Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 17:19, курсовая работа
Самое время изучать не просто теорию маркетинга, но перенимать больший опыт западных компаний, давно работающих на нашем рынке и использующих не отдельные направления маркетинговой деятельности, а их сочетание.
Цель курсовой работы – рассмотреть содержание маркетинга и определить его роль в повышении результативности деятельности фирмы.
Введение
1. Маркетинг: сущность, функции, принципы и методы
1.1. Определение маркетинга
1.2. Функции маркетинга
1.3. Основные принципы маркетинга
1.4. Методы маркетинговой деятельности
2. Роль маркетинга в деятельности предприятия
2.1. Исследование потребителей
2.2. Исследование конкурентов и фирменной структуры рынка
2.3. Исследование товарного рынка
2.4. Маркетинговая политика предприятия
2.5. Ценовая политика предприятия
2.6. Сбытовая политика предприятия
2.7 Маркетинговое продвижение товара.
Заключение.
Список использованной литературы
• кадровой политики (набор кадров, обучение и переподготовка персонала, осуществление мероприятий по мотивации сотрудников и т. д.).
Контрольная функция маркетинга осуществляется в процессе реализации маркетинговых программ, то есть на протяжении всей маркетинговой работы, в то время как оценка эффективности маркетинговой работы дает возможность по ходу реализации вносить определенные, обоснованные поправки и коррективы в маркетинговую деятельность для достижения поставленных целей, что в свою очередь также способствует общему повышению результативности проводимых мероприятий в области сбыта и производства.
Кроме того, в процессе осуществления контрольной функции принимается решение о том, какой из вариантов разработанной программы маркетинга будет реализовываться, что в свою очередь связано с тем, какой из вариантов прогноза развития внешней и внутренней среды реализовался.
Маркетинговая деятельность фирм оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов, рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного уровня потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, повышение качества жизни. При этом, ставя во главу угла удовлетворение нужд и запросов потребителей, фирмы также стремятся сохранить и расширить свою долю рынка, укрепить конкурентные позиции и обеспечить себе получение гарантированной прибыли в долгосрочной перспективе.
1.3. Основные принципы маркетинга.
Чтобы использовать маркетинг для повышения эффективности производственно-коммерческой работы, необходимо оперативно откликаться на изменения рыночной конъюнктуры, свободно маневрировать производительными и иными ресурсами предприятия. Однако всего этого недостаточно. Нужны изменения не только организационного и технического плана, но и психологического характера. Работа на принципах маркетинга требует перестройки способа мышления не только руководителей, но и рядовых работников, трудовых коллективов в целом.
Исходя из принципов маркетинга, его отождествление со сбытом ошибочно. Один из крупнейших теоретиков маркетинга Ф. Котлер называет сбыт лишь верхушкой маркетингового айсберга, одной из многих (зачастую не слишком существенных) функций маркетинга. «Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление подходящей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко», - утверждает Ф. Котлер.
Маркетинговый подход в качестве важнейшей предпосылки успешной деятельности предприятия рассматривает удовлетворение действительных или потенциальных потребностей покупателей. Суть перехода от «сбыта» к «маркетингу» выражается в том, что фирмы стремятся продавать не то, что производится, а производить такие товары и в таком количестве, которые необходимы потребителям и могут быть реализованы на рынке. При этом важно и то, что ориентированный на обычную сбытовую деятельность производитель товаров создает свои изделия в расчете на некоторого усредненного человека или предприятие, то есть учитывает их средние потребности. Ориентированный же на маркетинг производитель стремится сделать свой товар возможно более индивидуализированным, то есть отвечающим потребностям более или менее узкой группы покупателей (сегмент рынка), вплоть до учета требований каждого отдельного человека или предприятия.
Главное в маркетинге - его целевая ориентация и комплексность, то есть слияние в стройный «технологический» процесс всех отдельных элементов в этой деятельности. Комплексность означает, что отдельные маркетинговые действия (анализ потребностей, прогнозирование рынка, изучение товаров и т. д.), взятые сами по себе, не способны обеспечить того эффекта, который дает применение маркетинга как системы. Только комплексный программно-целевой подход позволяет разрабатывать действенные стратегии «прорыва» на рынки с наиболее перспективными товарами, обоснованно намечать ударное направление деятельности, разумно концентрировать усилия предприятия на выбранных участках работы.
Попытки обеспечить рыночный (коммерческий) успех товара только на этапе его сбыта дают незначительный эффект. Маркетинговой концепции следует подчинить всю деятельность производственно-сбытового комплекса предприятия. [4,с.32-33]
1.4. Методы маркетинговой деятельности.
Методы маркетинговой деятельности заключаются
в том, что проводятся:
1. Анализ внешней (по отношению к предприятию)
среды, в которую входит не только рынок,
но и политические, социальные, культурные
и иные условия. Анализ позволяет выявить
факторы, содействующие коммерческому
успеху или препятствующие ему. В итоге
анализа формируется банк данных для оценки
окружающей среды и ее возможностей;
2. Анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
3. Изучение существующих и планирование
будущих товаров, то есть разработка концепций
создания новых товаров и/или модернизации
старых, включая их ассортимент и параметрические
ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие
расчетной прибыли товары снимаются с
производства и рынка.
