Ревизия и контроль безналичных денег на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:03, доклад

Описание работы

Осуществление безналичных расчетов происходит посредством открытия банками организациям расчетных и специальных счетов.
Расчетный счет – счет юридического лица в учреждении банка, предназначенный для хранения денежных средств и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами.

Файлы: 1 файл

Контроль безналичных денег.docx

— 21.23 Кб (Скачать файл)

                                  Контроль безналичных денег.

 

Осуществление безналичных расчетов происходит посредством открытия банками организациям расчетных и специальных счетов.

Расчетный счет – счет юридического лица в учреждении банка, предназначенный для хранения денежных средств и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами.

Для открытия расчетного счета в  банк необходимо предоставить заявление  об открытии счета; карточку с образцами  подписей лиц, имеющих право подписи  денежных и расчетных документов; справку о постановке на учет в  налоговой инспекции. Кроме этого  необходимы копии следующих документов: свидетельства о регистрации; устава и учредительного договора предприятия; документов, подтверждающих регистрацию  юридического лица в качестве плательщика  взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.

Расчетные счета, открытые в банке  являются для кредитных организаций  лицевыми счетами, имеющими свои индивидуальные номера. Движение денежных средств  по расчетному счету контролируется посредством предоставляемых банком выписок из лицевых счетов, которые содержат: дату проведения операции; номер документа, на основании которого произведено списание или зачисление средств; сумму операции и остаток денежных средств по расчетному счету.

Особенностью банковских выписок  является то, что пополнение денежными  средствами расчетных счетов клиентов (организаций) отражается в выписках по кредиту, а списание денежных сумм – по дебету. Происходит это вследствие того, что лицевые счета банков являются пассивными, так как содержат информацию о задолженности кредитной  организации перед предприятием.

При обработке бухгалтерией выписок  и обнаружении ошибок или несоответствий вследствие необоснованного снятия с расчетного счета или поступления  денежных средств, данные суммы отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» следующим образом.

 

 

При необоснованном списании денежных средств со счета организации : 
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» 
К-т счета 51 «Расчеты счета».

При необоснованном зачислении денежных сумм на счет организации: 
Д-т счета 51 «Расчеты счета» 
К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».

Вместе с предоставляемой выпиской банк направляет клиенту (организации) первичные документы, которые послужили  основанием для проведения операций по расчетному счету.

При осуществлении безналичных  расчетов в качестве первичных документов используются следующие расчетные  документы:платежные поручения, платежные требования, чеки, инкассовые поручения и аккредитивы. В расчетных документах должны содержать следующие реквизиты: наименование расчетного документа; номер, число, месяц и год его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; назначение платежа; налог, подлежащий уплате; сумму платежа; очередность платежа; вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации; подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).

Платежное поручение – это распоряжение плательщика (владельца счета) банку перевести определенную сумму денежных средств на счет получателя.

Платежные поручения применяются  для списания средств в целях осуществления расчетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; выплат в бюджеты и внебюджетные фонды; возврата кредитов и т.д.

Данный расчетный документ составляется на бланке утвержденной формы и принимается  банком вне зависимости от наличия  средств на счете плательщика. При отсутствии денежных средств на расчетном счете организации, банк произведет оплату по мере пополнения счета в очередности, определенной законодательством (ГК РФ, ст. 855), а именно:  
1 – по исполнительным документам, удовлетворяющим требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; 
2 – по исполнительным документам, предусматривающих выплату денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и заработной платы лицам, работающим по трудовому договору или контракту, а также выплата вознаграждений по авторскому договору; 
3 – по платежным документам, для осуществления платежей во внебюджетные фонды Российской Федерации; 
4 – по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет; 
5 – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

Платежное требование – расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной денежной суммы в соответствии с заключенным между ними договором через банк.  
Расчеты платежными требованиями могут производиться за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также по другим основаниям, предусмотренным договором, и составляются на бланке утвержденной формы.  
Следующим расчетным документом, с помощью которого могут осуществляться взаиморасчеты между организациями является чек.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодателем является юридическое  лицо, имеющее денежные средства в  банке, которыми он вправе распоряжаться  путем выставления чеков. Чекодержателем является юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, а плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чековые книжки выдаются владельцам счетов по предъявлению заявления и, являясь бланками строгой отчетности, хранятся в сейфе организации.

Помимо проведения взаиморасчетов при помощи денежных чеков осуществляется получение денежных средств с расчетного счета в кассу организации. Денежный чек заполняется вручную и подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. При этом в чеке указываются цели, на которые предполагается израсходовать получаемую сумму: выплата заработной платы, выплата пособий, командировочные и хозяйственные расходы и т.д.

