Розничная торговая сеть: краткая характеристика, основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Торговая сеть — совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Розничная торговая сеть — совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории.

Файлы: 1 файл

Розничная торговая сеть её структура и функции.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

Розничная торговая сеть: краткая характеристика, основные понятия  
Торговая сеть — совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.  
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.  
Розничная торговая сеть — совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории.  
Розничная торговая сеть выполняет следующие функции: закупка, транспортировка, хранение, подсортировка, подработка, приведение к товарному виду, продажа товаров, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке.  
Предприятие розничной торговли осуществляет куплю-продажу товаров с оказанием необходимых услуг покупателям.  
Предприятия розничной торговой сети — магазины, в том числе мелкорозничной — павильоны, киоски и палатки — могут объединяться:  
а)      в торговое — добровольное договорное — объединение с сохранением хозяйственной самостоятельности и прав юридического лица каждого предприятия для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;  
б)      торговый комплекс — реализующий универсальный ассортимент товаров и оказывающий широкий набор услуг, а также централизующий функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности;  
в)      торговый центр — реализующий универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенный на определенной территории, спланированный, построенный и управляемый как единое целое и предоставляющий в границах своей территории стоянку для автомашин;  
г) торговый дом — многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.  
Ларек (киоск, палатка) — оснащенное торговым оборудованием строение (здание), не имеющее торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца.  
Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест и помещение для хранения товаров.  
Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми и всеми необходимыми подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.  
Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.  
Универсальный магазин (универмаг) — магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и отделом продовольственных товаров  
Универсам (супермаркет) — магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом непродовольственных товаров повседневного спроса.  
Гипермаркет — магазин с торговой площадью от 10 тыс. м2, торгующий как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, с акцентом на основные потребительские товары и продукты питания.  
Специализированный магазин — предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее подгруппу, вид.  
Мини-маркет (мини-продукты) — магазин с узким или ограниченным ассортиментом продовольственных товаров при площади торгового зала не более 50 м2.  
Магазин с комбинированным ассортиментом товаров — предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности. К предприятиям данного вида можно отнести «Товары для детей», «Товары для дома», «Товары для отдыха» и т.п.  
Магазин со смешанным ассортиментом товаров — предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. В основном предприятия данного вида функционируют в системе Потребительской кооперации в сельской местности.  
Классификация розничной торговой сети  
Вся розничная сеть классифицируется по определенным признакам. Для каждого формата прописаны стандарты - по ассортименту, дизайну, оборудованию, что облегчает их тиражирование. Стандартизация размещения ассортимента в торговом зале, например, упростила переговоры с поставщиками и разработку логистики поставок. Оптимизирован и управленческий ресурс. Введена должность менеджеров форматов, которые отслеживают соблюдение стандартов. Внутри форматов несколько магазинов объединены в куст по территориальному признаку. Это дает возможность учитывать особенности района, сократить издержки на подбор и поддержание ассортимента, подготовку кадров.  
Стационарность. По этому признаку розничная сеть подразделяется на стационарную (магазины, которые в основном располагаются в стационарных зданиях и сооружениях), полустационарную (представлена в основном палатками, ларьками, павильонами), передвижную (автомагазины).  
Товарно-ассортиментный профиль. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на:  
§     универсальную, представленную в основном универмагами, гипермаркетами, супермаркетами, гастрономами, универсамами, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;  
§     специализированную на торговле товарной группой («Одежда», «Парфюмерия», «Гастрономия»), товарами одной подгруппы («Детская одежда», «Сыры»), товарами, сгруппированными в потребительские комплексы («Товары для дома», «Товары для молодежи», «Диетические продукты», «Детское питание»).  
§     смешанную, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента.  
Размещение. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на сеть общегородского назначения и сеть жилых или спальных районов. В розничной сети общегородского значения в основном должны реализовываться товары редкого, периодического спроса. В сети жилых районов товарный ассортимент в основном должен быть представлен товарами повседневного и периодического спроса.  
Материально-техническая база. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на три группы — розничная сеть, расположенная в отдельно стоящих зданиях, встроенная в жилое здание, встроенно-пристроенная к жилому или административному зданию, пристроенная.  
Формы продажи и методы обслуживания — самообслуживание, традиционная продажа через прилавок, салонная или индивидуальная продажа товаров, по образцам, по заказам, с использованием автоматов, по почте, по каталогам, интернет-торговля, прямые продажи.  
Самообслуживание — форма продажи, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудование.  
Продажа товаров по предварительным заказам — форма продажи, при которой покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы.  
Индивидуальное (салонное) обслуживание — форма продажи, при которой продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаром, упаковывает и отпускает товар. Предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возврат товара. Данная форма продажи предусматривает предоставление покупателям разных платных и бесплатных услуг.  
Продажа с открытой выкладкой — форма продажи, когда покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары продавец.  
Продажа товаров по образцам — форма продажи, когда покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора товара и оплаты покупки он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина. Такая форма используется при реализации крупногабаритных товаров — мебели, холодильников и др.  
Продажа по телефону — это активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента. Телефонный звонок используется в целях рекламирования товара и поиска покупателя. Данная форма продажи используется для реализации товаров через торговых агентов.  
Более 90% всех розничных продаж совершаются в магазинах. Но в настоящее время темпы роста внемагазинной торговли значительно превышают аналогичный показатель для розничной торговли. Существуют три разновидности внемагазинной торговли: прямая розничная торговля, личные продажи и продажи через автоматы.  
Прямая торговля — покупатели сначала заказывают товар по телефону или по почте. В зависимости от используемых средств передачи информации различаются типы прямой торговли.  
 Личные продажи, в отличие от прямой розничной торговли, основанной на использовании разных информационных источников, основываются на непосредственном контакте между продавцом и покупателем. При этом общение происходит либо напрямую, лицом к лицу, либо по домашнему (рабочему) телефону.  
Продажи товаров через автоматы. В этом случае личный контакт с покупателем не устанавливается. В данном случае происходит просто покупка и получение товара посредством механического устройства.  
Классификация магазинов по специализации: универсальный магазин, Профи.  
Ритейл принято классифицировать по формату магазинов: Гипермаркет, Супермаркет, Магазин «за углом» (convenient store). Это по размеру и идеологии «Шопинг». Таким образом, классификация сетей: сеть гипермаркетов, сеть супермаркетов, магазин-за-углом и сеть разноформатных магазинов прямо отражает форматы магазинов, входящих в сеть.  

Супермаркет. Принципы Супермаркета:

·                     Акцент на еженедельную потребительскую корзину;  
·                     Торговая площадь 1000 - 3000 кв. м;  
·                     10% непродовольственные товары;  
·                     Вся линия продуктов и сервиса.  
 
Гипермаркет. Принципы Гипермаркета.  
·                     «Оne-stop-shopping», все покупки в одном шаге;  
·                     Концептуальность продажи;  
·                     «Сервис».  
"Оne-stop-shopping" до 80.000 различных товаров. "Концептуальность продажи": привлекательная презентация товаров, четкое разделение ассортимента в магазине, чистота, невысокие цены в течение длительного времени комбинированные с акционными ценами, соответствующие требованиям покупателей часы работы магазина. Гипермаркет предлагает в своих магазине качественные товары по ценам на 10-20% ниже, чем конкуренты "Сервис": большое количество бесплатных парковочных мест, бесплатные автобусы для покупателей, кредитные карточки, раскрой лесоматериала, служба доставки.  
О том, что такое Гипермаркет может сказать вот такой абзац, процитированный с пресс-релиза Гипермаркета Маркткауф в Москве: "крупнейший Гипермаркет, расположенный на общей площади 10 га, площадь торговых залов составляет 24 тыс. кв. м. Гипермаркет включает в себя: супермаркет, строительный рынок, садовый центр, а также торговый зал с магазинами, ресторанами, аптекой, химчисткой, парикмахерской, банком и многим другим". В Гипермаркетах, как правило, крупные покупки делаются раз в неделю. Есть даже такой термин людей совершающих покупки раз в неделю на большую сумму с тратой денег в одном месте: «Шопинг» (Shoping).  
Еще одна показательная цифра. Только один из торговых центров Маркткауф посещают в выходные дни до 75 тысяч человек. Сети московских гипермаркетов, к слову, предлагают особые условия обслуживания клиентов. Так, например, мелкооптовая сеть Metro отоваривает юридические лица и жителей столицы, обладающих карточками-пропусками. В том же формате в Москве работает Metro C&C, а в Санкт-Петербурге - сеть оптовых гипермаркетов "Лента".  
Магазин «за углом». Принципы:  
·                     По товару, тот же принцип, что и у Супермаркета: Акцент на еженедельную потребительскую корзину.  
·                     Предложение, ассортимент составляет 60% того, что люди покупают регулярно, с акцентом на "ходовой товар". 

·                     Не большая торговая площадь.  
·                     Предоставление покупателям товаров и услуг среднего качества по доступным ценам  
Иначе, "Семейный магазин", "Магазин рядом с домом". Магазина за частую разноформатные, расположенные в «спальных районах» города. Товарный ассортимент представляет собой набор продуктов повседневного спроса, необязательно самого дешевого, но обязательно наиболее ходового товара. В Москве могут быть востребованы 4000 – 5000 магазинов формата "Семейный". Потенциальный объем рынка малых магазинов составляет $3,5 млрд в год. Если непродовольственная группа занимает 10% от всего ассортимента, то объем рынка по непродовольственной группе составляет до $350 млн. в год. По идеологии, к этой группе розницы относят и местные рынки. При этом 26% покупок, к примеру, москвичи до сих пор делают на рынках.  
Классификация магазинов по ценам: Премиум, Бутики, Масс-маркет, Дискаунтер (или эконом-класс).  
Супермаркеты класса "Премиум". Такие торговые площадки не превышают 2 тыс. кв. м, а в их ассортименте насчитывается до 20 тыс. наименований товаров. Здесь есть основные продукты питания плюс минимальное количество овощей и фруктов, небольшой выбор алкоголя, мяса и рыбы. Но главное отличие от дискаунтеров в данном случае - цена. Торговая наценка к оптовым ценам в супермаркетах экономкласса составляет 30% -- 40%. В столице по такому формату работают "Седьмой континент универсам", "Патэрсон" и "Перекресток". "Премиум" отличается ориентацией на обеспеченных покупателей: средняя наценка составляет 40% -- 50%. К таким магазинам относятся "Калинка-Стокманн", "Глобус гурмэ", "Азбука вкуса" и "Седьмой континент 5 звезд".  
Особняком стоят два формата - продовольственные бутики и мелкооптовые магазины. Первые рассчитаны на обеспеченных гурманов (по площади они не обгоняю дискаунтеров). Но цены и ассортимент здесь рассчитаны на толстый кошелек -- средняя покупка обойдется в $50 -- 100 (наценка достигает 200%). Самый изысканный ассортимент представлен в продовольственных бутиках "Прованс", Vatel, Fauchon и Hediard, "Глобус Гурмэ".  
Дискаунтер. Дискаунтер - самый дешевый тип супермаркетов. Его площадь занимает, как правило, 400 -- 1000 кв. м. Ассортимент ограничен (порядка 4,5 тыс. наименований), цены невысокие. Сегодня в формате дискаунтера работают сети "Копейка", "Пятерочка", "Магнит", "Рамстор", "Марта", "Авоська", "Магнолия" и "Дикси". Есть два вида дискаунта: «мягкий» и «жесткий». Основная разница между ними это оформление торгового зала. У «жесткого» дискаунта оформление предельно простое - строгие стеллажи, дешевое оборудование, примитивная раскладка товара. В «мягком» дискаунтере оформлению помещения уделяется больше внимания. Еще одно различие - широта ассортимента. «Мягкий» дискаунтер предлагает 1100 и более наименований против 700-900 «жесткого».  
"Жесткий" Дискаунтер. Принципы:  
·                     Товар выставляется в транспортной упаковке;  
·                     В магазинах работает минимум обслуживающего персонала;  
·                     В торговом зале приглушенное освещение;  
·                     Установлено прочное, но конструктивно простое торговое оборудование.  
Нужно так же обратить внимание на размеры магазинов дискаунтера, формат этих магазинов составляет в среднем всего 800 кв.м. (примерно половина от площади нашего обычного супермаркета). На Западе формат обычных супермаркетов составляет в основном 2500-3500 кв.м. В «жестком» дискаунтере не тратят на рекламу, не занимаются благотворительностью, не проводят распродаж. Вместо этого каждые две недели компания выпускает листовки с информацией о своих товарах и продуктах. Но несмотря на столь ограниченное предложение, ассортимент «Жесткий» Дискаунтер составляет 85% того, что люди покупают регулярно. Цена за один и тот же набор продуктов из ALDI получается в 2 раза дешевле, чем в соседнем супермаркете. Такая разница в ценах при одинаковом качестве продукта убедит кого угодно. В стандартном магазине «Жесткого» Дискаунтера работает не большой штат сотрудников. Здесь нет в штате мерчендайзеров и маркетологов. Примером крупной сети магазинов с жестко ограниченным ассортиментом в России остаются сети «Магнит», принадлежащая краснодарской компании "Тандер", "Копейка"  
«Мягкий» Дискаунтер.  
В России прижился и продолжает развиваться «мягкий» дискаунт. Его успешные примеры «Пятерочка». Хотя «Копейка» и позаимствовала торговые технологии «Жесткого» Дискаунтера ALDI, но переработала их под Российский рынок. Пятерочка любит себя называть мягче и обтекаемее: «Сеть универсамов экономического класса.  
Масс-маркет (Masses-market). Принципы Масс-Маркета:  
·                     предоставление покупателям товаров и услуг среднего качества по доступным ценам;  
·                     предложение максимально широкого ассортимента, способного удовлетворить потребности покупателей со средним уровнем достатка.  
