Роль малого предприятия в современой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................3
1 Место малых предприятий в структуре экономики........................................4
1.1 Особенности малого предпринимательства в России..................................6
1.2 Роль малых предприятий в экономике России..............................................7
1.2.1 Социальная роль.........................................................................................7
1.2.2 Политическая роль......................................................................................8
1.2.3 Экономическая роль...................................................................................9
1.3 Малый бизнес и государственная политика..................................................10
1.4 Государственная политика в области малого предпринимательства..........12
1.5 Потенциал малого предпринимательства.....................................................14
2 Расчетная часть.……………………………………………………………….18
Заключение.........................................................................................................31
Литература..........................................................................................................33

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике2.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

переспециализации деятельности. Приведенные данные —  при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл.1.1)- указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую   оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

 

 Таблица 1.1

Количество  зарегистрированных малых предприятий

Федеральные округа

Количество  зарегистрированных

МП на 1.01.03 в  расчёте на 100 тыс.

человек населения

Прирост/сокращение

(-) количества  зарегестрированных

МП на 100 тыс.

человек населения

за 2002 год

РФ

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

611,7

905,9

928,5

397,7

469,3

452,1

448,3

498,7

29,7

63,2

76,2

18,1

56,6

4,0

-38,7

-74,0


 

      За 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий  увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2002 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2003 г.

 

Таблица 1.2

Распределение численности занятых на малых  предприятиях по отраслям экономики  и формам собственности в 1998 г.

Показатель

Среднесписочная численность

Распределение по формам

собственности, %

Доля в общей

численности занятых  в отрасли, %

Тыс./чел.

%

Госуд-ая и муниципальная

Негосудар-ственная

Всего в том  числе по отраслям:

Промышленность

С/хозяйство

Строительство

Транспорт, связь

Торговля, общественное  питание, материально- техническое  снабжение

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониров-я

рынка

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводит-е

виды бытового

обслуживания

Наука и научное

обслуживание

Др.отрасли

8479,9

 

 

2382,0

105,2

2631,9

156,2

2235,0

 

 

 

 

 

303,0

 

 

 

 

 

99,1

 

 

 

 

 

198,9

 

368,6

100

 

 

28,1

0,9

31

2

26

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

5

12

 

 

18

28

13

13

6

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

19

 

11

88

 

 

82

72

87

87

94

 

 

 

 

 

99

 

 

 

 

 

86

 

 

 

 

 

81

 

89

14

 

 

14,1

3

43

3

40

 

 

 

 

 

96

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

12

 

-


 

 

 

    1.  МАЛЫЙ БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

 

Малый бизнес без  поддержки государства и без  собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе  крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. К определению целей и  задач  государственной  политики  в  отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием    места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие  конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения   тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным. В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост

государственных хозяйственных структур и их объединений, в  первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно-монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается  в  основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного  капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций. Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков,   учредителями которых они являются. Новой малой фирме  зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный   монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю    крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.

 

1.4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Наличие и значимость такого потенциально мощного и   динамичного социально-экономического феномена, как малое  частное предпринимательство, предполагает формирование и   реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого

предпринимательства и включающей правовое регулирование,   налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные  государственные институты, обеспечивающие проведение в  жизнь такой политики. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели,  направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования  целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации.  Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например,  в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий-с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.

     Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места   местному населению. В условиях развития хозяйственной  самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.

      Государственная  политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития

самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно  поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на   смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов  и стимулов в достижении тех общих социально-экономических   целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.

      С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигатьсвоих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).

      С точки зрения государства  предприниматель призван   обеспечить реализацию целей и интересов более высокого  порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание  преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования.  Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с   учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого  бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях  хозяйственных возможностей между малыми и более крупными  предприятиями в конкурентном рыночном соревновании,  создать равные возможности ведения предпринимательской  деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

 Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать   благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление  которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.

 

1.5 ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Потенциал малого бизнеса остается нереализованным.   Существуют серьезные экономические и административные  барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Резервы развития малых предприятий, связанные   с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий,   их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании. Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных  граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что  его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция  представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.

Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых предприятий в 2002 году (таблицы 1.3 и 1.4) позволяют сделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства.

 

 

 

Таблица 1.3

Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2002 г.

Федеральные

округа

Объем производства в 2002 году

Справочно: 2001 г. в % к 2000 г.                                                                    

Млн.,руб.

На душу насел.,руб.

В % к 2001г.

РФ

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

794285,8

248575,5

117114,3

78780,3

159192,2

71788,0

71795,5

47040,1

5517,6

6813,7

8213,3

3669,1

5031,1

5733,8

3495,1

6683,6

119,3

117,3

133,2

127,9

148,8

82,1

103,1

113,2

109,1

113,6

97,6

103,6

98,3

204,5

110,1

93,8


 

 

      В январе-сентябре 2002 г. производство продукции (работ, услуг) на МП выросло на 19,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. При этом увеличение более значительно, чем по итогам января-сентября 2001 г.

 

Таблица 1.4

 Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях 2002 г.

Федеральные

округа

Объем производства в 2002 году

Справочно:  2001 г. в % к 2000 г.                                                            

Млн.,руб.

На душу насел.,руб.

В % к 2001г.

РФ

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

32772,2   10680,6

2804,5

3194,1

9322,9

2373,6

3265,7

1130,9

227,7

292,8

196,7

148,8

294,6

189,6

159,0

160,7

148,3

175,9

67,9

116,8

236,2

199,1

101,0

144,4

85,6

75,8

122,0

119,7

68,4

47,9

110,7

64,9


  В январе-сентябре 2002 г. по сравнению с январем-сентябрем 2001 г. инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.

  Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в  нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов.

Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой  должны стать целостная государственная политика по    отношению к малому предпринимательству и системный подход к решению его проблем. Общепринятым стал тезис о том, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.

Недостаток урегулированности  экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к  свёртыванию деятельности множества малых предприятий.

К основным проблемам также модно отнести нежелание государства видеть в секторе малого бизнеса равноправного  субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает   высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии  бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя малого бизнеса становится   невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве.

Информация о работе Роль малого предприятия в современой экономике