Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 14:16, курсовая работа
Рыночные реформы 1990-х годов не обошли стороной рынок труда. Были сняты многие запреты и ограничения. Например, на безработицу, на совместительство, на дополнительную занятость. Снятие этих ограничений придало сфере занятости большую гибкость и динамичность. Вместе с тем, государство стало закрывать глаза на прямые нарушения прав работников, низкие размеры зарплаты и задержки ее выплат, ухудшение условий труда, вынужденные отпуска и т.п. В результате это вызвало рост теневых процессов на рынке труда: подработки в рабочее время и с использованием имущества предприятия, неполная и фиктивная занятость и др. Общим следствием стало увеличение масштабов неформальной занятости.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ………………………....5
1.1 Определение неформальной занятости………………………………… 5
1.2 Причины возникновения неформальной занятости…………………... 8
1.3 Формальные и неформальные трудовые отношения………………… 10
2. МАСШТАБЫ И СТРУКТУРА НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ
В РОССИИ…………………………………………………………………... 12
2.1. Оценка масштабов неформальной занятости………………………… 12
2.2. Структура неформальной занятости в России……………………….. 16
2.3. Роль неформальной занятости в России……………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 30
2. МАСШТАБЫ И
СТРУКТУРА НЕФОРМАЛЬНОЙ
2.1 Оценка масштабов неформальной занятости
Сравнивая ситуацию с неформальной занятостью населения в России3 с другими странами, можно говорить с одной стороны, о ее особенностях, а с другой, о некоторых параллелях. Масштабы неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы только с Италией.
Общий уровень вовлеченности населения России в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами. Однако, в развивающихся странах учитывается, как правило, неформальная деятельность на условиях первичной занятости. По этому показателю ситуация в России пока еще далека от развивающихся стран. Для России более характерно периодическое участие населения в неформальной занятости как способ переждать трудные времена.
Госкомстат России в 2001 г. утвердил Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе, разработанные в целях обеспечения статистического измерения этой занятости в Российской Федерации с учетом международных рекомендаций.
Первоначальный источник информации о занятости в неформальном секторе – это выборочное обследование населения по проблемам занятости.
Для разработки теоретических подходов к проблеме неформальной занятости и оценки ее количественных параметров в августе-сентябре 2001 года был проведен пилотный опрос специалистов-трудовиков.
В опросе использовалась анкета, включающая 12 вопросов, характеризующих суть явления и остроту данной проблемы в России, масштабы и распространенность данного явления по отраслям, регионам, группам населения, а также причины, последствия и методы воздействия на рассматриваемое явление. Всего было распространено 150 анкет. В числе ответивших на них были специалисты центрального аппарата Министерства труда и социального развития России, работники региональных департаментов Федеральной государственной службы занятости и органов службы занятости местного уровня, ученые научно-исследовательских институтов, включая учреждения системы Академии наук. При этом 72 специалиста имели за плечами не менее 3 лет профессиональной деятельности, связанной с рынком труда и занятостью населения.
По опросам специалистов выявлено, что невозможно количественно определить масштабы неформальной занятости не только по России в целом, но даже в каждом регионе. Специалисты ограничились замечанием, что эти масштабы велики и имеют тенденцию к росту. Их оценки варьируют в широких пределах: от 3-5 до 40-50 и даже 80% занятого населения. При этом чаще встречалась оценка - 25-30% экономически активного населения, что составляет от 18 до 22 миллионов человек.
Столь большое расхождение оценок вызвано, как представляется, с одной стороны, сложностью проблемы и практически полным отсутствием информации, с другой – неразработанностью понятия и отсутствием четких критериев отнесения населения к категории неформально занятых.
В результате самые высокие оценки могут быть следствием более широкой трактовки понятия респондентом.
Наиболее часто встречающиеся в анкетах специалистов оценки не опровергают содержащихся в специальной литературе. Согласно таким оценкам, в России неформально занято приблизительно 30% взрослого населения, или от 25 до 30 миллионов человек, а всего с теневой экономикой так или иначе связано 58-60 миллионов человек.
Среди неформально занятых больше всего местных жителей, на долю которых, по оценкам специалистов, приходится примерно половина численности данного контингента. За ними идут граждане стран ближнего зарубежья (примерно 25-30% неформально занятых), среди которых (в порядке снижения частоты упоминания) преобладают граждане Украины, государств Закавказья, Молдовы, республик Средней Азии, Беларуси и Казахстана. Третью позицию - примерно 15-20% - занимают жители других регионов России, среди которых, преобладают выходцы с Северного Кавказа. Причем подчеркивают, что контингент неформально занятых формируют представители всех регионов России. И, наконец, примерно 5% неформалов приходится на долю граждан государств дальнего зарубежья (в порядке уменьшения частоты упоминания - Китай, Вьетнам, Афганистан, Турция, Корея, прочие страны Азиатского региона, государства Балтии и Югославия).
Таким образом, не менее трети неформально занятых в экономике России составляют, согласно данным анкетного опроса, лица, которых можно квалифицировать как нелегальных иммигрантов, что превосходит даже самые смелые оценки специалистов по миграции населения.
Свыше 75% респондентов отмечают, что больше всего неформальная занятость распространена в Москве и Московской области, Петербурге и вообще в крупных городах (миллионники, столицы субъектов Федерации и т.п.). Далее следуют Центральный, затем Южный федеральные округа (особо в этом отношении были выделены республики Северного Кавказа и Краснодарский край как регионы, где велика численность беженцев и вынужденных переселенцев) и Дальневосточный регион (особенно Приморский и Хабаровский края). Отдельные респонденты назвали также Поволжье, Урал, Западную и Восточную Сибирь, регионы российского Севера и моногорода. При этом было подчеркнуто, что данное явление свойственно всем регионам страны.
Достигнутый уровень занятости в неформальном секторе для России представляется очень высоким, причем тенденция к его росту сохраняется. В настоящее время продолжается отток работающих из формального сектора в неформальный, вынужденный выход на рынок труда экономически неактивного населения, пополняющего преимущественно неформальный сектор, расширение вторичной занятости, в т. ч. в неформальном секторе, вследствие снижения уровня жизни населения, систематических задолженностей по зарплате и низкого уровня оплаты труда в государственном секторе, общей нестабильности занятости в формальном секторе. Итак, неформальный сектор складывается за счет снижения платежеспособного спроса на рабочую силу в формальном секторе экономики и вытеснения, таким образом, занятых из формального сектора. Развиваясь, неформальный сектор формирует собственный спрос на рабочую силу.
В отличие от развивающихся стран, в России неформальную занятость практически никто не отождествляет с нищетой и бесправием. Напротив, сложился стереотип о чрезвычайно высоких доходах неформально занятых. В действительности в неформальном секторе России также имеет место бедность, но в значительно меньших масштабах, чем в развивающихся странах. Вообще проводить какие-либо аналогии по уровню доходов от неформальной деятельности между Россией и другими странами весьма сложно. В ряде развивающихся стран одним из критериев отнесения к неформальному сектору является уровень дохода при самостоятельном труде ниже прожиточного минимума или зарплате ниже официально установленного минимума. В России же законодательно установленная минимальная зарплата в несколько раз ниже реально прожиточного минимума, значительная часть работающих в государственном секторе имеет зарплату ниже прожиточного минимума.
Неформальная занятость в России в значительной степени связана не столько с необходимостью выживания, сколько с желанием избежать уплаты налогов и бюрократических процедур. Однако в первую очередь это вынужденная реакция населения на экономический кризис, падение реальных доходов.
По оценкам социологов, численность неформально занятых в России составляет 25 млн. человек (более 30% экономически активного населения). Многие из них имеют официальное место работы. Высокий уровень вторичной неформальной занятости среди лиц, имеющих работу в "формальном" секторе, связан с нестабильностью и низкой заработной платой, что вынуждает этих лиц искать дополнительную работу, а также со сложностью поиска постоянной работы в условиях растущей безработицы.
Таким образом, масштабы неформальной
занятости в России значительно шире,
чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы
по размерам с теневым рынком труда в развивающихся
странах, где его доля составляет от 25
до 45%. Это означает, что сфера неформальных
трудовых отношений - вполне сложившийся
самостоятельный сегмент рынка труда
со значительной численностью занятых,
определенными сферами деятельности,
сложившимися социально-демографическими
и профессионально-
2.2 Структура неформальной занятости
Структура незарегистрированной занятости является весьма стабильной: на протяжении исследуемых 3 лет удельный вес вторичной неформальной занятости приблизительно вдвое превосходил долю первичной. К сказанному необходимо добавить, что дополнительная занятость является преимущественно неформальной.
Мужчины имеют неформальную занятость несколько чаще, чем женщины. Это относится как к основной, так и (еще в большей мере) к дополнительной работе. Основную работу на условиях устного договора найма среди респондентов в возрасте до 30 лет имели 10,5%, 30-39 лет - 7,2%, 40-49-лет - 5,4%, среди лиц старше 50 лет - 3,6%. Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении вторично занятых: 75,7%, 75%, 69,8% и 62,2% соответственно4.
