Региональные международные организации общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 16:22, доклад

Описание работы

Послевоенный раскол мира на две противоположные системы развел прежних союзников по антигитлеровской коалиции по разным военно-политическим блокам. Один из первых шагов на пути сколачивания военного блока западных держав, был сделан в конце января 1948 г., когда английский министр иностранных дел Э. Бовин выступил в палате общин с проектом создания оборонительного союза.
Предложение английского правительства нашло поддержку в лице Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. За кулисами переговоров пяти европейских государств, с самого начала весьма активно действовало правительство США. Уже 23 ян­варя 1948 г., т. е. на следующий день после выступления Э. Бевина, госдепартамент опубликовал официальное сообщение о поддержке выдвинутого Великобританией предложения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 19.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Региональные международные организации

общая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Послевоенный раскол мира на две противоположные системы развел прежних союзников по антигитлеровской коалиции по разным военно-политическим блокам. Один из первых шагов на пути сколачивания военного блока западных держав, был сделан в конце января 1948 г., когда английский министр иностранных дел Э. Бовин выступил в палате общин с проектом создания оборонительного союза.

Предложение английского правительства нашло поддержку в лице Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. За кулисами переговоров пяти европейских государств, с самого начала весьма активно действовало правительство США. Уже 23 ян­варя 1948 г., т. е. на следующий день после выступления Э. Бевина, госдепартамент опубликовал официальное сообщение о поддержке выдвинутого Великобританией предложения. Тем самым США фактически заявило о намерении участвовать в этом союзе. В течение 1948 г. Великобритания путем дипломатического нажима и пропагандистской шумихи «об опасности распространения коммунизма» удалось склонить к участию в оборонительном союзе Норвегию, Данию, Италию, Португалию и Исландию. О своем участии в блоке открыто заявили и США, которые считали, что «судьба предрешила центральное положение Америки в Западной цивилизации». И 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне министры иностранных дел 12 стран подписали Североатлантический Договор, который объединил западноевропейские империалистические государства США и Канаду в мощный военно-политический блок. Участие США в НАТО с его ядерным потенциалом фактически означало, что Америка получила теперь возможность активно влиять на военно-политическую ситуацию в Западной Европе, т.е. то, чего она не имела до сих пор.

За 50 - летний период существования НАТО расширился более чем на половину и сегодня покрывает своим влиянием всю Западную и Восточную Европу, вплотную приблизившись к границам России. В связи с изменением военно-политической конфигурации после роспуска Организации Варшавского Договора НАТО пытается изменить мнение о себе на пороге третьего тысячелетия. Европа и НАТО, говоря словами Генерального Сек­ретаря Х. Саланы, будет и дальше держаться вместе с Северной Америкой, ибо одна Европа не может справиться с проблемой глобализации. НАТО была и остается организацией, приверженной к поддержанию мира и стабильности, и выступает как гарант обеспечения безопасности при активном участии США. НАТО и впредь будет проводить активную политику через расширение альянса, через программу «Партнерство во имя мира», через отношения с Россией. Только НАТО под силу операции крупного масштаба при возникновении конфликтов в мире и в Европе».

В начале 50-х годов СССР, отмечая растущую милитаризацию Западной Европы, предложил на Берлинском совещании министров иностранных дел США, Франции и Великобритании обсудить проект соглашения о коллективной безопасности и заключить мирный Договор с Германией. Однако западные державы отказались рассматривать эти предложения, что привело к срыву совещания. Налицо было нежелание империалистических государств, к достижению мира и стабильности в Европе.

 Устав ООН (ст. 52) допускает существование "региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий", оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мирное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право, использовать такие организации для принудительных действий под его руководством.

Региональный статус имеют также отдельные общеполитические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района, и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.

Для признания организации региональной необходимо:

1) пространственное  единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного региона;

2) пространственное  ограничение целей, задач и действий  государств-членов, т. е. соответствующая  субъектному составу функциональная  ориентация без притязаний на  вмешательство в дела, выходящие  за регионально-координационные  рамки.

Именно таковы Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Строго региональный характер имела Организация Варшавского Договора (ОВД), существовавшая в 1955—1991 гг. Ее членами были СССР и восточноевропейские государства. Цели и задачи ОВД были обусловлены потребностями обеспечения безопасности в Европе, а деятельность, за редким исключением, была ограничена европейскими проблемами. Особо отметим Содружество Независимых Государств, поскольку формирование этой региональной организации связано с таким необычным процессом, как поддержание взаимосвязей бывших республик СССР.

Одна из особенностей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которой предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европейскими государствами участвовали Соединённые Штаты Америки и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства Европы, две североамериканские страны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе сред­неазиатские республики и Казахстан, что, очевидно, не разрушает европейской основы ОБСЕ, поскольку здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства соответствующих государств.

Противоречивыми, с позиций регионального регулирования, являются черты Организации Североатлантического договора (НАТО). Сформированный в 1949 г. военно-политический блок объединил как государства Северной Америки (США, Канада), так и Западной Европы (Великобритания, Франция, Норвегия и др., позднее — ФРГ, Испания); а затем и Юго-Восточной Европы. (Греция, а также Турция, большая часть территории которой находится в Азии). Применительно к первоначально намеченному региональному принципу обеспечения безопасности в Североатлантическом регионе следует отметить, что в последующем он был официально расширен за счет района Средиземного моря, а фактически стал охватывать и другие государства Европы (например, территорию бывшей Югославии) и район Ближнего Востока. Такие действия — и прежде всего выходящие за рамки мандата Совета Безопасности ООН военные операции НАТО с односторонней направленностью — противоречат принципам регионализма.

Российская Федерация, возражая против планов расширения НАТО за счет включения стран Восточной Европы (на первой стадии — Польши, Чехии и Венгрии), а также стран Балтии, не отвергает возможности координации взаимных отношений в интересах поддержания мира и стабильности в Европе.

Позитивную роль в обеспечении координации стран — членов НАТО и не входящих в этот блок государств могут сыграть Совет Евроатлантического партнерства и совместная программа "Партнерство во имя мира".

26 мая 1997 г. в  Париже подписан Основополагающий  акт о взаимных отношениях, сотрудничестве  и безопасности между Российской  Федерацией и Организацией Североатлантического договора, определяющий механизм консультаций, а также совместного принятия решений и совместных действий. Создан Совместный постоянный совет Россия — НАТО.

Судьба НАТО тесно соприкасается с состоянием и перспективами ОБСЕ. С позиций международного права недопустимы как противопоставление этих объединений, так и особенно по­пытки обеспечить НАТО доминирующую роль со ссылками на многолетние традиции и большую эффективность. Имея в виду, что основа ОБСЕ — это все без исключения государства Европы и что в документах ОБСЕ определены четкие ориентиры его общеевропейской деятельности, целесообразна активизация ОБСЕ как главного межгосударственного механизма безопасности и сотрудничества в Европе с одновременными усилиями по совершенствованию НАТО как инструмента содействия ОБСЕ.

При штаб-квартире НАТО в Брюсселе аккредитовано Представительство Российской Федерации. Учреждена Межведомственная комиссия РФ по взаимодействию с НАТО и выполнению Основополагающего акта.

 


Информация о работе Региональные международные организации общая характеристика