Развитие Российского малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и критерии малого бизнеса……………………………………….4
2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………..6
3. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России…………8
4. Проблемы становления малого бизнеса в России………………………10
5. Меры поддержки малого бизнеса………………………………………….16
6. Условия и факторы развития малого бизнеса…………………………...19
7. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Экономика организации. реферат.docx

— 48.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие и критерии малого бизнеса……………………………………….4

2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………..6

3. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России…………8

4. Проблемы становления малого бизнеса в России………………………10

5. Меры поддержки малого бизнеса………………………………………….16

6. Условия и факторы развития малого бизнеса…………………………...19

7. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………….22

Заключение……………………………………………………………………...24

Список  литературы…………………………………………………………….26

 

Введение

 

Как мы знаем, предприятие-это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.

Цель данного реферата – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.

 

1. Понятие и критерии малого бизнеса

 

Малый бизнес в России постепенно, медленно и  непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в  структуре экономики и является органической ее частью.

На начало 1997 г. в России насчитывалось около 1 млн. малых предприятий, на которых  работало более 8 млн. человек, а с  учетом вторичной занятости общая  численность работающих в малом  бизнесе превышает 15 млн. человек.

Рост малого бизнеса в условиях общего спада  производства и кризисного состояния  многих крупных предприятий свидетельствует  о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

Что же называют малым бизнесом?

Однозначного  определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом  деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний  и большой бизнес. В разных странах  мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее  деление предприятий:

  • крупное-предприятие с численностью работающих до 500 человек;
  • среднее – от 100 до 500 человек;
  • малое – до 100 человек.

 

В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности ( в среднегодовом  исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации», приведены  в таблице:

 

Численность работников малых предприятий

Отрасль деятельности

Предельный уровень численности  работников, чел.

Промышленность

100

Строительство

100

Транспорт

100

Сельское хозяйство

60

Научно-техническая сфера

60

Оптовая торговля

50

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения

30

Остальные отрасли и другие виды деятельности

50


 

 

В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимают также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

 

2. Роль малого бизнеса в экономике

 

Говоря о роли малого бизнеса, следует  подчеркнуть, что малые предприятия  – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших.

Конкретно роль малого бизнеса проявляется в  том, что его развитие способствует:

  • созданию новых рабочих мест;
  • внедрению новых товаров и услуг;
  • удовлетворению нужд крупных предприятий;
  • обеспечению специализированными товарами и услугами.

Создание  новых рабочих мест-это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.

Другая важнейшая  сторона деятельности малых предприятий  – это внедрение новых товаров  и услуг. Достижения малого бизнеса  в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого  другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.

Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие  места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности  для реализации продукции крупных  предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.

Франшиза, или  лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.

Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять  особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных  часов, антикварных изделий и  т.п. создаются малые предприятия.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка, создает  глубокую специализацию и разветвленную  кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

 

3. Роль и место малого  бизнеса в переходной экономике России

 

Малое предпринимательство  не было решающей сферой экономической  деятельности, но быстро выросло в  конце 80-х – самом начале 90-х  годов, потом начался период стагнации, в какие-то периоды наблюдалось даже сокращение. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде.

По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых  предприятий, в которых работают почти 6, 5 млн. человек. Еще 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объем продукции малых  предприятий России в 1999 году превысил 14% от общего объема промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: там на тысячу человек населения  приходится 40-60 малых предприятий, а  у нас – всего 7. И доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России.

Малый бизнес в развитых странах – крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно-технического прогресса. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса. Однако приведенная статистика имеет и обратную сторону. Ее показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем «их» малый бизнес дает Западу. Действительно, 7 российских предприятий на тысячу населения обеспечивают 14% промышленной продукции или 1 предприятие на тысячу населения в данном случае приходится всего 1% производства. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса.

Немаловажен тот факт, что масштабы теневого бизнеса в этом сегменте рынка  чрезвычайно велики. Не регистрируются до 70% выше официальных показателей, не менее чем на 90% занижаются данные о фондах заработной платы, а оборот своих фирм предприниматели занижают в среднем на 70%. При этом данные Госкомстата России, на теневую экономику  приходится 23-25% от валового внутреннего  продукта, а по оценкам МВД, эта  доля достигает 40%.

Количество  малых предприятий и распределение  их по отраслям экономики

 

Предприятия

1.01.95г.

1.01.97г.

1.01.98г.

1.04.2001г.

Всего:

896,9 тыс. (100%)

877,3 тыс. (100%)

828 тыс.

(100%)

873,6 тыс.

(100%)

в том числе:

       

промышленные

127,2 тыс. (14,2%)

128,5 тыс.

(14,7%)

129,3 тыс.

(15,6%)

138,1 тыс.

(15,8%)

строительные

123,5 тыс.

(13,8%)

145,5 тыс.

(16,58%)

137,0 тыс.

(16,54%)

138,3 тыс.

(15,8%)

торговли и общепита

419,4 тыс.

(46,8%)

374,6 тыс.

(42,7%)

353,1 тыс.

(42,7%)

387,0 тыс.

(44,3%)

коммерческие

51,9 тыс.

(5,8%)

42,4 тыс.

(4,8%)

35,0 тыс.

(4,2%)

37,2 тыс.

(4,3%)

науки и научного обслуживания

51,7 тыс.

(5,8%)

48,8 тыс.

(5,6%)

46,0 тыс.

(5,6%)

37,6 тыс.

(4,3%)

других отраслей

123,2 тыс.

(13,7%)

137,5 тыс.

(15,7%)

127,6 тыс.

(15,4%)

135,4 тыс.

(15,5%)


 

 

4. Проблемы становления малого бизнеса в России

 

Сдерживают  развитие малого бизнеса ряд факторов.

Во-первых, это  чисто технические проблемы, связанные  с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными  барьерами.

Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.

Информация о работе Развитие Российского малого бизнеса