Различные формы концентрации производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:18, реферат

Описание работы

Концентрация производства осуществляется в двух формах: отраслевой и межотраслевой. При отраслевой концентрации производства рост размеров предприятий и их доли в общем объеме производства осуществляется за счет наращивания продукции данной отрасли. Межотраслевая концентрация - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях за счет продукции разных отраслей. Рост размеров предприятий происходит за счет увеличения продукции других отраслей. Соответственно доля этих предприятий в общем объеме производства растет.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 19.19 Кб (Скачать файл)

2.1 Различные формы концентрации  производства

Концентрация производства осуществляется в двух формах: отраслевой и межотраслевой. При отраслевой концентрации производства рост размеров предприятий и их доли в общем объеме производства осуществляется за счет наращивания продукции данной отрасли. Межотраслевая концентрация - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях за счет продукции разных отраслей. Рост размеров предприятий происходит за счет увеличения продукции других отраслей. Соответственно доля этих предприятий в общем объеме производства растет. Это - не что иное, как вариант диверсификации производства в условиях жестких требований рынка. Ведь в рынке значимость концентрации производства существенно возрастает. В жесткой конкурентной борьбе при прочих равных условиях более масштабное производства удешевляет производимый продукт, а значит, это крупное предприятие будет более конкурентоспособным. Вот почему в развитом рынке превалировать будут крупные предприятия, а остальные, так или иначе, приспосабливаться к ним, обслуживая их, занимая свои ниши, но будучи зависимыми от крупных. Закон есть закон. А концентрация производства - закон развития, товарного производства.

Концентрация на предприятии может  развиваться на основе различных  форм:

увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);

увеличения выпуска разнородной  продукции (универсальные предприятия);

развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);

развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая  сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой  деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятии  может быть достигнута путем:

увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем  техническом уровне;

применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

одновременного увеличения машин, оборудования, как прежнего технического уровня, так и более современного;

развития комбинирования взаимосвязанных  производств.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации - интенсивный, т. е. за счет внедрения  новой техники и технологии и  увеличения единичной мощности машин  и оборудования.

Диверсификация производства - одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов  производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции  в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.

Диверсификация выражает процесс  расширения активности предприятия, которое  использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления  их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и  оказание всевозможных услуг.

В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные  многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию  и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Диверсифицированным считается  предприятие, когда более 30 % общего объема продаж приходится на товары и  услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано  со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства  и получить максимальную прибыль.

Диверсификация производства способствует:

большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;

более полному использованию ресурсов предприятия;

наиболее полному насыщению  рынка необходимыми товарами и услугами;

проведению антимонопольной политики Экономика предприятия. / Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. - М.: Банки и биржи, 1998. - с.-264..

В России в связи с переходом  на рыночные отношения многие промышленные предприятия оказались в сложном  экономическом положении только из-за того, что своевременно не осуществили  диверсификацию производства. Но из этого  не следует делать вывод, что диверсификация является панацеей от всех бед.

Непродуманная и экономически не обоснованная диверсификация может еще в большей  мере усугубить финансовое положение  любого промышленного предприятия.

Диверсификация производства зависит  от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для наших условий  диверсификация производства наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.

Развитие концентрации тесно связано  с монополизацией производства, поэтому  государство должно проводить действенную  политику с целью недопущения  появления предприятий-монополистов.

Среднесрочная стратегия антимонопольного регулирования определяется тем, что  в условиях открытой экономики ситуация на рынке будет определяться, в  первую очередь, экспансией зарубежных товаров. С этой точки зрения экономику  можно разбить на четыре раздела:

сектор - предприятия, конкурентоспособные  либо могущие стать конкурентоспособными на мировом рынке. Им будет дана широкая  свобода в перестройке собственно внутренней структуры, сняты ограничения  на рост концентрации производства, не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного  выступления на мировом рынке.

сектор - предприятия, которые не выдерживают  конкуренции импортных товаров. Здесь буде обращаться особое внимание на противодействие недобросовестной конкуренции. Будет задействован механизм инициативного и в отдельных  случаях принудительного разукрупнения  предприятий, поскольку в рамках в целом неконкурентоспособного предприятия ил объединения могут  оказаться жизнеспособные подразделения.

сектор - естественные монополии. Здесь будут применяться традиционные в мировой практике методы государственного регулирования цен, тарифов.

сектор - рынки, где иностранная  конкуренция не будет оказывать  серьезного воздействия вследствие масштабов страны, специфики продукции  и других факторов. Здесь будут  приняты традиционные методы антимонопольного регулирования, включая недопущение  антиконкурентных соглашений, контроль за процессами концентрации производства, разрушение административных надстроек над производителем и т.п.

Вместе с тем ставится в принципе верная задача по созданию крупных  межотраслевых производственных объединений  в виде различных добровольных ассоциаций, таких, как концерны, холдинговые  компании, финансово-промышленные группы. Концерн как одна из форм монополистического объединения, характеризуется единством  собственности и контроля Теория фирмы. / Под общ. ред. Гальперина В.М. - СПб.: Экономическая школа, 1998. - с.-127..

Наряду  с концернами в экономике страны создаются холдинговые компании. Появление объединений холдингового типа в нашей стране связано с  необходимостью сохранения управляемости  после приватизации крупных предприятий (отраслей, подотраслей). При этом холдинги организуются по отраслевому, межотраслевому, территориальному, программно-целевому, ведомственному признакам.

Главное преимущество холдингов состоит  в том, что их риск меньше суммы  рисков отдельных предприятий, входящих в их состав.

Наряду  с созданием холдингов на первый план отечественных экономических  реформ выходит формирование российских финансово-промышленных групп (ФПГ).

ФПГ - это группа предприятий, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов  которых осуществляется в целях  активизации инвестиций, структурной  перестройки, производства конкурентоспособной  на внутренних и мировых рынках продукции.

Конкуренция и монополизм в экономике  выступают как антиподы. Совершенная  конкуренция в реальной жизни  практически отсутствует (когда  ни один из множества продавцов не в состоянии существенно изменить цену товара) гораздо чаще встречается  несовершенная конкуренция, имеющая  множество разновидностей. Три основных типа несовершенной конкуренции: натуральная  монополия, олигополия и дифференциация продуктов. Господство нескольких крупных  фирм на рынке - олигополия. Олигополии возникают там, где большую роль играет концентрация производства. Различают  олигополию первого вида - несколько  крупных фирм, производящих почти  идентичные товары. Олигополия второго  вида - несколько крупных фирм, производящих дифференцированные товары.

При дифференциации продукции и  при равных ценах на товары предпочтение покупателя получает товар, имеющий  отличие от других в сорте, качестве, торговой марке, стиле оформления, привлекательности  продавца и т.д.

Среди множества моделей олигополистического  поведения на рынке наибольший интерес  представляет тайный олигополистический сговор и доминирующая фирма-олигополия. Доминирующая фирма обычно следует  практике «лидерства в ценах», поскольку  ее цена (близкая к монопольной) служит ориентиром для мелких фирм отрасли. Наиболее простой формой сговора  олигополистов (нередко тайного) является картель. Он предполагает формальное письменное соглашение нескольких производителей определенного товара относительно его цены, объемов производства, квоты на рынках сбыта и др. Картель, вместе с тем, не ограничивает самостоятельности входящих в него участников, позволяя им добиваться усиления своих позиций за счет производства видов товара, не регламентированных картельным соглашением. Таким образом, картель существенно ограничивает конкуренцию только по узкому ряду продукции Коробейников О.П., Хавин Д.В., Ноздрин В.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2003. - с.34..

Другой организационной формой монополистического взаимодействия на основе принципа концентрации является синдикат.

Синдикат - форма объединения фирм с целью централизации функции  обеспечения ресурсами и маркетинга (сбыта продукции) на согласованных  договорных условиях. Участники синдиката  добровольно передают единому руководящему органу коммерческую функцию, но сохраняют  при этом производственную и юридическую  самостоятельность. Однако, неполная согласованность действий и некоторая внутренняя конкуренция между предприятиями синдиката была преодолена объединением предприятий в централизованно управляемое производственное объединение - трест.

В тресте объединенные предприятия  теряют не только снабженческо-сбытовую самостоятельность, но и производственную. В отличие от предшествующих форм монополистических объединений и одноотраслевого треста, комбинированный трест впервые выходит за рамки отрасли и приобретает возможность получать дополнительную прибыль от использования различных побочных продуктов (отходов) основного производства на своем предприятии, но относящимся к другой отрасли (горизонтальное комбинирование), или от последовательной обработки товаров, служащих сырьем для производства других товаров, которые перерабатываются в третий вид товаров и т.д. (вертикальное комбинирование).

Внутриотраслевая конкуренция  при растущей концентрации производства приводит к наиболее полному развитию своей противоположности - капиталистической  монополии (олигополии) в форме треста.

Высшей формой монополистического объединения является концерн. Он объединяет предприятия различных, но взаимосвязанных  отраслей промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг и финансов. Основной причиной образования концернов  служит межотраслевая конкуренция.

Преобладающим видом современного крупного монополистического объединения (олигополистического) предприятий  является диверсифицированный концерн. Основополагающей чертой процесса диверсификации производства является внутрифирменная  межотраслевая передача технологий.

Передача технологий возможна в  двух видах:

передача собственно технологии

передача передового товара для совершенно отличного от первоначального применения.

Конгломерат является концерном особого  типа, отличающимся от преобладающего вида - диверсифицированного концерна - тем, что первый из них объединяет различные, не связанные между собой  компании многих отраслей экономики. Эти  компании почти самостоятельны, они  контролируются штаб-квартирой конгломерата только по узкому кругу финансовых показателей.


Информация о работе Различные формы концентрации производства