Ассортимент товаров насчитывает от 12000 до 30000 наименований в зависимости от формата универсама. Среднее количество покупателей в одном супермаркете сети - 3 500 человек в день. Локация в основном в спальных районах, на центральных трассах городов.   
Розничная сеть характеризуется:  
§     соотношением предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;  
§     удельным весом стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;  
§     удельным весом специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий;  
§     используемыми формами продажи и методами обслуживания;  
§     соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;  
§     соотношением торговой и неторговой площадей магазина;  
§     продолжительностью использования торговой площади в течение дня (режим работы);  
§     соотношением частей общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;  
§     удельным весом магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;  
§     средним размером торговой площади одного магазина.  
Розничные торговые сети в России  
На Западе, и в частности в США, крупные розничные корпорации давно уже поглотили отдельные торговые точки, и даже небольшие по западным меркам розничные торговые сети в 20-30 магазинов. В последнее время и в Российской Федерации происходит сетевизация розничной торговли. Хотя изначально темпы роста доли рынка сетей не позволяли надеяться на быстрый захват ими рынка розничной торговли, но события последних лет показывают, что рост доли сетевых структур далеко не является линейным. Это происходит в связи с тем, что построение сетевых структур в Российской Федерации происходит не эволюционным, как на Западе, а революционным путем. После того как розничные торговцы осознают необходимость создания розничных сетей (а иначе они не выживут), они будут использовать все возможные способы интеграции своих предприятий с целью создания торговых сетей. В России новые типы розничных сетей появляются, и будут появляться не постепенно, как это происходило на Западе, а практически одновременно.  
Сетевая розничная торговля в РФ прошла следующие основные этапы:  
1. Появление негосударственной розничной торговли после начала развития рыночных отношений в СССР. На данном этапе развития появились первые коммерческие магазины — «комки». Так как основные первоначальные капиталы формировались в этот период в области импортно-экспортных операций, в финансовой сфере и в области оптовой торговли, розничная торговля представляла собой набор разрозненных торговых точек, причем каждая из точек принадлежала разным собственникам. Ряд специалистов считает 1992 г. вехой, после которой началось реальное развитие современной розничной торговли в РФ.  
2.Появление конгломератов магазинов. После нескольких лет успешного функционирования современных розничных предприятий на рынке стали появляться группы предприятий, принадлежащих одному собственнику. С одной стороны, эти квазисети  
3. формировались путем присоединения собственниками успешных торговых точек тех магазинов, что были не очень успешны (пример: группа магазинов, работавших под брендом «Космос-Маркет» в Санкт-Петербурге в 1995-1997 гг., или группа розничных предприятий «Аякс», существовавших в тот же период времени). С другой стороны, некоторые крупные предпринимательские структуры приняли решение (как мы понимаем сейчас, весьма дальновидное) о выходе на рынок розничной торговли. Примером может служить «Альфа-банк», инвестировавший средства в создание компании «Перекресток» (перевод французского слова carrefour — копирайтеры российских рекламных агентств во все времена были не столько креативны, сколько изобретательны). Эти конгломераты магазинов (мы называем их так, потому что сетями в современном толковании этого термина они не являлись) были разноформатны — в состав этих групп торговых предприятий, насчитывающих не более 8-10 торговых точек, входили магазины площадью от 100 до 2000 кв. м. Также этим розничным образованиям были свойственны неорганизованность закупок и управления (нередко каждое из торговых предприятий, входивших в конгломерат, осуществляло эти операции, совершенно не координируя свои действия с руководством «братьев» по объединению), разные стандарты обслуживания клиентов и т. д.  
3. Появление первых сетей магазинов, созданных по западным технологиям. Инициаторами этого процесса стали специалисты, которые понимали основные принципы функционирования сетей — стандартизацию, единое управление и централизованное распределение товара. Некоторый импульс к развитию эффективной сетевой торговли дала компания «Рамэнка», оператор сети супермаркетов «Рамстор» — первая западная розничная компания, которая развернула полномасштабную сеть в Россиив Санкт-Петербурге на ул. Савушкина в 1991 г. К сожалению, дальнейшую экспансию компания продолжила лишь в 2005 г., открыв второй магазин в одном из торговых центров Санкт-Петербурга. Как уж тут не вспомнить фразу из рекламного ролика: «Мы финны, мы не торопимся...».  
4.Первыми лидерами сетевой торговли стала московская тройка — «Рамстор», «Седьмой континент» и «Перекресток». В Санкт-Петербурге первой сетью стала крупноформатная сеть «Мега-март», которую стал развивать крупный оптовый торговец «Юниленд». (В настоящее время фокус компании сместился в сторону развития сети дискаунтеров «Дикси». Количество магазинов сети «Мегамарт» не меняется с 2000 г.) Естественно, на начальном этапе развития у каждой из этих сетей отсутствовали некоторые признаки (наличие распределительного центра, относительно четкая «форматность» торговых точек и т. п.) современных торговых сетей.  
5.Создание полнофункциональных сетей на российском рынке. Этот процесс шел двумя путями — «сверху вниз» (аккумулирование группой инвесторов значительных финансовых средств и реализация крупномасштабной инвестиционной программы на рынке розничной торговли, наиболее яркий пример — «Пятерочка») и эволюционно (путем расширения деятельности операторов розничной торговли, начавших свои операции с локального присутствия в одном из регионов и наращивавших свое присутствие на рынке постепенно, примеры — «Лента», «Седьмой континент», «Перекресток»). Безусловно, только с началом этого процесса российская розничная торговля вступила в современный этап развития.  
Ведущие международные розничные торговцы лишь недавно осознали, какую ошибку они допустили в конце 90-х, недооценив потенциал российского рынка. В настоящее время они один за другим выходят на наш рынок и активно занимаются хедхантингом с целью привлечения в свои ряды ведущих специалистов, имеющих опыт работы на российском рынке.  
Российский рынок розничной торговли стремительно развивается. Происходит бурный рост федеральных и региональных розничных сетей. Увеличивается приток российских и западных инвестиций. Оборот российского рынка продуктового ритейла в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 41% и составил 160-165 млрд. долл. Лидеры ритейла не сбавляют темпа, пробуя свои силы в новых торговых форматах - они изучают "пакет" покупателя и ищут деньги для развития на рынке акций. Ритейлеры занялись исследованием конъюнктуры рынка акций, - об этом сообщает "Московский комсомолец". По оценкам экспертов, в последнее время значительно возросло число россиян, предпочитающих покупать продукты питания не на рынках, а в супермаркетах.  
Краткое резюме основных тенденций развития розничных торговых сетей России:  
1.Продолжение замещения сетевой розничной торговлей несете вой торговли.  
2.Консолидация рынка розничной торговли Российской Федерации, увеличение доли рынка нескольких ведущих розничных торговцев.  

Характеристика розничной  торговой сети «Холлидей Классик» на основе определенных признаков классификации  розничных торговых сетей:  
1.Стационарность. По этому признаку розничная сеть подразделяется на стационарную - магазины, которые в основном располагаются в стационарных зданиях и сооружениях.  
2.Товарно-ассортиментный профиль. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на:  
a.                 универсальную, представленную в основном универмагами, гипермаркетами, супермаркетами, гастрономами, универсамами, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;  
b.                смешанную, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента.  
3.Размещение. По этому признаку данную розничную сеть можно характеризовать как сеть жилых или спальных районов. Все места расположения – «крайние точки» города, исключение составляет магазин на улице Малая Олонская 28, он ближе всех к центру.  
4.Материально-техническая база. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на три группы — розничная сеть, расположенная в отдельно стоящих зданиях, встроенная в жилое здание, встроенно-пристроенная к жилому или административному зданию, пристроенная. В Барнауле – два прилегающих (на Шукшина 28, на Красноармейском проспекте 72) остальные построены по принципу отдельных строений со сдачей в аренду не нужной площади.  
5.Формы продажи и методы обслуживания — самообслуживание, а также продажа товаров с открытой выкладкой.  
6.Классификация магазинов по специализации: универсальный магазин.  
7.По формату магазинов: Гипермаркеты и супермаркеты.   
8.Классификация магазинов по ценам: Масс-маркет.  
Сеть “Холидей Классик” состоит из 68 магазинов, расположенных в Новосибирске, Бердске, Краснообске, Барнауле и Томске. Оборот в 2005 году составил около $180 млн. Основной владелец — группа компаний “Лэнд” (Новосибирск). Основное направление деятельности компании Холидей Классик является розничная торговля. Новосибирская розничная торговая сеть "Холидей-классик" достаточно активно осваивает алтайский продовольственный рынок. В настоящее время в Барнауле существуют пять магазинов "Холидей-классик": Малая Олонская 28, Георгия Исакова 260/Попова 86, Шумакова 46, Шукшина 28, Красноармейский проспект 72.  
Лидером на рынке M & A стала компания «Холидей Классик». За последние полтора года она приобрела четыре сети и объединилась с двумя.  
Сибирские торговые сети “Холидей Классик” и “Сибириада” заключили договор о слиянии. Объединенная сеть станет крупнейшим розничным оператором в Западной Сибири с прогнозируемым к концу текущего года оборотом в $350 млн.  
