Расчет показателей концентрации производства в нефтегазовой отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:08, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - рассмотрение и изучение ряда вопросов, состоящих из теоретического блока и практического. Для изучения теоретического блока необходимо рассмотреть понятие рынка, границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка; понятие трансакционных издержек, размеры предприятия и факторы его определяющие; максимизацию прибыли в условиях монополии, дать определение монополии и описать ее последствия для общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Понятие рынка. Границы рынка………………………………………….6
Понятие трансакционных издержек. Размеры предприятия и факторы его определяющие……………………………………………………..…………9
Максимизация прибыли в условиях монополии. Монополия и ее последствия для общества………………………………………………………14
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Характеристика отрасли: нефтяная и газовая…………………………...19
Особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса…...……………………………………………………………………21
Проблемы. Тенденции и перспективы развития……………………….22
Образование объединений предприятий в отрасли. Создание холдинговых структур…………………………………………………………..29
SWOT – анализ нефтегазовой отрасли…………………………………..31
Расчет показателей концентрации производства в нефтегазовой
отрасли……………………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...41

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономике отрасли.doc

— 842.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

  1. Понятие рынка. Границы рынка………………………………………….6
  2. Понятие трансакционных издержек. Размеры предприятия и факторы его определяющие……………………………………………………..…………9
  3. Максимизация прибыли в условиях монополии. Монополия и ее последствия для общества………………………………………………………14

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

  1. Характеристика отрасли: нефтяная и газовая…………………………...19
  2. Особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса…...……………………………………………………………………21
    1. Проблемы. Тенденции и перспективы развития……………………….22
    2. Образование объединений предприятий в отрасли. Создание холдинговых структур…………………………………………………………..29
  3. SWOT – анализ нефтегазовой отрасли…………………………………..31
  4. Расчет показателей концентрации производства в нефтегазовой

отрасли……………………………………………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель данной контрольной  работы - рассмотрение и изучение ряда вопросов, состоящих из теоретического блока и практического. Для изучения теоретического блока необходимо рассмотреть понятие рынка, границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка; понятие трансакционных издержек, размеры предприятия и факторы его определяющие; максимизацию прибыли в условиях монополии, дать определение монополии и описать ее последствия для общества.

В практической части необходимо охарактеризовать по заданным параметрам нефтегазовую отрасль, отметить особенности и проблемы современного развития отраслей нефтегазового комплекса, тенденции и перспективы развития. Также сделать SWOT – анализ нефтегазовой отрасли и рассчитать показатели концентрации (CR1, CR3, HHI) производства в нефтегазовой отрасли.

Известно, что  экономика любой страны в мире напрямую зависит от энергетической отрасли и этот факт невозможно обойти вниманием при оценке структуры мировой экономики в целом. В свете последних лет, когда дефицит углеводородов в целом и природного газа в частности, становится насущной проблемой многих стран-импортеров, вопрос о решении проблемы транспортировки газа по существующим ниткам газопровода, а также строительства новых сетей газопроводов актуален как никогда. Как известно, запасы легкодоступных углеводородов заканчиваются, что за последние несколько лет уже смогли ощутить на себе страны Европы. Существенное удорожание экспортного топлива говорит о необходимости пересмотреть стратегию развития мировой энергетической отрасли, а также строительства новых веток газопровода для обеспечения потребностей нуждающихся стран.

Роль России, как признанного мирового лидера по объемам поставки топлива в  страны-импортеры углеводородов, невозможно переоценить. Россия, подобно энергетическому  мосту, соединяет газопроводами  страны Европы и Азии; на международной  арене газовой отрасли нашу страну представляет корпорация «Газпром».

Если раньше нефть  применяли преимущественно для  освещения (конец XIX - начало XX в.) и в  военной сфере (первая половина XX в.), то после окончания Второй мировой  войны без нее уже нельзя было представить ни одну отрасль народного хозяйства или повседневную сторону жизни человека. Эта горючая маслянистая жидкость, о применении которой ломали голову первые подвижники нефтяной промышленности, после Второй мировой войны все больше превращается в важнейший элемент мирового хозяйства, оказывающий прямое воздействие на темпы роста, стабильность экономической ситуации, уровень и качество жизни населения. Именно во второй половине XX столетия нефть приобретает то значение, которое определяет ее огромную роль и сегодня. Шла борьба за передел мира, за сферы экономического и политического влияния, за источники минерального сырья. Среди этого, клокочущего страстями, человеческого общества выделяется одна доминанта: стремление обладать ресурсами „черного золота", столь необходимого для прогрессивного развития промышленности. Нефтяные базы были опорой советского руководства. Дешевая нефть обеспечивала оттяжку структурной перестройки энергоемкой промышленности СССР. Эта нефть привязывала страны восточного блока. Валютные доходы от ее экспорта позволяли обеспечивать потребительский рынок импортными товарами.

