
7) жилищные условия и коммунальное обслуживание (средняя обеспеченность населения жильем, обеспеченность основными видами коммунального обслуживания и т.д.);
8) показатели образования (уровень образованности населения, численность учащихся в школах, численность студентов ВУЗов и средних специальных учебных заведений, в том числе на 10 тыс. населения и др.);
9) показатели культуры (число библиотек, театров, музеев, клубов, их посещаемость, тираж книг, журналов, газет);
10) состояние окружающей среды;
11) сбережения населения.
III. Разработка прогнозов.
Система прогнозов социального
развития и уровня жизни вытекает
из того комплекса показателей, которые
рассмотрены выше. Это означает,
что изменение каждого
Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок; метод экономического анализа; нормативный метод; балансовый метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; метод корреляционно-регрессионного анализа; экспоненциального сглаживания и др.
В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:
-структура минимального и
-динамика объема и
-динамика объема личного и индивидуального потребления;
-динамика роста жилищного
-дифференцированный баланс
Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.
Специфика прогнозирования социального
развития и уровня жизни проявляется
в том, что не всегда удается адекватно
выразить процессы, происходящие вне
сферы материального
Рассмотрим на примере прогнозирования спроса и розничного товарооборота методические аспекты построения прогноза. При прогнозировании спроса и розничного товарооборота используются различные методы в зависимости от направления прогноза и его характера. Так, например, балансовый метод применяется при определении уровней перспективного потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров.