Развитие фармацевтической промышленности в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:48, статья

Описание работы

Принятая в 2010 году Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 — 2014 годы, поставила задачи по развитию приоритетных секторов экономики РК. Одной из таких оказалась фармацевтическая промышленность.
Реализация отраслевой Программы по развитию фармацевтической промышленности на 2010-2014 годы в рамках ГП ФИИР также способствовала успешному развитию отрасли. В сводной карте индустриализации находится 27 проектов на общую сумму более 35 млрд. тенге. Предприятия отрасли имеют возможность использовать широкий список инструментов государственной поддержки отечественных производителей, экспортеров и инвесторов.

Файлы: 1 файл

Развитие фармацевтической промышленности в Казахстане.docx

— 111.40 Кб (Скачать файл)

Развитие фармацевтической промышленности в Казахстане

 

Принятая в 2010 году Государственная  программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 — 2014 годы, поставила задачи по развитию приоритетных секторов экономики РК. Одной из таких оказалась фармацевтическая промышленность. Комментирует начальник  Отдела стратегического анализа  и мониторинга Аналитического управления ЕАБР Ардак Ташенов.

 

Фармацевтический сектор Республики Казахстан дает менее 1% реального ВВП, но имеет очень  важное социальное значение. После  обретения независимости в 90-е  годы были нарушены поставки лекарственных  средств в Казахстан, где практически не было собственного производства. Страна испытывала дефицит по всем видам продукции отрасли. Зависимость от импорта лекарственных препаратов негативно повлияла на уровень обеспеченности лекарственными средствами населения, что приводило к всплеску социальных проблем. Постепенно были налажены поставки импортных лекарств, доля которых на рынке страны составляла не менее 90%. Однако импортная продукция не всегда была качественной и безопасностной, что требовало развитие импортозамещающих производств и совершенствование государственного регулирования отрасли.

 

С ростом экономики и благосостояния населения росло потребление  фармацевтической продукции. Благодаря  этому, а также с учетом инфляции и колебаний курса тенге, динамика роста фармацевтического производства до 2009 года была положительной, несмотря на нарастающие проблемы отрасли.

 

Структура потребления фармацевтической продукции также изменялась. Растет спрос на более дорогие продукты отрасли. Это способствовало дальнейшему  снижению доли казахстанских производителей на рынке, которые специализировались на выпуске дешевых небрендированных продуктов.

 

Вступление Казахстана в  Таможенный союз с одной стороны  создало новые угрозы для менее  конкурентоспособного, чем в России и Беларуси, отечественного производства. С другой стороны у казахстанских  производителей расширился рынок сбыта, что заинтересовало иностранных  инвесторов, которые начали создавать  совместные производства. Сегодня в  стране создают собственное производство и внедряют современные технологии лидеры фарминдустрии: Polfarma (Польша), Фармстандарт (Россия), Abdi Ibrahim (Турция), Favea (Чехия) и др.

 

Уже в 2010 году отрасль показала существенный рост (43%). В 2011 темп сократился, в том числе из-за приостановки ряда производств по причине реконструкции  и модернизации. Но уже в 2012 году темпы роста снова измерялись двузначными цифрами (35%), а по итогам 5 месяцев 2013 года рост составил 33% по отношению к аналогичному периоду 2012 года.

 

 

Реализация отраслевой Программы  по развитию фармацевтической промышленности на 2010-2014 годы в рамках ГП ФИИР также  способствовала успешному развитию отрасли. В сводной карте индустриализации находится 27 проектов на общую сумму  более 35 млрд. тенге. Предприятия отрасли  имеют возможность использовать широкий список инструментов государственной  поддержки отечественных производителей, экспортеров и инвесторов.

 

Высокий уровень господдержки, в том числе через закупки, и благопри

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Государственной программы Российской Федерации

"Развитие фармацевтической  и медицинской промышленности" на 2013 – 2020 годы Ответственный исполнитель Программы

Министерство  промышленности и торговли Российской Федерации 

Участники Программы 

Министерство  здравоохранения Российской Федерации;

Министерство образования и  науки Российской Федерации;

Федеральное медико-биологическое  агентство;

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования "Московский государственный университет имени  М.В.Ломоносова";

Государственная корпорация по атомной  энергии "Росатом";

Федеральная антимонопольная служба

Подпрограммы  Программы 

развитие  производства лекарственных средств;