4. Планирование товародвижения и сбыта,
включая создание, при необходимости,
соответствующих собственных сбытовых
сетей со складами и магазинами и/или агентских
сетей;
5. Обеспечение формирования спроса и
стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем
комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих
престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”)
и разного рода материальных стимулов,
направленных на покупателей, агентов
и конкретных продавцов;
6. Обеспечение ценовой политики, заключающейся
в планировании систем и уровней цен на
поставляемые товары, определении “технологии”
использования цен, кредитов, скидок и
т. п.
7. Удовлетворение технических и социальных
норм региона, в котором сбывается продукция,
что означает обязанность обеспечить
должную безопасность использования товара
и защиты окружающей Среды, соответствие
морально-этическим правилам, должный
уровень потребительской ценности товара;
8. Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.
Предприятие в современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования.
С помощью этого элемента определяются: круг потенциальных потребителей продукта, структура потребительских предпочтений на рынке данного предприятия, т.е. вкусы, привычки людей, их реакции на те или иные виды товаров и услуг, их модификацию, на изменение ассортимента.
Предприятия и фирмы должны точно знать, кто те люди, которые могут приобрести ту или иную продукцию, что они покупали раньше и почему, чем пользуются теперь, где и каким образом они осуществляют свои покупки (в крупных или небольших магазинах, специализированных или универсальных, в гастрономах или на продуктовых мелкооптовых рынках, по каталогам и т.п.), в каком количестве приобретают те или иные изделия, какую упаковку предпочитают, в какие часы они чаще всего делают покупки, как распоряжаются приобретенными изделиями, для чего их используют.
Ответы на эти вопросы позволяют прежде всего выявить наиболее уязвимые места как в самой продукции, так и в способе ее реализации, в хозяйственной стратегии предприятия или фирмы в целом. Помимо вопросов типа "Кто"? и "Как"? важное значение имеют и ответы на вопрос "Почему"? Эти ответы призваны прояснить мотивы поведения потребителей на рынке, определить профиль (портрет) потенциального потребителя. К таким вопросам относятся следующие: Почему потребители стремятся приобрести данный вид изделий? Почему им нравятся одни и не нравятся другие виды изделий? Что заставило их поменять свои предпочтения? Почему они переключились с одного вида изделий или услуг на другие? Почему поменяли одну товарную марку на другую? В рамках такого анализа изучаются не только собственно вкусы и привычки, обычаи и наклонности, но и вскрываются причины поведения определенных групп потребителей, что позволяет уже прогнозировать структуру их предпочтений на будущее.
К настоящему времени в теории и практике разработан и применяется достаточно мощный арсенал средств изучения мотивов поведения потребителей, их сознательных и подсознательных реакций на конкретный продукт и сопутствующую ему рекламу, на конкретную ситуацию на рынке. Этот инструментарий включает: тестирование, анкетирование, опросы, позволяющие выяснить мнение потребителей продукции о произведенных изменениях в изделиях или формах обслуживания, постоянно отслеживать "обратную связь" между усилиями по выпуску и продвижению продукции на рынке и реакцией на них со стороны потребителей. [6,с.46-48]
Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей.
В этой части маркетинговых исследований анализу подвергаются социально-психологические особенности покупателей и потребителей, их мотивации принятия решения о покупке, типы покупателей в ее подготовке и осуществлении, типы покупателей по их социально-психологическому статусу и учет влияния покупательных и потребительских мотиваций при выборе рекламных и маркетинговых средств, распределение ролей различных групп потребителей и покупателей, типы покупки и другие факторы, знание которых имеет немаловажное значение для достижения успеха при продвижении товара на рынках.
Социально-психологические мотивы, определяющие решение покупателя (потребителя) в отношении покупки товара, играют большую роль в деле обеспечения эффективности продаж и успеха маркетинговой деятельности. В настоящее время этот аспект маркетинговых исследований приобретает особую важность для фирм, уровень конкурентоспособности которых примерно одинаковый.
Изучению поведения покупателя, его мотиваций при решении купить товар придается в маркетинге большое значение, в связи с чем выделилось специфичное его направление — бихевиористский маркетинг.
Мотивы потребителей по Аллену.
По мнению американского маркетолога Аллена, потребительские мотивы подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся такие мотивы и стремления людей, как желание утолить голод и жажду, обеспечить уютное окружение, комфорт, избавиться от боли и опасности, обеспечить благополучие близких, получить одобрение со стороны окружающих, добиться превосходства над другими людьми, уметь преодолеть препятствия, любовь к игре, а к вторичным — стремление к красоте и развитию вкуса, чистоплотности, выгоде, расчетливость и экономность, стремление к надежности в жизни и сохранению своего здоровья, к образованности и информированности, повышению работоспособности, любопытство, стремление к надежности качества в товарах и их универсальности.
Теория мотивации Маслоу.
Вышеперечисленные мотивы имеют большое значение для определения направлений совершенствования предлагаемых потребителям товаров, поскольку определяют основные их нужды.
По этой системе, потребности растут от физиологических (голод, холод, жажда), через потребность самосохранения (безопасность, защита), социальные потребности, потребности самоуважения (социальный статус, признание) до потребностей в самоутверждении (самореализация и саморазвитие).
Человек, в том числе и потребитель, будет стремиться в первую очередь, например, удовлетворить чувства голода и жажды, но когда они удовлетворены, то перестают быть движущими мотивами его покупательского поведения, и он будет стремиться к удовлетворению следующих потребностей по иерархии. [3,с.58-59]