Оборот наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов всегда находился
под усиленным вниманием со стороны
государства, при этом к законному
обороту применялись усиленные
меры государственного регулирования,
а к незаконному - меры противодействия,
борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Государственные меры противодействия
незаконному обороту наркотиков
включают в себя в первую очередь
установление административной и уголовной
ответственности за нарушение соответствующих
правил, а государственное регулирование
законного оборота - соответствующие
регуляторные механизмы и процедуры.
Необходимость контроля со
стороны государства очевидна, однако
законом должны быть четко определены
его пределы, и предпочтение должно
отдаваться мерам правового, а не
полицейского характера. Тем более,
что государственное регулирование
оборота наркотических средств
связано с ограничением прав человека,
что может иметь место только
на основании закона, в строго очерченных
пределах. Согласно ст. 64 Конституции
Украины конституционные права
и свободы человека и гражданина
не могут быть ограничены, кроме
случаев, установленных Основным Законом
Украины.
Институт контроля за оборотом
наркотиков имеет древнюю историю:
еще в дохристианский, языческий
период Киевской Руси контроль за оборотом
наркотиков осуществлялся волхвами.
Сущность контроля со стороны института
волхвов заключалась в том, чтобы
в общинах люди не злоупотребляли
этими средствами, а использовали
их строго в лечебных целях под
надзором ведунов. По оценкам специалистов,
таких препаратов, получаемых из различных
трав, мхов, ягод, грибов и др., волхвам
и ведунам было известно свыше
ста наименований. Меры контроля носили
зачастую карательный характер, распространяясь
в том числе и на табак, чай,
кофе и пр. Так во второй половине
XVII ст. царь Алексей Михайлович велел
рвать ноздри нюхальщикам табака
и губы кладущим за губу.
К числу достижений национального
законодателя относят то обстоятельство,
что Украина первой из стран СНГ
согласовала внутреннее законодательство
в сфере контроля за оборотом наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров
с требованиями соответствующих конвенций
ООН [1], что нашло свое отражение в принятии
соответствующих законов. Приоритетным
направлением международного сотрудничества
в данной сфере определено заключение
двусторонних и многосторонних договоров
о правовой помощи, которых на сегодняшний
день - более 60. Целевые соглашения и протоколы
подписаны со всеми станами СНГ, Австрией,
Польшей, Венгрией, Германией, Румынией,
Словакией [2]. На этом достаточно благоприятном
фоне отметим очевидные недостатки системы
государственного контроля за оборотом
наркотических средств, психотропных
веществ и прекурсоров, ее несогласованность
и внутреннюю противоречивость, особенно
в местах соприкосновения с правовым регулированием
фармацевтической деятельности.
В соответствии с действующим
законодательством Украины, к числу
основных мер государственного регулирования
законного оборота наркотических
средств и психотропных веществ,
установленных законодательством
Украины, следует отнести:
- установление специального объекта регулирования - исчерпывающего перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, оборот которых требует специального регулирования и контроля;
- определение специального субъекта, наделенного правом осуществления хозяйственной деятельности в данной сфере;
- введение усложненной процедуры (получение согласования МВД Украины и пр.) лицензирования1;
- необходимость получения сертификатов для экспортно-импортных операций с подконтрольными объектами.
Указанные и некоторые
другие меры в совокупности образуют
государственный механизм регулирования
оборота наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров.
Объектом государственного
регулирования является деятельность,
связанная с оборотом наркотических
средств, психотропных веществ и
прекурсоров. Тем самым существует
необходимость четкого определения
исчерпывающего перечня веществ, отнесенных
к упомянутым группам. В настоящее
время в Украине действует
целый ряд перечней наркотических
средств, психотропных веществ и
прекурсоров и соответствующих
лекарственных препаратов, имеющих
различную сферу применения и
утвержденных различными органами. К
ним, в частности, относятся:
- Перечень наркотических средств, психотропных веществ их аналогов и прекурсоров, подлежащих специальному контролю в соответствии с законодательством Украины, утвержденный Приказом Комитета по контролю за наркотиками при МЗ Украины от 23 марта 1998 г. № 7, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23 июня 1998 г. под № 390/2830.
- Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, с оборотом которых связана деятельность, подлежащая лицензированию, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 мая 1999 г. № 786.
- Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 6 мая 2000 г. № 770.
Все указанные перечни
являются действующими, построены по
различным, иногда взаимоисключающим,
критериям, составлены в соответствии
с различными законодательными актами,
действовавшими на момент их принятия,
поэтому их практическое применение
вызывает определенные трудности. Очевидно
устаревшим является Перечень наркотических
средств, психотропных веществ и
прекурсоров, с оборотом которых
связана деятельность, подлежащая лицензированию,
утвержденный до вступления Закона Украины
от 1 июня 2000 г. «О лицензировании определенных
видов хозяйственной деятельности»,
который не наделяет Кабинет Министров
Украины правом утверждения подобного
вида перечней.
В отдельных случаях перечни
соответствующих лекарственных
средств формируются с нарушением
установленного законодательством
порядка. Так, Приказом Комитета по контролю
за наркотиками от 16 февраля 2001 г. №
8 был утвержден Перечень комбинированных
лекарственных средств, содержащих
наркотические средства, психотропные
вещества и прекурсоры, которые контролируются
в сфере ввоза в Украину
и вывоза из Украины. Данный приказ
в Министерстве юстиции не был
зарегистрирован (хотя подлежал обязательной
регистрации), правом утверждать подобные
перечни в соответствии с законами
Украины Комитет наделен не был.
Издание такого перечня нельзя признать
правомерным. Как представляется, все
названные перечни должны быть унифицированы
в один, составленный в соответствии
с требованиями законов Украины
и международных конвенций, в
частности Единой конвенции о
наркотических средствах 1961 г., Венской
конвенции о психотропных веществах
1971 г. Таким требованиям в целом
отвечает Перечень наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров,
утвержденный Постановлением Кабинета
Министров Украины от 6 мая 2000 г. №
770. Вместе с тем, он нуждается в
совершенствовании по двум направлениям.
Во-первых, вопрос о необходимости
исключения прекурсоров из данного
перечня. Прекурсоры, именуемые веществами,
часто используемыми при изготовлении
наркотических средств и психотропных
веществ, упоминаются в Конвенции
о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных
веществ 1988 г. Однако разработка конкретных
мер контроля возложена на национальные
правительства. Такие меры могут
предусматривать исключение прекурсоров
из сферы оборота, по крайней мере,
частично. Во-вторых, учитывая, что подконтрольные
вещества, как правило, используются
в фармацевтической промышленности
и здравоохранении в виде лекарственных
препаратов, данному перечню должен
корреспондировать перечень наркотических/психотропных
лекарственных средств, зарегистрированных
в Украине. В соответствии со ст.