развитие производства медицинских  изделий;

совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий

Программно-целевые  инструменты Программы 

федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и  дальнейшую

за счет коммерциализации созданных технологий;

доля лекарственных средств  отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня  жизненно необходимых и важнейших  лекарственных препаратов

Этапы и  сроки реализации Программы 

2013 –  2020 годы:

I этап – 2013 – 2015 годы;

II этап – 2016 – 2020 годы 

Объем бюджетных  ассигнований Программы 

объем бюджетных  ассигнований на реализацию Программы  за счет средств федерального бюджета  составляет 108387550 тыс. рублей (в ценах  соответствующих лет), в том числе  на реализацию федеральной целевой  программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и  дальнейшую перспективу» - 108387550 тыс. рублей.

Объем ресурсного обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета по годам составит:

в 2013 году – 15176800 тыс. рублей;

в 2014 год – 16773200 тыс. рублей;

в 2015 год – 17400550 тыс. рублей;

в 2016 год – 19632000 тыс. рублей;

в 2017 год – 18545000 тыс. рублей;

в 2018 год – 15064000 тыс. рублей;

в 2019 год – 5061000 тыс. рублей;

в 2020 год – 735000 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы 

создание  и модернизация 20 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2020 года;

увеличение к 2020 году в 7 раз доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства фармацевтической и медицинской  отрасли по отношению к 2011 году;

увеличение к 2020 году производительности

 


труда в фармацевтической и медицинской

4

отрасли в 4,5 раза по отношению  к показателю 2011 года;

увеличение к 2020 году доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления  здравоохранения Российской Федерации  в денежном выражении до 50 процентов;

увеличение к 2020 году доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления  здравоохранения Российской Федерации  в денежном выражении до 40 процентов;

увеличение к 2020 году экспорта лекарственных средств и медицинских  изделий не менее чем до 105 млрд. рублей;

увеличение к 2020 году доли организаций, осуществляющих технологические  инновации в фармацевтической и  медицинской отрасли, в общем  количестве производителей до 50 процентов;

достижение к 2020 году значительной активизации оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в фармацевтической и медицинской отрасли путем  увеличения до 1500 количества поданных заявок на выдачу патентов и полученных патентов, свидетельств о регистрации  прав на товарные знаки, количества регистраций  лицензионных договоров и договоров  уступки прав.

 

Основной целью государственной  политики в области развития фармацевтической и медицинской промышленности до 2008 года являлось

5

насыщение внутреннего рынка  лекарственными средствами и медицинскими изделиями для ликвидации дисбалансов, возникших в ходе трансформационных  процессов в российской экономике. При положительной динамике рыночных показателей доля отечественной  продукции соответствующих отраслей в общем объеме потребления на внутреннем рынке оставалась незначительной, так как в области лекарственных  средств и медицинских изделий  большая часть потребительского спроса удовлетворялась за счет импортной  продукции. При этом значительная часть  лекарственных средств, произведенных  на территории России, производилась  из импортного сырья.

В то же время по мере роста  экономики Российской Федерации  возникали внутренние производства, способные не только разрабатывать  и производить конкурентоспособную  продукцию, но и участвовать в  осуществлении прикладных исследований и разработок, позволяющих в перспективе  выводить на рынок инновационные  лекарственные средства и медицинские  изделия. Важным фактором, способствующим изменению целей государственной  политики, являлась возрастающая зависимость  потребительского рынка от импортной  продукции в критически важных в  отношении национальной безопасности отраслях.

Для изменения сложившейся  ситуации возникла необходимость корректировки  направлений и целей государственной  политики в области производства лекарственных средств и медицинских  изделий в сторону усиления роли локальных производителей на внутреннем рынке, обеспечения разработки инновационной продукции и подготовки кадров для современных производств. На первом заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 18 июня 2009 года фармацевтическая и медицинская промышленность была выделена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым как одно из 5 приоритетных направлений высокотехнологичного развития российской экономики, включая прикладную науку и инженерию. Сейчас осуществляется переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 91.

 

I. Монографии:

 

1. Коротеева Н.Н. История аптечного дела в Курском крае. – Курск: Курск.гор.тип-ия, 2003. – 166 с. (9,77 п.л.).

 

2. Коротеева Н.Н. Земская фармация в Курской губернии (1865-1917 гг.). – Курск: изд-во Курск.гос.тех.ун-та, 2006. – 126 с. (7,46 п.л.).

 

3. Коротеева Н.Н. История фармации (ХVI – начало ХХ вв.). – Курск: изд-во Курск.гос.тех.ун-та, 2006. – 303 с. (17,93 п.л.).

 

4. Российская фармация  ХVI – начало ХХ вв.: вопросы историографии и источниковедения. – Курск: изд-во  Курск.гос.тех.ун-та, 2009. – 59 с. (3,49 п.л.).

 

5. Государственная политика  в сфере российской фармации  ХVI – начала ХХ вв. – Курск:  изд-во Юго-Запад.гос.ун-та, 2010. – 451 с. (28, 2 п.л.).

 

 

 

 

 

 

 

Развитие фармацевтической и медицинской  промышленности на 2013 — 2020 годы

Нет комментариев

 

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №2057-р от 3 ноября 2012 года. Основной исполнитель: Минпромторг России.

 

Цель программы: создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня.

 

Задачи программы:

формирование инновационного потенциала фармацевтической и медицинской  промышленности;

формирование технологического и производственного потенциала фармацевтической и медицинской  промышленности; формирование инновационного потенциала фармацевтической и медицинской  промышленности;

развитие производства инновационных  лекарственных средств и медицинских  изделий;

 

Структура государственной  программы:

 

Подпрограммы:

Подпрограмма 1 «Развитие  производства лекарственных средств».

Подпрограмма 2 «Развитие  производства медицинских изделий».

Подпрограмма 3 «Совершенствование государственного регулирования в  сфере обращения лекарственных  средств и медицинских изделий».

 

Программно-целевые инструменты:

Федеральная целевая программа  «Развитие фармацевтической и медицинской  промышленности Российской Федерации  на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

 

Целевые индикаторы и показатели:

создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест (накопленным итогом);

увеличение доли высокотехнологичной  и наукоемкой продукции в общем  объеме производства отрасли относительно уровня 2011 года;

увеличение производительности труда в фармацевтической и медицинской  отрасли относительно уровня 2011 года;

объем экспорта лекарственных  средств и медицинских изделий;

доля организаций, осуществивших  технологические инновации в  фармацевтической и медицинской  отрасли, в общем количестве производителей;

использование результатов  интеллектуальной деятельности в сфере  фармацевтической и медицинской  промышленности;

объем инвестиций в научные  исследования, разработки, технологические  инновации и перевооружение производства фармацевтической и медицинской  продукции;

объем производства отечественных  лекарственных средств, отечественных  медицинских изделий в денежном выражении за счет коммерциализации созданных технологий;

доля лекарственных средств  отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня  жизненно необходимых и важнейших  лекарственных препаратов.

 

Государственная программа  «Развитие фармацевтической и медицинской  промышленности на 2013 — 2020 годы» реализуется  в 2013 — 2020 годах в 2 этапа:

Этап 1: 2013 — 2015 годы

Этап 2: 2016 — 2020 годы

 

В результате реализации Государственной  программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 — 2020 годы» ожидаются следующие  результаты:

создание и модернизация 20 тыс. высокопроизводительных рабочих  мест до 2020 года;

увеличение к 2020 году в 7 раз  доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства фармацевтической и медицинской  отрасли по отношению к 2011 году;

увеличение к 2020 году производительности труда в фармацевтической и медицинской  отрасли в 4,5 раза по отношению к  показателю 2011 года;

Увеличение к 2020 году доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления  здравоохранения Российской Федерации  в денежном выражении до 50%;

увеличение к 2020 году доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления  здравоохранения Российской Федерации  в денежном выражении до 40%;

увеличение к 2020 году экспорта лекарственных средств и медицинских  изделий не менее чем до 105 млрд. рублей;

увеличение к 2020 году доли организаций, осуществляющих технологические  инновации в фармацевтической и  медицинской отрасли, в общем  количестве производителей до 50 процентов;

достижение к 2020 году значительной активизации оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в фармацевтической и медицинской отрасли путем  увеличения до 1500 количества поданных заявок на выдачу патентов и полученных патентов, свидетельств о регистрации  прав на товарные знаки, количества регистраций  лицензионных договоров и договоров  уступки прав;


Информация о работе Развитие фармацевтической промышленности в Казахстане