Аккредитив – это форма расчетов, которая заключается в поручении плательщика своему банку (банку-эмитенту) произвести платеж на счет и в банк получателя после предоставления последним пакета документов, свидетельствующих об исполнении обязательств, предусмотренных условиями договора. Аккредитивная форма расчетов применяется с целью обеспечения гарантии платежа.

Существует несколько видов  аккредитивов – покрытые, непокрытые, отзывные и безотзывные.

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива. Открытие данного вида аккредитива возможно только при наличии корреспондентских отношений между банком плательщика и банком поставщика. Корреспондентские отношения заключаются в том, что вышеупомянутые банки открывают друг у друга, на основании заключенного между ними договора, корреспондентские счета (точно также как организации на основании договора открывают расчетные счета в банках) с целью осуществления межбанковских расчетов.

Аккредитив, который может быть аннулирован или изменен без  предварительного согласования и уведомления  поставщика является отзывным.

Безотзывным является аккредитив, который не может быть изменен без согласия поставщика.

Для открытия аккредитива организация  представляет в банк соответствующее  заявление, в котором указывается  вся необходимая информация. На основании  данного заявления банк составляет аккредитив на бланке установленного образца.

Инкассовое поручение - является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:  
1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;  
2) для взыскания по исполнительным документам;  
3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовые поручения также  как и вышерассмотренные документы  составляется на бланках строго определенной формы.

Структурным подразделениям организаций  в банках могут открываться субсчета с целью выполнения операций по выдаче наличных денежных средств на заработную плату, командировочные расходы и т.д.

Помимо расчетных, организации  могут открываться в банках текущие  счета. Текущий счет – это вид счета, который служит для хранения денежных средств и осуществления текущих расчетов средствами, которые могут быть легко сняты со счета. Чаще всего текущие счета открываются некоммерческим организациям, фондам, учреждениям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Организация-владелец текущего счета может распоряжаться средствами в строгом соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.

Поступление наличных денежных средств  на расчетные счета организаций  осуществляется посредством оформления«Объявления на взнос наличными», которое в обязательном порядке содержит информацию об источнике поступления наличных денежных средств.

Для бухгалтерского учета движения безналичных денежных средств организации  планом счетов финансово-хозяйственной  деятельности предусмотрен активный синтетический  счет 51 «Расчетные счета», операции по которому отражаются на основании банковских выписок. Данный счет дебетуется при поступлении денежных средств на счета организации и кредитуется при списании денежных средств с расчетного счета организации.

При наличии у организации нескольких расчетных счетов аналитический учет организуется в разрезе каждого из них.

Поступление денежных средств на расчетный счет организации учитывается по дебету счета 51 «Расчетные счета» икредиту различных счетов в зависимости от осуществляемой хозяйственной операции: 
- поступление денежных средств на расчетный счет организации из кассы, с других расчетных счетов организации, со специальных и валютных счетов – К-т соответствующих счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 52 «Валютные счета»; 
- при поступлении денежной наличности, числящейся в пути – К-т счета 57 «Переводы в пути»; 
- при возврате займов, предоставленных организацией другим юридическим лицам, участником простого товарищества отражено получение денежных средств от организации-участника, ведущего общие дела по результатам раздела имущества, находящегося в общей долевой собственности – К-т счета 58 «Финансовые вложения»; 
- при возврате авансов поставщиками за невыполненные обязательства – К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 
- поступление излишне перечисленных средств в бюджет или во внебюджетные фонды – К-т счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам»; 69 «Расчеты по социальному страхования и обеспечению»; 
- при поступлении денежных средств вследствие погашения задолженности перед организацией поставщиками, подотчетными лицами, учредителями, другими юридическими и физическими лицами, филиалами, подразделениями организации – К-т счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79           «Внутрихозяйственные расходы»;

 
- при поступлении краткосрочных  и долгосрочных кредитов и  займов на счет организации  – К-т счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»; 
- погашение задолженности работника перед организацией за причинение материального ущерба или по выданному займу посредством внесения денежных средств на расчетный счет – К-т счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; 
- при погашении дебиторской задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал – К-т счета 75 «Расчеты с учредителями»; 
- при поступлении вкладов участников простого товарищества – К-т счета 80 «Уставный капитал»; 
- при получении денежных средств на осуществление конкретных мероприятий – К-т счета 86 «Целевое финансирование»; 
- поступление на расчетный счет выручки от продажи продукции, товаров, за оказанные услуги и выполненные работы – К-т счета 90 «Продажи»; 
- поступление денежных средств вследствие погашения задолженности по списанным долгам, поступление штрафов, пеней и других прочих доходов – К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы»; 
- поступление денежных средств в счет будущих отчетных периодов – К-т счета 98 «Доходы будущих периодов»; 
- поступление денежных средств в связи с чрезвычайными обстоятельствами – К-т счета 99 «Прибыли и убытки».

Информация о работе Ревизия и контроль безналичных денег на предприятии