По словам господина Захарова, объединенная компания намерена сохранить оба основных бренда участников слияния. При этом “Холидеем” станут называться супермаркеты площадью около 1000 кв. метров и более, а торговые точки меньшего размера будут работать в формате “магазина у дома” и носить имя “Сибириада”. Сейчас владельцы компании проводят “инвентаризацию” имеющихся торговых площадок. Что касается марки “Эконом”, то, как сообщил Алексей Касимов, этот бренд не развивается “Сибириадой” уже давно и новые торговые точки с таким названием открывать не планируется.  
В качестве причины слияния оба участника сделки называют желание “объединить опыт и ресурсы для дальнейшего развития”. Так, по признанию Алексея Захарова, “Холидею” будут очень полезны наработки нового партнера в сфере логистики. “Сибириада” до прихода в розничный бизнес работала как оптовая компания и уже давно осуществляет свыше половины поставок продуктов в свои магазины с собственного склада в левобережной части Новосибирска площадью свыше 6 тыс. кв. метров. Собственный логистический центр площадью 10 тыс. кв. метров строит сейчас и “Холидей” (на правом берегу Оби). В свою очередь, альянс с “Холидеем” позволит, по мнению Алексея Касимова, выйти за пределы Новосибирска. Еще недавно “Сибириада” не имела никаких планов региональной экспансии, а сегодня господин Касимов говорит о готовящемся уже в этом году открытии магазинов с таким названием в Томске и Барнауле.  
Характеристика розничной торговой сети «Пятерочка» на основе определенных признаков классификации розничных торговых сетей:  
1.Стационарность. По этому признаку розничная сеть подразделяется на стационарную - магазины, которые в основном располагаются в стационарных зданиях и сооружениях.  
2.Товарно-ассортиментный профиль. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на:  
a.универсальную, представленную в основном универмагами, гипермаркетами, супермаркетами, гастрономами, универсамами, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;  
b.смешанную, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента.  
3.Размещение. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на сеть общегородского назначения и сеть жилых или спальных районов. Основной ориентир на спальные районы - товарный ассортимент в основном должен быть представлен товарами повседневного и периодического спроса.  
4.Материально-техническая база. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на три группы — розничная сеть, расположенная в отдельно стоящих зданиях, встроенная в жилое здание, встроенно-пристроенная к жилому или административному зданию, пристроенная. В основном магазины сети «Пятерочка» встроенные, реже встречаются отдельные.  
5.Формы продажи и методы обслуживания — самообслуживание, а также реализация товаров с открытой выкладкой.  
6.Классификация магазинов по специализации: универсальный магазин.  
7.По формату магазинов: В основном Супермаркет и Магазин «за углом» (формата «у дома»)(convenient store), редко Супермаркеты.   
8.Классификация магазинов по ценам: Дискаунтер «мягкий» (эконом класса).  
«Пятерочка» — крупнейшая российская сеть универсамов экономического класса — основана в январе 1999 года. К началу 2000 года компания насчитывала уже 17 магазинов с оборотом в 35 миллионов долларов. В течение 2000 года в три раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга «Топ-200 российской розничной торговли» в номинации «Лучшая торговая сеть Северо-Запада». В июле 2001 года «Пятерочка» открыла первый универсам экономического класса в Москве. В 2001 г. компания открыла больше магазинов, чем все вместе аналогичные российские компании. По итогам 2001 года оборот «Пятерочки» составил 212 миллионов долларов, а количество покупателей превысило 100 миллионов.  
В 2001 году «Пятерочка» приступила к строительству самого крупного на Северо-западе офисно-логистического центра площадью около 30 000 кв. метров, это позволило более чем на 30% снизить логистические издержки, в 2 раза уменьшить объем используемых площадей. По результатам 2002 г. «Пятерочка» осталась признанным лидером среди розничных сетей России. На конце 2002 г. количество универсамов экономкласса составило 142. В 2002 г. компания удвоила торговый оборот с 212 млн.долларов до 430 млн.долларов. В 2003 г. «Пятерочка» существенно увеличила скорость роста своей сети магазинов. Если в 2002 году мы открыли 62 магазина, то в 2003 году прирост составил 118 магазинов. В 2003 г. сеть увеличилась до 260 универсамов. Оборот «Пятерочки» в 2003 г. превысил 933 миллиона долларов. Это самый высокий показатель как среди компаний розничной, так и оптовой торговли продуктами питания и повседневного спроса в России. Прирост оборота составил более 400 млн. долларов. В 2003 г. в универсамах «Пятерочка» было совершено 300 миллионов покупок. Это равносильно тому, что каждый житель России был покупателем «Пятерочки» дважды. Оборот компании в 2004 г. достиг 1 млрд. 590 млн. долларов США. Количество магазинов в 2004 г. достигло 440 объектов. На конец 2004г. «Пятерочка» работала в 12 регионах России, а также в Казахстане и Украине. По итогам работы 2004 г. один из самых авторитетных профессиональных журналов о рознице -«RETAIL WORLD» поставил российскую сеть «Пятерочка» на 8 место в мире среди наиболее перспективных компаний. В мае 2005 г. «Пятерочка» успешно разместила акции на Лондонской Фондовой бирже и привлекла около 600 млн.долларов, которые направлены на дальнейшее развитие сети. Консолидированный оборот Компании (включая франчайзинг) за 2005 г. составил 2 миллиарда 84 млн.долларов США — это лучший показатель среди продуктовых ритейлеров России. Количество покупателей магазинов «Пятерочка» превысило 200 млн.человек. В 2005 г. Компания совершила первые поглощения: была приобретена сеть «Копейка» (18 магазинов) в Санкт-Петербурге и компания СРТ (25 магазинов). В 2006 г. «Пятерочка» вышла на новый этап развития и становится консолидирующей силой ритейл-индустрии России. В мае 2006 г. совершена уникальная сделка по покупке «Пятерочкой» крупнейшей в России сети супермаркетов — компании «Перекресток», с оборотом более 1 миллиарда долларов. Объединение сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в мае 2006 года привело к созданию компании X5 Retail Group.  