5 Закона Украины «Об обороте в
Украине наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов и
прекурсоров», к препаратам, содержащим
наркотические или психотропные
вещества, применяются те же меры контроля,
что и к наркотическим, психотропным
веществам, в них содержащимся. Данное
правило требует уточнения с
учетом того, что соответствующее
вещество контролируется в зависимости
не только от его содержания, но и
от количества вещества.2
Не находит разрешения
на законодательном уровне и вопрос
о деятельности субъектов различных
форм собственности в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Закон Украины «Об обороте наркотических
средств, психотропных веществ, их аналогов
и прекурсоров» допускает деятельность
негосударственных предприятий в данной
сфере лишь в отношении отдельных видов
наркотических средств (ст. 6 закона). Вместе
с тем, учитывая единство требований к
осуществлению данных видов деятельности
для всех хозяйствующих субъектов, единство
форм и методов контроля, целесообразно
рассмотреть вопрос о допуске предприятий
всех форм собственности для осуществления
деятельности в данной сфере. Некоторые
ограничения не вполне обоснованны. Так,
в соответствии с Порядком осуществления
деятельности, связанной с оборотом наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров
в лечебно-профилактических учреждениях,
утвержденным Постановлением Кабинета
Министров Украины от 7 февраля 2001 г. №
106, деятельность, связанная с оборотом
некоторых психотропных веществ (Список
№ 2 «Психотропные вещества, оборот которых
ограничен и в отношении которых допускаются
исключения некоторых мер контроля Таблицы
III Перечня наркотических средств, психотропных
веществ и прекурсоров», утвержденного
Постановлением КМ Украины от 6 мая 2000
г. № 770), в который включены нитразепам,
феназепам, фенобарбитал и пр., осуществляется
ими с единственным исключением - без права
розничной реализации гражданам. Розничная
реализация данных препаратов осуществляется
исключительно через государственные
и коммунальные аптечные учреждения при
наличии у них лицензии на данный вид деятельности.
Введение такого ограничения представляется
нам необоснованным.
Закон Украины
«Об обороте наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов и
прекурсоров» (в ред. от 8 июля 1999 г.) употребляет
термин «аналоги наркотических средств
и психотропных веществ» - запрещенные
к обороту в Украине вещества естественного
или синтетического происхождения, не
включенные в Перечень, химическая структура
и свойства которых подобны химической
структуре и свойствам наркотических
средств и психотропных веществ, психоактивное
действие которых эти вещества воспроизводят.
Понятие «аналога» в законе полностью
совпадает с положением Федерального
Закона РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических
средствах и психотропных веществах».
В России такая формулировка
законодателя была подвергнута убедительной
критике. Определение термина «аналоги»
дается недостаточно четко. Более того,
в приводимой редакции оно может
привести к ошибочному отнесению
к числу наркотических или
психотропных средств (веществ) некоторых
объектов, таковыми не являющихся, на том
лишь основании, что специалист или эксперт
будет считать, что их «химическая структура
и свойства... сходны с химической структурой
и со свойствами наркотических средств,
психоактивное действие которых они воспроизводят».
Целесообразно было бы термин «аналоги»
вообще исключить из закона. (Из отзыва
на закон, подготовленного для Независимого
экспертно-правового совета) [3]. Более
того, запрещая к обороту целую группу
веществ и препаратов, не внесенных в перечни,
законодатель не указывает степени сходства
и подобия их химической структуры и свойств
с подконтрольными, что позволяет включать
в группу аналогов и некоторые продукты
питания, например, фруктовые йогурты,
чай, кофе.
Достаточно сложным вопросом
является механизм лицензирования хозяйственной
деятельности в данной сфере. Основополагающими
здесь являются два законодательных
акта:
- Закон Украины «Об обороте наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» (в ред. от 8 июля 1999 г.).
- Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 г.
При решении вопроса о
соотношении данных законов возникает
определенное противоречие. С одной
стороны, законы и другие нормативные
акты действуют в части, не противоречащей
закону о лицензировании (п. 2 ст. 24 данного
закона), в том числе и Закон
«Об обороте наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов и
прекурсоров», а с другой - деятельность,
связанная с оборотом наркотических
средств, психотропных веществ, их аналогов
и прекурсоров, осуществляется в
соответствии с Законом «Об обороте
наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов и прекурсоров»
(п. 5 ст. 24 Закона о лицензировании).
То есть в настоящее время нормы
данных законов соотносятся как
«общие» и «специальные» нормы.
Однако, учитывая необходимость следования
общим началам регуляторной политики
в сфере предпринимательства, в
русле которой и принят Закон
о лицензировании, государственное
регулирование в области лицензирования
должно быть единым. Поэтому существует
необходимость внесения соответствующих
изменений в Закон «Об обороте
наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов и прекурсоров».
«Двойное» законодательное регулирование
приводит к противоречию в подзаконных
актах. Приказом Государственного комитета
по вопросам регуляторной политики и
предпринимательства и Минздрава
Украины от 20 февраля 2001 года № 39/66,
зарегистрированным в Министерстве юстиции
Украины 13 марта 2001 г. под № 224/5415 утверждены
Лицензионные условия осуществления хозяйственной
деятельности по разработке, производству,
изготовлению, хранению, перевозке, приобретению,
пересылке, ввозу, вывозу, отпуску, уничтожению
наркотических средств, психотропных
веществ и прекурсоров. Правомерность
издания данного документа вызывает большие
сомнения, поскольку хотя и обоснована
ст. 8 Закона о лицензировании, однако согласно
ст. 6 Закона «Об обороте наркотических
средств, психотропных веществ, их аналогов
и прекурсоров» порядок выдачи лицензий
устанавливается Кабинетом Министров
Украины. Существует мнение, что Лицензионные
условия и Порядок выдачи лицензии являются
двумя совершенно различными документами.
Однако такая позиция безосновательна.
Лицензионные условия содержат не только
собственно условия и требования, предъявляемые
к соискателю лицензии, но и требования
к подаваемым документам, процедуру их
принятия и рассмотрения органом лицензирования,
вынесения по заявлению решения, то есть
по существу включают в себя порядок выдачи
лицензии, который должен утверждаться
Кабинетом Министров Украины. Следует
сказать, что еще в 2001 г. приказом МЗ Украины
были образованы рабочие группы по вопросам
пересмотра всех лицензионных условий
[4], в том числе и Приказа от 20 февраля 2001
г. № 39/66. Однако это ни в коей мере не помешало
данному документу действовать в прежней
редакции вплоть до настоящего времени.
Приведем еще один пример.
В соответствии со ст. 6 Закона «Об
обороте наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов и
прекурсоров» лицензии на деятельность
в данной сфере выдаются по согласованию
с Министерством внутренних дел
Украины, если иное не предусмотрено
данным законом. Это нашло свое отражение
в п. 1.16 Лицензионных условий, упоминающем
о наличии согласования МВД Украины
на деятельность, связанную с оборотом
наркотических средств, психотропных
веществ и прекурсоров, выдаваемого
по результатам проверки отсутствия
неснятой или непогашенной судимости
за наркопреступления у работников,
допущенных к работе с наркотическими
средствами, других данных о причастности
к их незаконному обороту, а также
обеспечения условий для осуществления
надлежащей охраны хозяйствующих субъектов
и их продукции. Об этом же говорится
и в п. 45 Перечня документов, которые
прилагаются к заявлению о
выдаче лицензии для определенного
вида деятельности (утвержден Постановлением
КМУ от 4 июля 2001 г. № 756, с последующими
изменениями и дополнениями), согласно
которому заявитель, обращаясь за получением
лицензии, должен предоставить справку
МВД Украины о согласовании выдачи
лицензии соответствующему субъекту.3
Отметим, что необходимость
получения такого согласования не предусмотрена
Законом о лицензировании, порядок
его выдачи нормативно-правовыми
актами не определен. Единственным документом,
регламентирующим порядок выдачи согласования,
является письмо Управления по борьбе
с незаконным оборотом наркотиков МВД
Украины от 19 июля 2001 г. № 40/1–1066 и
его обновленный вариант - письмо
Департамента по борьбе с незаконным
оборотом наркотиков МВД Украины
от 22 августа 2004 г. № 40/2-1447. Естественно,
что данные письма нормативно-правовыми
актами не являются, в Министерстве
юстиции Украины не зарегистрированы.
