Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа
Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций.
Введение..............................................................................................................3
1 Место малых предприятий в структуре экономики........................................4
1.1 Особенности малого предпринимательства в России..................................6
1.2 Роль малых предприятий в экономике России..............................................7
1.2.1 Социальная роль.........................................................................................7
1.2.2 Политическая роль......................................................................................8
1.2.3 Экономическая роль...................................................................................9
1.3 Малый бизнес и государственная политика..................................................10
1.4 Государственная политика в области малого предпринимательства..........12
1.5 Потенциал малого предпринимательства.....................................................14
2 Расчетная часть.……………………………………………………………….18
Заключение.........................................................................................................31
Литература..........................................................................................................33
переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл.1.1)- указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.
Таблица 1.1
Количество зарегистрированных малых предприятий
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1.01.03 в расчёте на 100 тыс. человек населения |
Прирост/сокращение (-) количества зарегестрированных МП на 100 тыс. человек населения за 2002 год |
РФ Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный |
611,7 905,9 928,5 397,7 469,3 452,1 448,3 498,7 |
29,7 63,2 76,2 18,1 56,6 4,0 -38,7 -74,0 |
За 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2002 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2003 г.
Таблица 1.2
Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики и формам собственности в 1998 г.
Показатель |
Среднесписочная численность |
Распределение по формам собственности, % |
Доля в общей численности занятых в отрасли, % | ||
Тыс./чел. |
% |
Госуд-ая и муниципальная |
Негосудар-ственная | ||
Всего в том числе по отраслям: Промышленность С/хозяйство Строительство Транспорт, связь Торговля, общественное питание, материально- техническое снабжение Общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониров-я рынка Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводит-е виды бытового обслуживания Наука и научное обслуживание Др.отрасли |
8479,9
2382,0 105,2 2631,9 156,2 2235,0
303,0
99,1
198,9
368,6 |
100
28,1 0,9 31 2 26
4
1
2
5 |
12
18 28 13 13 6
1
14
19
11 |
88
82 72 87 87 94
99
86
81
89 |
14
14,1 3 43 3 40
96
4
12
- |
Малый бизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. К определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным. В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост
государственных
хозяйственных структур и их объединений,
в первую очередь финансово-промышленных
групп. В формирующейся государственно-
1.4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого
предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий-с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная
политика в отношении и
самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигатьсвоих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
1.5 ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании. Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.
Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых предприятий в 2002 году (таблицы 1.3 и 1.4) позволяют сделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства.
Таблица 1.3
Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2002 г.
Федеральные округа |
Объем производства в 2002 году |
Справочно: 2001 г. в % к 2000 г. | ||
Млн.,руб. |
На душу насел.,руб. |
В % к 2001г. | ||
РФ Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный |
794285,8 248575,5 117114,3 78780,3 159192,2 71788,0 71795,5 47040,1 |
5517,6 6813,7 8213,3 3669,1 5031,1 5733,8 3495,1 6683,6 |
119,3 117,3 133,2 127,9 148,8 82,1 103,1 113,2 |
109,1 113,6 97,6 103,6 98,3 204,5 110,1 93,8 |
В январе-сентябре 2002 г. производство продукции (работ, услуг) на МП выросло на 19,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. При этом увеличение более значительно, чем по итогам января-сентября 2001 г.
Таблица 1.4
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях 2002 г.
Федеральные округа |
Объем производства в 2002 году |
Справочно:
2001 г. в % к 2000 г. | ||
Млн.,руб. |
На душу насел.,руб. |
В % к 2001г. | ||
РФ Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный |
32772,2 10680,6 2804,5 3194,1 9322,9 2373,6 3265,7 1130,9 |
227,7 292,8 196,7 148,8 294,6 189,6 159,0 160,7 |
148,3 175,9 67,9 116,8 236,2 199,1 101,0 144,4 |
85,6 75,8 122,0 119,7 68,4 47,9 110,7 64,9 |
В январе-сентябре 2002 г. по сравнению с январем-сентябрем 2001 г. инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов.
Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой должны стать целостная государственная политика по отношению к малому предпринимательству и системный подход к решению его проблем. Общепринятым стал тезис о том, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.
Недостаток урегулированности экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свёртыванию деятельности множества малых предприятий.
К основным проблемам также модно отнести нежелание государства видеть в секторе малого бизнеса равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве.
Информация о работе Роль малого предприятия в современой экономике