Роль и особенности земельных ресурсов в хозяйственной деятельности предприятий. Земельные фонды и их структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

Наряду с трудом и капиталом важнейшим фактором производства является земля. Земельные ресурсы можно определить как земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Эти ресурсы можно охарактеризовать как невоспроизводимые и (на больших площадях) невозобновимые, а также незаменимые. Роль земли неодинакова в различных отраслях народного хозяйcтвa. В промышленности, транспорте и градоустройстве земля играет пассивную роль, функционируя как место, на котором совершаются процессы труда. Особое значение земля приобретает в добывающей промышленности. Здесь она служит источником сырья.

Содержание работы

Роль и особенности земельных ресурсов в хозяйственной деятельности предприятий. Земельные фонды и их структура……………………………...3
Сущность, классификация и структура основных фондов……………11
Экономическая эффективность повышения качества продукции……14
Сущность и направления интенсификации производства……………19
Задача……………………………………………………………………..25
Задача……………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………………28

Файлы: 1 файл

экономика организации.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Имеющиеся виды угодий оказывают определенное влияние  на организацию сельскохозяйственного  производства. Наличие в хозяйстве  больших площадей пашни позволяют успешно заниматься производством зерна, картофеля и других культур.

Повышение эффективности  земель может быть достигнуто только интенсивным путем – экстенсивный путь невозможен по причине ограниченности земельных участков. При этом решающее значение имеют совершенствование технологии сельскохозяйственных работ, автоматизация и комплексная механизация основных производственных процессов, химизация, мелиорация, элитное семеноводство и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, классификация и структура основных фондов

Основные фонды – это материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда, которые действуют в неизменной натуральной форме в течение длительного времени (более одного операционного цикла).

В зависимости  от характера участия в процессе расширенного воспроизводства основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные.

К производственным основным фондам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли  как основной цели деятельности. Пополняются они за счет капитальных вложений. Для промышленного предприятия к производственным основным фондам относят станки, здания цехов, сооружения,  административные здания и другие объекты основных средств, с помощью которых выпускается продукция.

Отличительные особенности основных производственных фондов:

  • многократно используются в процессе производства;
  • сохраняют свою натуральную форму, внешний вид в течение длительного времени;
  • переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа.

Непроизводственные основные фонды – предметы длительного пользования, обслуживающие на производственном предприятии непроизводственное потребление. Данные фонды  непосредственно не участвуют в процессе производства, но используются для культурно-бытовых нужд работников предприятия. К ним относятся находящиеся на балансе предприятия основные фонды столовых, поликлиник, детских садов и т.п. Стоимость данных фондов исчезает в потреблении. Воспроизводятся данные фонды на предприятии за счет прибыли.

С точки  зрения бухгалтерского учета основные средства – это средства труда  сроком службы более одного года и (или) более одного операционного цикла.

Основные  фонды предприятия разнообразны по составу и назначению.

Классификация основных фондов по видам:

*Земельные участки и объекты природопользования.

*Здания.

*Сооружения.

*Машины и оборудование:

а) силовые  машины и оборудование;

б) рабочие  машины и оборудование;

в) измерительные  и регулирующие приборы и лабораторное оборудование;

г) вычислительная техника;

д) прочие машины и оборудование.

* Транспортные средства.

* Производственный и хозяйственный инвентарь.

* Рабочий скот.

* Продуктивный скот.

* Многолетние насаждения.

* Другие виды основных фондов.

Основные  фонды оценивают в натуральном  и стоимостном выражении. Натуральные показатели основных фондов отражают характеристику и количество отдельных объектов. Например, для оборудования – это число единиц по видам, возраст. Сведения по каждой единице основных фондов отражены в инвентарных карточках.

Структура основных фондов характеризуется соотношением удельных весов стоимости каждой группы основных фондов.

Под производственной структурой основных производственных фондов понимается соотношение различных  групп фондов по вещественно-натуральному составу в их общей среднегодовой стоимости.

В составе  основных производственных фондов (ОПФ)  выделяют активную и пассивную часть.

Активные фонды непосредственно воздействуют на предметы труда. Например, рабочие машины и оборудование, инструмент, измерительные и регулирующие приборы и оборудование, вычислительная техника, производственный транспорт. Доля активной части является важнейшим показателем производственной структуры основных фондов предприятия.

Пассивная часть основных фондов – это фонды, которые создают нормальные условия для работы активной части ОПФ. Это здания, сооружения, производственный и хозяйственный инвентарь и т. д. Технологическая структура ОПФ характеризует их распределение по структурным подразделениям предприятия в процентном выражении к общей стоимости.

Возрастная  структура ОПФ характеризует  их распределение по возрастным группам.

По  степени использования основные фонды классифицируются на находящиеся  в запасе, в эксплуатации, на консервации, в аренде.

По  принадлежности – на собственные, арендованные, полученные по договору лизинга.

Основные  фонды классифицируются также по возрасту, по технологическому назначению, по амортизационным группам.

 

 

 

  1. Экономическая эффективность повышения качества продукции

 

Улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия.

Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

Для определения  экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

1) для улучшения  качества продукции на предприятии  требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;

2) экономический  эффект от улучшения качества  продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у ее потребителя;

3) необходимо  учитывать полученную экономию  от снижения брака;

4) предприятие  при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

В конечном итоге  это проявляется в получении  дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле

где ∆П — общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;

∆ П— дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции;

∆ Пу — дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;

Сд — дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции;

Cбр — величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.

Для упрощения расчетов величину ∆ П можно определить по формуле

где Цн ст — новая и старая продажная цена;

Сст , Сн — себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции;

Vст, Vн — объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.

Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции  определяется так:

где Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

К — дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.

Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения  качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности  капитальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной величиной (Ен) или с рентабельностью активов предприятия (Rа).

Если Е > Ен, или Е > Rа, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.

На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:

• повышение  технического уровня производства;

• повышение  уровня квалификации персонала;

• совершенствование  организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;

• внедрение  выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих  на предприятие сырья, материалов, комплектующих  деталей и узлов;

• повышение  эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;

• повышение  технического уровня метрологической  службы на предприятии;

• воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;

• материальное и моральное стимулирование персонала  за высококачественное выполнение своих  обязанностей;

• создание службы маркетинга;

• внедрение  новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;

• снижение издержек на производство и реализацию продукции;

• изучение требований покупателей к качеству продукции  и конъюнктуры рынка;

• проведение действенной  рекламы;

• установление оптимальной продажной цены и  др. Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход к решению этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.

Данная система  позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом — позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

Таким образом, проблему качества продукции вряд ли можно решить без глубокого осознания  и понимания гражданами страны и руководителями всех рангов важности и значения решения проблемы повышения качества продукции для престижа и экономики страны.

Качество продукции, как экономическая категория  тесно связано с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость  — это полезность товара вообще, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования.

Значение повышения  качества продукции необходимо рассматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

Повышение качества продукции (услуг, работ) на макроуровне дает возможность:

• повысить эффективность  общественного производства;

• осуществить  на практике ускорение НТП;

• повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата;

• повысить престиж государства.

Достижение  высокого и стабильного качества продукции на предприятии позволяет:

• увеличить  объем реализации, а следовательно, и прибыли;

• обеспечить конкурентоспособность  продукции;

• повысить имидж  предприятия;

• снизить риск банкротства и обеспечить устойчивое финансовое положение предприятия.

Качество продукции  на предприятии зависит от многих факторов: технического уровня производства; стандартизации и сертификации продукции; уровня квалификации кадров; совершенства организации производства и труда и др. Из этого следует, что для решения проблемы повышения качества продукции на предприятии требуется комплексный подход, т.е. учитывающий все факторы, влияющие на качество продукции на всех стадиях ее «жизненного цикла». Такой подход обеспечивают комплексные системы управления качеством продукции на предприятии, поэтому их разработка, внедрение и функционирование являются основой для выпуска высококачественной продукции на предприятии.

Информация о работе Роль и особенности земельных ресурсов в хозяйственной деятельности предприятий. Земельные фонды и их структура