Рыночное пространство предприятия: основные факторы внешней и внутренней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей стратегической и тактической деятельности. Буквально всё, что можно назвать вне фирмы, может быть включено в это понятие потому, что все элементы среды могут оказывать на неё влияние. Среда никогда не бывает стабильна. И, конечно, каждая организация должна не только знать среду «обитания» и её природу изменений, но и уметь реагировать на эти изменения. Важно не просто приспособиться к меняющимся условиям, а извлечь из существующих или предстоящих изменений выгоды для своего бизнеса1.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по эк ке.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

 

I. Рыночное пространство предприятия: основные факторы внешней и внутренней среды.

Теория организации рассматривает  предприятие как открытую систему. Такая система, с одной стороны,  не является самообеспечивающейся, она  зависит от энергии, информации и  материалов, поступающих извне, с другой стороны,  имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и влиять на неё.

Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма  сталкивается в своей стратегической и тактической  деятельности. Буквально всё, что можно назвать вне фирмы, может быть включено в это понятие потому, что все элементы среды могут оказывать на неё влияние. Среда никогда не бывает стабильна. И, конечно, каждая организация должна не только знать среду «обитания» и её природу изменений, но и уметь реагировать на эти изменения. Важно не просто приспособиться к меняющимся условиям, а извлечь из существующих или предстоящих изменений выгоды для своего бизнеса1.

В экономической литературе внешнее окружение  принято делить на макро- и микросреду. К макросреде относят  общие экономические (уровень доходов, ставка процента, обменный курс валюты, уровень безработицы), социальные, юридические, технологические, политические, географические, природно-климатические и экологические факторы. Они являются для предприятия практически неконтролируемыми, но значительно влияют на производственную структуру предприятия.

Организация производственной структуры под влиянием внешних  факторов определяет объём и темпы  роста производства, освоения новой продукции, улучшение её качества и т.д.

Ближайшее окружение  предприятия – микросреда состоит  из потребителей, поставщиков, рабочей  силы, финансовых институтов, конкурентов  и инвесторов. Эти группы контактируют с предприятием  непосредственно  и наиболее часто. Степень контролируемости микросреды значительно выше, чем макросреды.

Внутренняя среда состоит  из различных компонентов: производственная база, материальные и трудовые ресурсы, система организации и управления, корпоративная культура и др. среди них обычно выделяются:

  • особенности зданий, сооружений, используемого оборудования, земли, сырья и материалов;
  • характер продукции и методы её изготовления;
  • объём выпуска продукции и её трудоёмкость;
  • степень развития специализации и кооперации;
  • мощность и особенности организации транспорта;
  • оптимальные размеры подразделений, обеспечивающих управляемость ими с наибольшей эффективностью;
  • специфика принимаемой рабочей силы;
  • степень развития информационных систем и т.д.

С переходом к рыночным условиям возник ряд факторов, сдерживающих совершенствование производственной структуры предприятия2. Среди внутренних факторов можно выделить:

  • недостаточную гибкость организации производства;
  • недостаточный потенциал вспомогательных и обслуживающих подразделений;
  • невосприимчивость к нововведениям;
  • невысокий уровень квалификации кадров;
  • низкий уровень организации, планирования, управления и пр.

 

При переходе предприятий  к рыночным условиям возросло значение факторов, обеспечивающих коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, ритмичность производства, снижение издержек.

Внутри фирмы среда  представлена функциональными областями, общими для всех типов фирм3.  Рассмотрим их предназначение.