Сейчас у холдинга 62 магазина “Пятерочка”. В Алтайском крае у компании 15 “Пятерочек”: НТС в мае приобрела у алтайского предпринимателя Валерия Покорняка 100% долей ООО “Регион”, которому принадлежит франшиза “Пятерочки” в крае, и 14 магазинов (из них 12 в арендованных помещениях) общей площадью около 11 000 кв. м. Тогда же НТС купила алтайскую сеть “Мир продуктов” из шести магазинов (все в собственности) средней площадью 500 кв. м. Сеть «Пятёрочка» в нашем городе открывает небольшие универсамы магазины эконом класса.  
За 2007 год открыли свои первые магазины в Барнауле и такие крупнейшие сети как «Патэрсон» и «Лента».  
Характеристика розничной торговой сети «Лента» на основе определенных признаков классификации розничных торговых сетей:  
1.Стационарность. По этому признаку розничная сеть подразделяется на стационарную - магазины, которые в основном располагаются в стационарных зданиях и сооружениях.  
2.Товарно-ассортиментный профиль. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на:  
a.универсальную, представленную в основном универмагами, гипермаркетами, супермаркетами, гастрономами, универсамами, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;  
b.смешанную, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента.  
3.Размещение. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на сеть общегородского назначения и сеть жилых или спальных районов. Основной ориентир на спальные районы - товарный ассортимент в основном должен быть представлен товарами повседневного и периодического спроса.  
   

4.Материально-техническая  база. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на три группы — розничная сеть, расположенная в отдельно стоящих зданиях, встроенная в жилое здание, встроенно-пристроенная к жилому или административному зданию, пристроенная. В данном случае магазин розничной сети «Лента» в Барнауле пока один, расположен в отдельно стоящем здании.  
5.Формы продажи и методы обслуживания — самообслуживание, а также продажа товаров с открытой выкладкой.  
6.Классификация магазинов по специализации: универсальный магазин.  
7.По формату магазинов: Гипермаркет.   
8.Классификация магазинов по ценам: Дискаунтер «мягкий».  
Супермаркет «Лента» - это формат, адаптированный к российскому розничному рынку. Все торговые комплексы работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Компания "Лента" основана в 1993 году, владеет одноименной сетью торговых комплексов. Головной офис находится в Санкт-Петербурге. Сейчас в различных регионах России работает 20 торговых комплексов розничной сети "Лента" и собственный дистрибьюционный центр компании в Санкт-Петербурге: 13 торговых комплексов открыто в Санкт-Петербурге, два торговых комплекса - в Новосибирске, по одному комплексу - в Тюмени, Астрахани, Волгограде, Барнауле и Омске. Компания "Лента" придерживается стратегии устойчивого развития, характерной для всех крупных мировых брендов. Деятельность компании служит развитию всего региона, где строятся и работают торговые комплексы сети. "Лента" помогает детским, медицинским и благотворительным учреждениям.Открытие первого магазина петербургской сети «Лента» в г. Барнауле по адресу Павловский тракт, 156 состоялось 4 сентября т.г.  
«ЛЕНТА» – лидер в области цен и поэтому всегда предлагает своим покупателям больше товаров за меньшие деньги».  
«ЛЕНТА», открывая новые торговые комплексы в регионах, ориентируется, прежде всего, на местных производителей. Ведь именно они, как никто другой, хорошо знают предпочтения жителей своего региона.  
Задачу доведения до покупателя качественных товаров кратчайшим путем по наиболее доступной цене «Лента» решает благодаря сотрудничеству со своими партнерами. Поэтому «ЛЕНТА», как компания федерального уровня, способствует выходу на общий российский рынок региональных производителей. Каждый новый торговый комплекс «ЛЕНТА» дает дополнительный импульс для развития предприятий-производителей продукции, расположенных в данном регионе.  
«ЛЕНТА» предоставляет достойные условия труда: высокую заработную плату, социальный пакет, включающий медицинское обслуживание в лучших клиниках города, а также обучение за счет компании.  
С февраля 2006 г. в компании реализуется программа «Лента-карьера». Это программа стажировки и практики для молодых людей. В Санкт-Петербурге с компанией сотрудничает более 10 ВУЗов и средних специальных учебных заведений. Кроме того, компания реализует программу управления карьерным и профессиональным ростом. Каждый сотрудник может подать заявку на желаемую вакансию, пройти программу обучения, и после успешной сдачи экзаменов, быть зачисленным в кадровый резерв. Затем при появлении вакансии, сотруднику будет предложена новая должность.  
Лола Жигальцова – директор барнаульского торгового центра, подчеркнула, что структура магазинов «ЛЕНТА» сочетает в себе элементы всех базовых форматов мирового ритейла, т.е. классического розничного крупноформатного (гипермаркета), оптового (Сash&Carry) и дискаунтера.  
Одним из достоинств этого формата является то, что торговые комплексы «ЛЕНТА» представляют собой не просто некий западный формат магазина, адаптированного для российского рынка, а проект «tailor made», т.е. «сшитый по индивидуальной мерке», сделанный непосредственно для нашего розничного рынка. Основное преимущество данного проекта заключается в том, что сокращение затрат на складские помещения происходит за счет размещения всех товаров непосредственно в торговом зале. Таким образом, данный способ работы позволяет перенести в сферу розничной торговли все преимущества и методы, характерные для торговли оптом.  

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:  
1.                Азизян А.П. Коммерческий словарь. - М.: институт новой экономики, 1992  
2.                Брагина Л.А.      Технология розничной торговли. Учебное пособие. -      Академия, 2004. 128 с.  
3.                Гоголь Б. И. Совершенствование товароснабжения розничной сети – Экономика 2001 г. 242 с.  
4.                Есютин А.А. Розничные торговые сети: стратегии, экономика, управление. – КноРус, 2007 г. 424 с.  
5.                Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы (ученые записки. Выпуск 1) Ростов-на-Дону, РГЭА. 1996.  
6.                Итоги работы торговли Алтайского края за 2004 – Алтайская правда 9 февраля 2005 г .  
7.                Ковалёв К. Ю. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. - :СПб., Питер, 2007. 187 с.  
8.                Кузнецов В.Н. Торговать значит развиваться. – Алтайская правда 27 июля 2006 г.  
9.                Леви Майкл, Бартон А. Вейтц. Основы розничной торговли, - Питер 1999 г. 420 с.  
10.           Монин А. А. Ритейл в России. Особенности национальной розницы - Невский проспект. 2007. 204 с.  
11.           Мусатова В. П. Оптимизация структуры торговой сети города, - :Спб., 1998 г. 126 с  
12.           Орлов М. А. Организация и размещение городской торговой сети - М.: 1999 г. 95 с.  
13.           Перспективы развития региональных розничных сетей.(материалы конференции). Фуд – Сервис. Барнаул. 2002 г .  
14.           Розничная торговля Алтайского края за 2004 г – Государственный комитет статистики РФ. 26 с.  
15.           Розничная торговля Алтайского края за 2005 г – Государственный комитет статистики РФ. 30 с.  
16.           Розничная торговля Алтайского края за 2006 г – Государственный комитет статистики РФ. 32 с.  
17.           Самсонов Л. А. Организация розничной торговой сети. – М: 2001 г. 200 с.  
18.           Сборник статей Правила торговли (оптовая торговля) Правила торговли (розничная торговля)- М.: Приор, 1996.  
19.           Сидоров Д. В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними – Вершина, 2007 г 316 с.  
20.           Тюканов К. И. Розничная торговля – Барнаул. – Алтпресс. 2004 г. 35 с.  
21.           Филлипчук В. В. Опыт построения непродовольственной розничной торговой сети. – Гардарика. 2000 г. 140 с.  
22.           Л.А. Хасис. Закономерности развития российских розничных торговых сетей – Едиториал УРСС. 2004 г. 72 с.  
23.           Л. А. Хасис. Розничные торговые сети в современной экономике, - Едиториал УРСС. 2004 г. 80 с.  

 


Информация о работе Розничная торговая сеть: краткая характеристика, основные понятия