Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 02:16, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение показателей прибыли предприятия, и применение их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, используя финансовую отчетность ОАО «Газпром».
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
рассматривается понятие прибыли в системе рыночных отношений и необходимость её увеличения;
исследование и оценка показателей прибыли ОАО «Газпром»;
выявление и количественное измерение влияния отдельных факторов на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
разработка методов улучшения финансового состояния ОАО «Газпром».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ КАК РЕГУЛЯТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.2. ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОАО «ГАЗПРОМ» 14
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ 14
2.2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ 27
3.1. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ 27
3.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В то же время появление независимых производителей газа, которые не имеют возможности экспортировать его в дальнее зарубежье с целью компенсации убыточных внутренних цен, весьма проблематично. Капитал не потечет туда, где нет возможности его наращивать. Это, соответственно, тормозит развитие производительных сил в отрасли.
По ряду экспертных оценок, нефтяные компании, добывающие попутный газ, могли бы увеличить его поставки вдвое. Мощности газоперерабатывающих заводов для этих целей имеются. Однако дешевый газ является одним из главных тормозов инвестиционного процесса.
В российской энергетике сложилась специфическая ситуация. У нас есть более чем 50-процентный от используемых запас мощностей по генерации электроэнергии. При таком запасе масштабные инвестиции вряд ли придут на создание новых. В то же время при наличии 65% потерь топлива мог бы сработать фактор привлечения инвестиций для реконструкции в целях обеспечения экономии топлива.
Приведение цен на газ к паритету с другими видами топлива и ценами на газ на близлежащих рынках является важнейшим шагом в развитии рыночных реформ. Одновременно с индексацией цен на газ должна активно развиваться торговля газом по свободным ценам. Наряду с ресурсами независимых производителей газа в ней должны учитываться объемы газа, добываемого "Газпромом".
Газ по свободным ценам должен подаваться неэффективным пользователям, новым потребителям газа, потребителям, запрашивающим дополнительные объемы для наращивания мощностей, экспортно-ориентированным предприятиям. Необходимо будет создать торговые площадки, данные по ценам с которых станут индикаторами для ежегодного пересмотра цен.
Повышение цен на газ до уровня цен на другие виды топлива и цен на ближайших рынках Средней Азии и Западной Европы с учетом вычета транспортной составляющей неизбежно будет сопровождаться развитием процесса выявления реальной стоимости газа на внутреннем рынке России. Обоснование, как и до какого уровня повышать внутренние цены на газ, является базовой составляющей для разработки концепции развития рынка и, соответственно, программы реформирования товаропроводящей сети. При этом нельзя руководствоваться только пожеланиями иностранных партнеров о том, что для вступления в ВТО необходимо поднять на более высокий уровень цены на энергоресурсы, в том числе и на газ. Насколько справедливо подобное требование?
Известно, что при близких по уровню ценах на нефть по всем региональным рынкам мира цены на бензин в США в 2,5 раза ниже аналогичных цен в Западной Европе. Тем не менее, никто из членов ВТО не ставит вопрос об этом.
Наряду с неприятием подобной политики двойных стандартов мы должны видеть, что необоснованно высокие темпы роста цен на газ приведут к появлению избытка газа на внутреннем рынке, что в условиях стабилизации добычи газа в стране, безусловно, вызовет превышение его предложения над спросом на рынках Западной Европы. В итоге необоснованно высокие темпы повышения цен на газ в России могут вызвать снижение:
В России цены на газ, добываемый и реализуемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, ежегодно устанавливаются государством в лице Федеральной службы по тарифам. Газовые тарифы дифференцируются по ценовым поясам. Цены на 2008 г. введены в действие Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 4 декабря 2007 г. N 403-э/1.
Средний уровень регулируемых оптовых цен на газ в 2008 году составит: для промышленных потребителей 1690 руб. за 1 тыс. куб.м. (без НДС); для населения 1290 руб. за 1 тыс. куб.м. (без НДС).
Как показывает практика,
в промышленном секторе российской
экономики уже сложились
По решению Правительства РФ эксперимент будет продолжен. В 2008 году предприятия Газпрома и независимые компании смогут реализовать через электронную торговую площадку до 15 млрд. куб. м газа на паритетной основе.
Рис. 3.1. Протяженность распределительных газопроводов
Газ в России – самый дешевый вид топлива. Одно из негативных последствий этого – изменение структуры энергопотребления в стране. Снизилось использование угля, мазута и других видов альтернативного топлива, а, значит, снизилась и необходимость увеличения их производства и развития соответствующих отраслей.
Низкие цены на газ негативно сказались и на развитии самой газовой отрасли, для которой внутренний рынок стал убыточным. По сути, Газпром субсидирует огромное количество частных предприятий. Низкие цены не позволяют вкладывать средства в разработку новых месторождений, прокладку новых газопроводов, реконструкцию действующих мощностей, а без этого немыслимо развитие газовой отрасли. Существующие цены на газ в России не позволяют покрыть затраты на производство, транспортировку и реализацию газа.
