Реформирование земельных отношений. Кодекс о земле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:31, реферат

Описание работы

Основная задача земельной реформы состоит в коренном преобразовании земельных отношений с целью формирования земельного рынка, многоукладной экономики в аграрном секторе, создания экономического механизма развития сельских и городских поселений, а также условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле.

Файлы: 1 файл

Реформирование земельных отношений. Кодекс о земле.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

25. Реформирование земельных отношений.  Кодекс о земле

Начало земельной реформы положено Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь.

     Основная  задача земельной реформы состоит   в коренном преобразовании земельных   отношений с целью формирования земельного рынка, многоукладной экономики  в аграрном секторе, создания экономического механизма развития сельских и городских  поселений, а также условий равноправного  развития различных форм хозяйствования на земле.

     Решение  этой задачи невозможно без создания единой, надежной и достоверной информационной системы о правовом положении, природном  состоянии и хозяйственном использовании  земель — государственного земельного кадастра Республики Беларусь. Он предназначен для рационального и эффективного управления земельными ресурсами, увеличения их стоимости, планирования хозяйственной  деятельности субъектов земельных  отношений и защиты их прав, проведения землеустройства, оценки земель, государственного контроля за использованием и охраной  земель, привлечения в бюджет республики дополнительных денежных средств.

     Основная  функция  регистрации прав заключается   в создании единой, надежной и  достоверной  системы о правах  на земельные  участки на  всей территории республики.

     Надлежащим  образом зарегистрированные права  охраняются государством. Согласно Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы, закрепленные в ее законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

     Государственная  регистрация прав на земельные участки  и расположенное на нем другое недвижимое имущество осуществляется после того, как земельный участок  стал предметом государственного кадастрового учета. В свою очередь, государственный  кадастровый учет земельных участков обеспечивается единой системой  ведения  государственного земельного кадастра (раздел 12 Кодекса о земле).

Земельная реформа в  Республике Беларусь (1991-2007 гг.)

Основные  положения  земельной  реформы 1991 г.

    Начиная с  1990 г. в Республике Беларусь  стал осуществляться постепенный переход от земельных отношений, в основе которых лежала исключительная собственность государства на землю, к земельному строю, диктуемому задачами формирования институтов рыночной экономики.

Основной земельный  Закон СССР закрепил землю в качестве народного достояния; уточнил состав единого государственного земельного фонда; предусмотрел титул землевладения; установил возможность аренды земель; урегулировал ряд иных земельных отношений.

     Кроме того, в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик  о земле 1990 г. не предусматривалась частная собственность на землю, но содержались новые дефиниции земельного правопорядка относительно институтов землевладения, передачи земли по наследству, аренды земли, платности за землю.

     На  базе  этих Основ в Белорусской   ССР принимаются новый Кодекс о земле, вступивший в силу 1 января 1991 г., а затем законы «Об аренде», «О собственности» и иные нормативные правовые акты.

     Кодекс  Белорусской  ССР о земле 1990 г. впервые  за годы Советской власти предусмотрел создание частных индивидуальных хозяйств вне коллективных сельскохозяйственных предприятий.

     Кроме того, Кодекс заложил правовую базу  для внутреннего реформирования  коллективных сельскохозяйственных  предприятий, предусмотрев создание в них автономных производственных кооперативов.

     Вместе  с  тем Кодекс не предусматривал  частной  собственности на  сельскохозяйственные угодья. В  частной собственности могли  находиться лишь земли на приусадебных  участках

  Начало  новому этапу реформирования земельных  отношений в Беларуси положило постановление Верховного Совета Белорусской ССР от 18 февраля 1991 г. «О проведении земельной реформы в республике». Политической предпосылкой проведения земельной реформы явилась Декларация Верховного Совета от 27 июля 1990 г «О государственном суверенитете Республики Беларусь», в которой впервые было установлено право государственной собственности Беларуси на свои природные ресурсы, в том числе и на землю .

При проведении реформы  местным Советам народных депутатов предписывалось;

— организовать регистрацию  граждан, желающих создать  крестьянское (фермерское) хозяйство, расширить личное подсобное хозяйство, заниматься индивидуальным садоводством, получить в пользование  земельные  участки для огородничества, сенокошения  и выпаса скота, а также учет и  анализ ходатайств предприятий, учреждений и организаций о выделении  им земель для ведения подсобного сельского хозяйства, коллективного  садоводства и огородничества;

     Совету  Министров  Белорусской ССР было поручено обеспечить выделение соответствующих денежных средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения земельной реформы, а также подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях республики необходимого количества специалистов-землеустроителей для укомплектования ими землеустроительных и природоохранных служб. В соответствии становлением Верховного Совета Республики Беларусь 11-го созыва от 1 октября 1991 г. «О признании права частной собственности на землю на территории Республики Беларусь» был разработан и принят 16 июня 1993 г. Закон «О праве собственности на землю», согласно которому предусмотрена частная собственность на землю приусадебных участков и дачных кооперативов.

 

     В принятой 15 марта  1994 г. Конституции Республики Беларусь  закреплялось две формы собственности — государственная и частная. Устанавливалось право государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, положение о равных возможностях свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом, гарантировались со стороны государства равная защита и равные условия для развития всех форм собственности.

      Вступивший  в действие с 1 января 1999 г. новый Кодекс Республики Беларусь о земле закрепил две формы собственности на землю — государственную и частную. Вместе с тем все земли сельскохозяйственного назначения находятся исключительно в собственности государства. Для сельскохозяйственных организаций было предусмотрено, как и прежде, лишь право постоянного пользования и аренды.

      Кодекс  о земле 1999 г. закрепил право выхода физических лиц из коллективного хозяйства с паем земли для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указом  Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 1502 утверждена новая Программа возрождения белорусского села, основными целями которой являются возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов с учетом экологии и рационального использования государственных и иных инвестиций.

 

   Вступивший  в силу с 1 января 2009 г. новый Кодекс о земле установил для землепользователей следующие права; государственную и частную собственность , право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, временного пользования и аренды (субаренды). В нем сохраняется вариант получения земельных участков в пожизненное наследуемое владение для граждан Республики Беларусь, четко урегулированы вопросы по вступлению в наследство: установлен предельный срок для оформления документов на земельный участок при его наследовании — не позднее 18 месяцев со дня открытия наследства. Сохраняется право временного и постоянного пользования участком. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются по результатам аукционов. За право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности предоставляемых в аренду без проведения аукциона, взимается плата. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь, если они используются для обслуживания принадлежащих этим лицам на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), либо в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь. В целом, для негосударственных юридических лиц Республики Беларусь право частной собственности на землю становится реальным.

 

      Таким образом, земельные отношения в Республике Беларусь после 1991 г. стали строиться на принципиально новой правовой и идеологической основе. В земельные отношения стали закладываться элементы рыночной экономики.

 

  В 1991—2007 гг. были разработаны и приняты  новые нормативные правовые акты, направленные на рациональное использование земли и ее охрану как главного базисного компонента окружающей среды и основы ведения сельскохозяйственного производства. Земельное законодательство стало постепенно расширять круг целей и форм использования земель гражданами и юридическими лицами, объем правомочий землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков, а также предусмотрело судебную форму зашиты их прав. Устанавливается новый порядок изъятия и предоставления земель. Вместе с тем приоритет в земельных  отношениях отдается землям сельскохозяйственного  назначения. Они остаются в собственности  государства. Принимается новое  законодательство в области использования  и охраны лесов и земель лесного фонда, вод и земель водного фонда, недр и использования земель для добычи полезных ископаемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформирование земельных отношений. Кодекс о земле