Кроме того, согласно ст. 1 Закона Украины
от 11 сентября 2003 г. «Об основах государственной
регуляторной политики в сфере хозяйственной
деятельности» данные письма являются
регуляторными актами и на них
распространяются установленные данным
законом требования к подготовке,
принятию, опубликованию, пересмотру,
отслеживанию результативности регуляторных
актов. Согласно ст. 21 закона проекты
регуляторных актов подлежат согласованию
со специально уполномоченным органом
- Государственным комитетом Украины
по вопросам регуляторной политики и
предпринимательства. Тем самым
правомерность требования получения
согласования МВД Украины на получение
лицензии вызывает большие сомнения.
Законодательством должен быть определен
как порядок получения такого
согласования, так и порядок осуществления
контроля за соблюдением лицензиатами
соответствующих требований со стороны
органов внутренних дел. Существующий
Порядок контроля за соблюдением
лицензионных условий осуществления
хозяйственной деятельности в сфере
оборота наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров,
утвержденный Приказом Государственного
комитета по вопросам регуляторной политики
и предпринимательства и МЗ Украины
от 27 января 2004 г. № 04/42, касается лишь проверок
проводимых органами лицензирования.
Следует также обратить внимание,
что Постановлением КМ Украины от
18 августа 2005 г. № 750 функции органа
лицензирования хозяйственной деятельности
в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и
прекурсоров возложены на Комитет
по контролю за наркотиками, раннее эти
функции выполняла Государственная
служба лекарственных средств и
изделий медицинского назначения. Хотелось
бы высказать предположение, что
изменение органа лицензирования положительно
скажется на всем механизме государственного
регулирования и оперативности
принятия и изменения нормативно-правовых
актов, действующих в данной сфере.
С целью совершенствования
механизма лицензирования должны быть
внесены следующие изменения
в законодательные акты, предусматривающие:
- Исключение прекурсоров из сферы лицензирования, что предусмотрено в законодательстве Российской Федерации (табл.).
|
Федеральный закон
РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» |
Закон Украины
от 1 июня 2000 г. «О лицензировании определенных
видов хозяйственной деятельности» |
Лицензируемый вид деятельности |
Деятельность, связанная
с оборотом наркотических средств
и психотропных веществ (разработка,
производство, изготовление, перевозка,
отпуск, реализация, приобретение, использование,
уничтожение), внесенных в Список
II в соответствии с Федеральным
законом «О наркотических средствах
и психотропных веществах»
|
Разработка, производство, изготовление,
хранение, перевозка, приобретение, пересылка,
ввоз, вывоз, отпуск, уничтожение наркотических
веществ и прекурсоров |
|
Что касается прекурсоров, то
из них наиболее известным фармацевтической
практике является калия перманганат.
Как указано в Постановлении
КМ Украины от 6 мая 2000 г. № 770, данное
вещество относится к списку № 2
Таблицы IV Перечня, а деятельность,
связанную с его оборотом могут
осуществлять субъекты всех форм собственности
при наличии у них лицензии
на данный вид деятельности (имеется
ввиду деятельность в сфере оборота
прекурсоров). В Перечне лекарственных
средств, разрешенных к применению
в Украине, которые отпускаются
без рецептов из аптек и их структурных
подразделений (Приказ МЗ Украины от
2 сентября 2005 г. № 441), калия перманганат
не указан, хотя подлежит отпуску без
рецепта. Порядком отпуска лекарственных
средств и изделий медицинского
назначения из аптек и их структурных
подразделений (утвержден Приказом
МЗ от 19 июля 2005 г. № 360, в настоящее
время в силу не вступил) предусмотрен
отпуск перманганата калия только в
расфасованном в потребительскую
упаковку виде, 3–5 г на один отпуск.
«Сюрприз» преподнес Приказ МЗ Украины
от 27 сентября 2005 г. № 495 [5], которым утвержден
минимальный обязательный перечень
ассортимента лекарственных средств
и изделий медицинского назначения
для фельдшерско-акушерских пунктов.