  1. Стратегия предприятия – процесс определения и установления связей организации с её окружением, осуществления выбранных миссий и целей посредством управления взаимодействием внутренней и внешней сред. Реализуется высшим уровнем управления и службой стратегического планирования и развития, если такая существует на предприятии.
  2. Маркетинг – особый вид деятельности, о котором в последнее время принято говорить как о «сердце» любой организации. Он не должен отождествляться со сбытом или торговлей;  более точно можно было бы определить этот вид деятельности как изучение рынка, выявление целевого сегмента, удовлетворение и стимулирование потребностей покупателей. Маркетинговая деятельность направлена на эффективное позиционирование предприятия и его продукции, формирование оптимальной ассортиментной политики, разработку и реализацию стратегии и тактики ценообразования, а также комплекса мер по продвижению продукции и стимулированию сбыта. Маркетинг обеспечивает интеграцию всех внутренних функциональных структур для принятия рыночно-ориентированных решений. Реализуется маркетинговой службой.
  3. Кадровая функция обеспечивает производство человеческими ресурсами. Все управленческие действия, связанные с условиями отбора, найма, оплаты рабочей силы, повышением её квалификации сгруппированы в этой функции. Реализуется службой управления персоналом.
  4. Финансы и бухгалтерский учёт. Эта функция имеет дело с денежными аспектами бизнеса. Бухгалтерский учёт включает сбор, обработку, формирование  и анализ финансовых данных, а финансы – управление средствами в плане их расхода и роста, повышения эффективности их использования. Реализуется планово-финансовой службой и бухгалтерией.
  5. Логистическая функция. Предполагает организацию процесса обеспечения производственной системы всеми ресурсами, кроме людских, а также доведение товаров и услуг до потребителей (упаковка, хранение, транспортировка). Реализуется службой логистики и материально-технического обеспечения.
  6. Исследования, развитие и изобретения объединены в инновационную функцию (её принято обозначать R&D), которая имеет дело с развитием продукта и процесса производства. На конкурентных рынках развитие продукта является наиболее важным фактором для выживания фирмы на долгосрочном периоде, обеспечивающим конкурентоспособность как самого предприятия, так и его продукции. Реализуется службой инноваций и инвестиций (отделом научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и капитального строительства).
  7. Производственная функция – обеспечение процесса изготовления товара (предоставления услуги), принятие решений в области оперативного планирования, подготовки и осуществления процесса производства, контроля качества. Все эти многочисленные задачи стоят перед оперативно-производственным управлением. Работы по этому направлению возглавляются, как правило, главным инженером и линейными руководителями производственных подразделений.

Внутренняя среда полностью  контролируется предприятием. Все вопросы, касающиеся реализации указанных выше функций решаются организацией самостоятельно4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Предприятие имеет следующие отчётные показатели:

 

Показатели

Величина, млн.р.

1. Реализационные издержки,

в т.ч. переменные

100

60

2. Административно-управленческие  издержки

200

3. Производственные издержки,

в т.ч. переменные

1050

800

4. Амортизация

300

5. Выручка от реализации

1900

7. Издержки по выплате процентов

180


 

Составить отчёт  по прибыли и рассчитать показатели доходности.

 

Отчёт по прибыли:

Показатели

Величина, млн.р.

1. Выручка от реализации

1900

2. Производственные издержки,

в т.ч. переменные

1050

800

3. Реализационные издержки,

в т.ч. переменные

100

60

4. Административно-управленческие  издержки

200

5. Амортизация

300

6. Прибыль до начисления процентов

250

7. Издержки по выплате  процентов

180

8. Прибыль без экстраординарных результатов

70

9. Балансовая прибыль

70


 

 

 

 

ПРдо начисл.% = 1900 – 100 – 200 – 1050 – 300 = 250 млн.р.

 

ПРбез экстраорд.рез. = 250 – 180 = 70 млн.р.

 

ПРбал. = ПРбез экстраорд.рез. = 70 млн.р.

 

 

 

 

 

 

 

Показатели  доходности.

 

Величина покрытия:

ВП = РП – Ипер.

ВП = 1900 – 60 – 800 = 1040 млн.р.

 

Коэффициент покрытия:

 =

 

 

Бесприбыльный оборот:

БО = млн.р.

 

Запас надёжности:

ЗН =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Экономика организации  (предприятия). Учебник / Под ред.  Н.А. Сафронова. М.:2005;

 

2. Экономика предприятия.  Учеб. пособие / Под ред. А.А.  Прохоренко, И.Г. Беркович, М.Н. Беркович. Самара 2005;

 

3. Экономика предприятия.  Методические указания к выполнению контрольной работы и учебные задания. / Под ред. И.Г. Беркович. Самара 2005.

 

 

1  Экономика предприятия. Учеб. пособие / Под ред. А.А.Прохоренко, И.Г.Беркович, М.Н.Беркович. Самара.:2005.С. 35.

2  Экономика организации (предприятия). Учебник / Под ред. Н.А.Сафронова.М.:2005.С.192.

3  Экономика предприятия. Учеб. пособие / Под ред. А.А.Прохоренко, И.Г.Беркович, М.Н.Беркович. Самара.:2005.С. 36.

4  Экономика предприятия. Учеб. пособие / Под ред. А.А.Прохоренко, И.Г.Беркович, М.Н.Беркович. Самара.:2005.С. 37.



Информация о работе Рыночное пространство предприятия: основные факторы внешней и внутренней среды