Чем выше уровень образования опрошенных, тем ниже доля имеющих неформальную занятость. Так, труд неквалифицированных рабочих (как в промышленности, так и в сельском хозяйстве) чаще оформлен неформально, чем квалифицированных, а служащие работают неформально в 2 раза чаще, чем специалисты и руководители всех уровней. Неформальные рабочие места практически отсутствуют на госпредприятиях и в бюджетных организациях, а также в государственных АО. Сказанное справедливо как для основной, так и для дополнительной работы. Официально неоформленную основную работу имели 8,5% респондентов, окончивших среднюю школу, 6% - техникум, 5% - вуз. Дополнительно работали по устному найму 77,6%, 69,3% и 55,6% соответственно.
С понижением должностного статуса работающих уровень неформальной первичной занятости повышается. Так, среди руководителей и специалистов неоформленную работу имели 4%, среди квалифицированных рабочих - 6,3%, среди служащих - 8,7%, среди низкоквалифицированных рабочих - 11,9%. Очевидно, что влияние в этом случае оказывает уровень образования работников.
Семейный статус респондентов, как оказалось, достаточно сильно влияет на характер занятости. Так, семейные респонденты значимо реже (в два раза) работают в качестве неформально занятых, чем одинокие, разведенные и вдовцы. Чаще же всего неформально занятыми оказываются респонденты, живущие в гражданском браке.
Отраслями, где преимущественно распространена неформальная занятость, являются, по мнению специалистов, торговля и общественное питание, строительство, сфера услуг и сельское хозяйство.
Отраслевая структура неформальной занятости свидетельствует о том, что в России ее интенсивное развитие в последнее десятилетие тесно связано с процессами разгосударствления экономики: именно в торговле, строительстве, сфере обслуживания начали развиваться, и получили наибольшее распространение негосударственные формы собственности, благоприятствующие распространению неформальных трудовых отношений.
Участники опроса явно недооценили промышленность как сферу применения труда неформалов, хотя распространение негосударственной формы собственности способствует росту неформальной занятости и в этой сфере, в том числе и на государственных предприятиях.
Так, проведенное в первом полугодии 2001 году Центром исследований рынка труда Института экономики РАН обследование показало, что на 20% обследованных предприятий на протяжении года, предшествовавшего этому, имел место наем работников без оформления документов с немедленной оплатой по выполнении работы. При этом почти в 30% случаев такие работники составляли от 5 до 40%. Обращает на себя внимание тот факт, что именно на государственных предприятиях доля случайных работников, занятых на неформальной основе, оказалась наибольшей.
Неформальная занятость концентрируется главным образом в сфере слуг, особенно в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании. При этом достаточно велика численность неформально занятых горожан в строительстве и на транспорте. Причем неформальная занятость в сфере торговли является, как правило, первичной, в то время как в строительстве - вторичной.
По данным обследования МЦК, около 30% занятых в торговле и сфере общественного питания горожан работают без трудового договора. На долю основной регулярной неформальной занятости в этих отраслях приходится 57% общего числа неформальных рабочих мест в выборке (N=128), в то время как по всей выборке доля рабочих мест в торговле и сфере общественного питания составляет всего лишь 15%. На долю четырех отраслей (розничная торговля и общественное питание, строительство и транспорт) приходится почти три четверти неформально занятых, однако это всего 33% общей городской занятости.
С учетом секторальной структуры неформальной занятости не удивительно, что наиболее распространенным профессиональным статусом в неформальной занятости является работник сферы услуг, за ним следуют промышленные рабочие. Таким образом, рост сектора услуг может рассматриваться как фактор роста неформальной занятости, но в отличие от развитых стран в России наблюдается расширение не производственных услуг, а торговли, которая и порождает наибольшее количество неформальных рабочих мест.
Тот факт, что неформальная занятость концентрируется главным образом на малых молодых предприятиях, работающих в сфере услуг и общественного питания, доказывает лишь одно: природа экономической деятельности таких фирм, включая их нестабильный, изменчивый характер, а также ограниченный доступ к кредитным ресурсам, не позволяет им соблюдать жесткие правила российского трудового законодательства. При такой текучести кадров работодатель должен обладать достаточной гибкостью при найме нового персонала в случае роста предприятия и увольнения лишних работников в случае его сокращения. Другим фактором, влияющим на оформление трудовых отношений, является налогообложение. В России работник не выплачивает отчислений в систему социальной защиты из своих доходов (на пенсионное обеспечение, страхование от безработицы и т.д.), в то время как ставка единого социального налога до 2005 г. составляла для работодателя более 35%.
Уровень неформальной занятости в промышленности России должен быть существенно выше, поскольку охваченная упомянутым обследованием категория включает далеко не всех неформально занятых на промышленных предприятиях. Так, информация, полученная в ходе обследования домашних хозяйств, предприятий и организаций Брянской области (исследовательский проект TACIS "Определение параметров теневой экономики"), позволила оценить масштабы совокупной занятости (с учетом ее неформального компонента) на предприятиях области, которые оказались на 19% выше списочной численности работающих.