Согласно данному документу, в ассортименте
ФАПов должен в обязательном порядке
содержаться калия перманганат.
Из этого следует, что для выполнения
требований приказа все ФАПы (или
лечебно-профилактические учреждения,
структурными подразделениями которых
они являются) должны получить лицензию
на деятельность в сфере оборота
наркотических средств, психотропных
веществ и прекурсоров, причем из
этого правила не предусмотрено
никаких исключений, что нельзя признать
оправданным.4
II. Нормативная регламентация
порядка получения согласования
МВД на данный вид деятельности
или отмена данной процедуры.
III. Решение вопроса о
допуске предприятий всех форм
собственности и негосударственных
учреждений здравоохранения в
сферу оборота наркотических
средств и психотропных веществ.
1 Процедура
лицензирования хозяйственной деятельности
в сфере оборота наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров существенно
отличается от процедуры получения лицензии
на другие виды хозяйственной деятельности,
установленные Законом Украины «О лицензировании
определенных видов хозяйственной деятельности»,
в первую очередь, наличием дополнительного
«предлицензионного» этапа - получения
согласования МВД Украины, поэтому мы
называем ее усложненным лицензированием.
2 Отчасти решению данного вопроса
посвящен Приказ МЗ Украины от 14 мая 2003
г. № 210, которым утверждены Критерии отнесения
наркотических (психотропных) лекарственных
средств, содержащих малые количества
наркотических (психотропных) веществ,
прекурсоров к категории безрецептурных.
3 Согласно законодательным актам
РФ соискатель лицензии обязан подать
лицензирующему органу помимо прочих
документов также заключение органов
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ об отсутствии
у работников, имеющих в силу своих служебных
обязанностей доступ к наркотическим
средствам и психотропным веществам, непогашенной
или неснятой судимости за преступление
средней тяжести, тяжкое преступление
или особо тяжкое преступление либо за
преступление, связанное с незаконным
оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, в том числе совершенное вне пределов
Российской Федерации, а также о том, что
указанным работникам не предъявлено
обвинение в совершении преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ; заключение
органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ о соответствии
установленным требованиям объектов и
помещений, где осуществляется деятельность,
связанная с оборотом наркотических средств
и психотропных веществ (Постановление
Правительства РФ от 21 июня 2002 г. № 454 «О
лицензировании деятельности, связанной
с оборотом наркотических средств и психотропных
веществ», в ред. Постановления от 6 февраля
2004 г. № 51).
4 С учетом необходимости медикаментозного
обеспечения населения сельских населенных
пунктов, где преимущественно и функционируют
ФАПы, следует ставить вопрос о дополнении
Постановления Кабинета Министров Украины
от 19 января 1998 г. № 40 «Об утверждении нормативов
минимального обеспечения населения государственными
и коммунальными учреждениями здравоохранения,
которые осуществляют реализацию лекарственных
средств» в части утверждения минимальных
нормативов обеспечения населения учреждениями
здравоохранения, имеющими право осуществлять
деятельность в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Пшеничний В. Г. Міжнародне співробітництво у сфері боротьби з незаконним обігом наркотичних засобів і психотропних речовин // Вісник Верховного Суду України. - 2005. - № 8. - С. 33–37.
- Боротьба з незаконним наркобізнесом в Україні. Зб. нормативн. док.: у 3-х ч./Відп. ред. В. Д. Сущенко. -К., 2001. - Ч. 3. - C. 184.
- Л. Левинсон. О Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» // http://hro.org/
- Наказ МОЗ України від 23 липня 2001 р. № 301 «Про заходи щодо приведення спільних Наказів МОЗ та Держпідприємництва від 12.01.2001 № 3/8, від 16.02.2001 № 38/6, від 20.02.2001 № 39/66 у відповідність до Постанови Кабінету Міністрів України від 04.07.2001 № 756».
- Провизор (Юридические аспекты фармации). - 22’2005. - С. 6.
|