С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается  внутренняя структура государства. Разворачивается процесс реорганизации  российского административного  пространства. Появляются новые региональные образования. Но нефть по-прежнему - важнейший источник валюты для страны. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является важным аргументом в диалоге с новыми государствами. Нефть - источник могущества нашей страны, фундамент ее экономики. Несмотря на современное кризисное состояние нефтяной промышленности Россия остается одним из крупнейших в мире производителей, потребителей и экспортеров нефти и продолжает сохранять важные позиции на мировом рынке, занимая третье место в мире по добыче нефти.

Таким образом, нефть - это  богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями  народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает  предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

1. Понятие рынка.  Границы рынка.

 

В экономической литературе дается несколько определений рынка. Приведем некоторые из них. Рынок представляет собой:

1) обмен, организованный  по законам товарного производства  и обращения, совокупность отношений  товарного обмена;

2) механизм взаимодействия  покупателей и продавцов, отношение  спроса и предложения;

3) сфера обмена внутри страны  и между странами, связывающая  между собой производителей и  потребителей продукции.

Эти определения могут быть положены и в основу правового определения рынка как совокупности общественных отношений, возникающих в процессе обращения товаров, работ, услуг, иных благ.

В зависимости от объекта обращения, можно выделить: товарный рынок, рынок  финансовых услуг, рынок нематериальных благ, рынок рабочей силы. В целях  характеристики хозяйственно-правового  понятия «рынок» все его объекты можно объединить понятием товара как продукта деятельности, предназначенного для продажи или обмена.

Понимание рынка как сферы обращения  предопределяет необходимость задания  его внешних параметров. В нормативных  правовых актах такие параметры  определяются через географические и продуктовые границы.

Под продуктовыми границами рынка понимают группу (набор) взаимозаменяемых товаров. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). В основе определения продуктовых границ лежит мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров.

Географические (территориальные) границы  рынка – это территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар и не имеют такой возможности за ее пределами. Географические границы определяются экономическими, технологическими и административными барьерами, ограничивающими возможность у части покупателей приобрести данный товар на рассматриваемой территории. При определении географических границ учитываются многие факторы, в частности:

- возможность перемещения товара  между территориями;

- доступность транспортных средств  для перемещения покупателя к продавцу;

- отсутствие на данной территории  административных ограничений на  ввоз или вывоз товаров;

- сопоставимый уровень цен на  соответствующие товары внутри  границ этого рынка.

По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

Классификация рынков:

    1. По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
    2. В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
    3. По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки.
    4. По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.

При оценке рынка сбыта  необходимо определить границу рынка, на котором намеревается работать продавец. Границы рынка сбыта устанавливаются  путем анализа и совмещения продуктовых границ товарного рынка и географических границ, определяемых возможностями предприятия - продавца.

На рис. 1 схематично показано формирование рынка сбыта, исходя из совмещения продуктовых и географических границ.

Как видно из предоставленного рисунка, продуктовые границы рынка сбыта определяются на основе маркетинговых исследований путем, например, выяснения мнений экспертов, покупателей и потребителей как данного товара, так и товаров - субститутов.

Исследования проводятся с целью установления отношения респондентов к товарному предложению, возможностей его хранения и использования.

Для потребительских  товаров учитываются местные  традиции потребления, тип субкультуры  потребителей, влияние климатических  условий на потребление товара и т.д.

Рис. 1 Определение границ товарного рынка сбыта

Для товаров технического назначения исследуется возможность  их применения в производственном процессе, на стадии сборки, эксплуатации и ремонта.

Географические границы рвения определяются, прежде всего, экономическими соображениями. В частности, издержки на транспортировку и промежуточное  хранение не должны приводить к неконкурентоспособным ценам в месте потребления товара.

 

2. Понятие трансакционных  издержек. Размеры предприятия и  факторы его определяющие.

 

Транcакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.

Для осуществления сделки от агента может требоваться совершение множества самых различных операций. Каждая из них может обходиться ему весьма недешево и сопровождаться ошибками и потерями. Отсюда - многообразие видов трансакционных издержек. Рассмотрим некоторые виды трансакционных издержек.

1. Издержки поиска информации. Перед  тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.

Поиск может вестись  на обеих сторонах рынка - как продавцами, так и покупателями. Например, на рынке труда работодатели дают объявления об имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят тестирование и отбор кандидатов и т.д. В свою очередь соискатели рабочих мест опрашивают друзей и родственников, становятся на учет в агентства занятости, рассылают резюме, обзванивают или посещают заинтересовавшие их фирмы. На товарных рынках производители затрачивают немалые средства на изучение потребительского спроса, маркетинг, рекламу, а потребители - на изучение рекламных проспектов, посещение магазинов, стояние в очередях.

2. Издержки ведения  переговоров. Рынок требует отвлечения  значительных средств на проведение  переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление  контрактов. Чем больше участников  сделки и чем сложнее ее  предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.

3. Издержки измерения.  Любой продукт или услуга - это  комплекс характеристик. При обмене  неизбежно учитываются лишь некоторые  из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией (например, судить о вкусе яблок по их цвету).

Оценка качеств товара может осуществляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования желательно, чтобы измерение производилось однажды и чтобы его брал на себя тот, кто способен делать это с меньшими издержками. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д.

Информация о работе Расчет показателей концентрации производства в нефтегазовой отрасли