Именно поэтому в ноябре 2006 г. Правительство Российской Федерации приняло решение об увеличении предельных параметров изменения регулируемых цен на газ на период до 2010 г.: в 2007 г. до 15%, в 2008 г. до 25%, в 2009 г. до 20% и в 2010 г. до 28%. К 2011 г. планируется довести доходность продаж до уровня европейского рынка (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин).
Рис. 3.2. Структура продаж газа Газпрома по группам потребителей в 2006 г., %
Необходимость планирования поставок газа потребителям внутри страны и соответствующего распределения лимитов вызвана искусственно заниженными в России ценами на газ и, соответственно, повышенным спросом на него.
При планировании поставок газа потребителям Газпром руководствуется документом под названием «Порядок распределения ресурсов газа ОАО «Газпром» с учетом экспортных поставок и производства газа независимыми организациями».
Согласно этому документу, ООО «Межрегионгаз» ежеквартально и ежегодно предоставляет профильным департаментам Газпрома информацию о фактических объемах поставок газа потребителям за прошедший квартал (год). Кроме того, «Межрегионгаз» собирает заявки от потребителей на поставки газа на следующий год. Исходя из полученных данных осуществляется распределение газа.
При этом учитывается выполнение потребителями обязательств по оплате газа за предыдущие годы. В случае необходимости Газпром выделяет платежеспособным потребителям дополнительные объемы газа, с учетом технических возможностей ЕСГ и обязательств по уже заключенным экспортным и внутренним контрактам.
Кроме того, газ предоставляется
новым потребителям. Для этого
компания-потребитель
Начиная с 2002 г. в Газпроме утверждаются программы газификации регионов.
При определении регионов, в которых Газпром планирует развернуть работы по газификации, учитывается несколько факторов:
В августе 2003 г. Правление утвердило новую редакцию Концепции участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации. В новом документе четко прописан механизм взаимодействия ОАО «Газпром» с администрациями регионов на подготовительном этапе газификации:
Газификация России является важнейшей задачей Газпрома. В результате последовательных действий Компании за 15 лет средний уровень газификации РФ вырос более чем на 20 процентных пунктов – с 41% в 2003 году до 62% в 2007 году.
Таблица 3.1
Показатели газообеспечения предприятий и жилого фонда в РФ (на начало 2007 г.)
Газифицировано |
Всего по РФ |
Группа Газпрома |
Квартир и частных домовладений, млн. |
40.7 |
26.1 |
Коммунально-бытовых |
190 |
173,4 |
Котельных, тыс. |
44,3 |
35,7 |
Промышленных предприятий, тыс. |
18,9 |
15,9 |
Рис. 3.3. Средняя цена реализации газа (без НДС) на внутреннем рынке и прогноз изменения цен в соответствии с Энергетической стратегией России (данные приведены в рублях)
Особенно активизировалась эта работа в 2005 году, с началом реализации трёхлетней Программы газификации российских регионов. Этот проект охватил 58 субъектов РФ и по своей значимости вышел на уровень приоритетных национальных проектов.
К началу 2005 года уровень газификации природным газом в целом по России составлял 54%, в том числе в городах и поселках городского типа – 61%, в сельской местности – 36%.
Инвестиции ОАО «Газпром» в газификацию российских регионов в объеме 22,8 млрд. руб. в 2005-2006 годах (2005 год 5,2 млрд. руб., 2006 год 17,6 млрд. руб.) обеспечили повышение среднего уровня газификации природным газом в РФ по состоянию на 1 января 2007 года до 58%, в том числе в городах до 64%, в сельской местности до 40%.
В 2007 году на реализацию Программы газификации Газпром выделил 20,2 млрд. руб., на средства компании построен 421 газопровод общей протяженностью 7,1 тыс. км в 53 субъектах России. При этом было газифицировано 545 населенных пунктов, 1,9 млн. квартир и домовладений, 1,3 млн. из которых находятся в городах, 0,6 млн. – в сельской местности. На природный газ переведено 10,5 тыс. коммунально-бытовых предприятий, 2 тыс. сельских и поселковых котельных, около 240 сельскохозяйственных предприятий.
Кроме этого, для выполнения работ по реконструкции и техническому перевооружению существующих газовых сетей в 2007 году дополнительно выделено 1,5 млрд. рублей.
Сложившаяся практика несения газораспределительными организациями (ГРО) прямых убытков или попытки противозаконного включения данных затрат в тариф за услуги по транспортировке газа становятся тормозом в развитии эффективных рыночных отношений в сфере газоснабжения.
Необходимость внедрения комплексной системы управления рисками в целом для любой крупной компании обусловлена рядом внешних факторов, таких как:
Однако для любой компании существует ряд особенностей, связанных с понимаем необходимости создания системы управления рисками в силу внутренних факторов.
Значимым условием возможности внедрения элементов риск-менеджмента в организации на начальном этапе служит формирование эффективной команды специалистов, имеющих профессиональные навыки в области экономики, математической статистики и управления рисками, а также опыт работы в компании.
Процесс построения комплексной системы управления рисками ОАО "ГАЗПРОМ" должен быть начат с формирования приказом генерального директора рабочей группы в целях разработки следующих документов: