Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь. Задачи:
изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости; раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда; исследовать современный рынок труда с учётом особенностей расширенного воспроизводства рабочей силы в Республике Беларусь и реализации технологий социальной поддержки населения;
выявить устойчивые тенденции и закономерности развитии регионального рынка труда в Беларуси, степень влияния различных факторов на его становление и развитие.

Содержание работы

Реферат
Введение
Глава 1. Рынок труда: теоретические аспекты
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда
1.2 Занятость населения: виды и формы
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение
Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

«Рынок труда и особенности его функцион.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид безработицы невозможно, так как нельзя отменить цикличность экономического роста. Антикризисные мероприятия могут лишь «сгладить» экономический спад и, несколько уменьшить число временно высвобождаемых работников.

В-четвертых, существует скрытая  безработица, которая возникает, прежде всего, за счет сезонных работ, в строительстве и сельском хозяйстве.

В-пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней мере, в сфере легальной экономики.

Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Сумма структурной и фрикционной безработицы равна естественной безработице. Эти формы безработицы не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства [13].

Таким образом, полной занятости не существует, есть эффективная занятость, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность соответствующей переквалификации.

Борьба с инфляцией, снижающей реальный доход населения, ведет к уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничения денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение ставки ссудного процента. В свою очередь, сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и, соответственно, к росту циклической безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных за счет увеличения количества рабочих мест требуют увеличения инвестиций путем расширения государственных инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается и при попытках смягчения безработицы через систему пособий безработным.

Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносить мероприятия по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области эффективной занятости.

Рыночные отношения  предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные области человеческой деятельности. Различают рынки сырья, материалов; товаров, работ, услуг, ценных бумаг, жилья и др. Но среди всех этих рынков свое особое место занимает рынок труда.

Ключевыми теоретическими понятиями  рынка труда являются понятия рабочей силы, занятости населения и безработицы.

Фундаментальную основу рынка труда  составляют человеческие ресурсы.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок труда можно рассматривать  как неотъемлемую часть рыночной экономики, представляющую собой систему социально-экономических и трудовых отношений с согласованными интересами работодателей, наемных работников и государства по поводу купли-продажи специфического товара.

 

 

Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе

2.1 Основные направления  государственного регулирования  рынка труда в РБ

 

Рынок труда и сфера занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений, сформировавшихся в условиях КАС. Развитие трудовых отношений до начала переходного периода характеризуется некоторыми особенностями.

1) Гарантированная занятость и  отсутствие у занятых в народном  хозяйстве конкуренции со стороны  безработных приводило к снижению  производительности и мотивации труда, потере стимулов к повышению квалификации и качества работы.

2) Государство, являясь собственником  подавляющей части средств производства, было практически единственным  работодателем и монопольно устанавливало  цену труда,

Ставки заработной платы  определялись централизованно, в административном порядке.

3) Не предусматривалась  дифференциация ставок заработной  платы в зависимости от результатов,  вызванных процессом инвестирования  в человеческий капитал.

4) Высокий уровень  монополизации экономики в сочетании с отсутствием рынка жилья, административными ограничениями на переезд в другие города (институт прописки) и внеэкономическим закреплением работников на предприятии (очередь на жилье и т.п.) приводил к ограничению мобильности рабочей силы.

5) Социалистическая экономика  характеризуется деформированной  структурой занятости - в промышленности и сельском хозяйстве занято избыточное количество рабочей силы. Этому способствует медленный рост производительности труда и политика, направленная на приоритетное развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства.

6) Существующие механизмы  разрешения социальных конфликтов  были неэффективны. Профессиональные  союзы существовали, но входили  в структуру государства или  партийного аппарата и не представляли интересы рабочих.

7) Крайне ограничены  возможности миграции за пределы  страны. Как известно, излишек рабочей  силы в одной стране может  быть продуктивно использован  в другой на рабочих местах, которые местное население занимает  неохотно.

8) В течение ряда лет применялись массовые формы принудительного труда.

9) Избыточный спрос  на рабочую силу со стороны  государственных предприятий и  так называемый дефицит рабочей  силы, вопреки экономическим законам,  искусственно создавался административными методами [11].

Неизбежным результатом  приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий  стала безработица, которая буквально  за несколько лет превратилась в  одну из самых острых проблем в  странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10-15%. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а также низкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями.

Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей  численности занятых оказывает  негативное воздействие на многие стороны  хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической  структуры, сковывает инициативу работников и т.д.

Еще одна тенденция - значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 78% от общей численности, уволенных в 2009г.). Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка.

Рынок труда представляет собой такую сферу рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам  и необходимости государственного регулирования. Стихийный рынок  вытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально незащищенные группы населения (молодежь, не имеющую профессионального образования и стажа работы, лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, вынужденных значительную часть времени и сил отдавать семье, пожилых людей). Целые отрасли и отдельные профессии могут оказаться «нерыночными», т.е. не приносящими прибыли и соответственно невостребованными рыночной экономикой.

Цель регулирования  рынка труда в переходной экономике  заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем чтобы: развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможности для занятости в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада.

Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры:

* регистрацию ищущих  работу;

* определение размера  пособий по безработице и организацию  системы их выплат;

* осуществление неденежных  форм поддержки безработных и  членов их семей и т.п.

Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости  являются программы страхования  от безработицы, широко применяемые  в странах с переходной экономикой.

Сокращение безработицы  и достижение более полной занятости  в переходной экономике требует проведения активной политики на рынке труда. Основная ее цель - ускорение процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.

Активная политика на рынке труда нацелена на повышение  конкурентоспособности работника в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений и нацеленных на поддержание занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также содействие более быстрому возвращению безработных к активному труду,

Одним из эффективных направлений активной политики на рынке труда является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего института рынка труда - службы занятости. Основная ее задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда путем распространения информации, позволяющей сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями; способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиям работодателей; позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.

Для устранения несоответствия структуры свободных рабочих  мест и временно незанятой рабочей  силы в профессионально-квалификационном разрезе необходима своевременная  и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения.

В условиях характерного для стран с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и  отсутствии стабильного роста свободных  рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.

В Республике Беларусь, согласно Положению «О содействии Государственной  службой занятости безработным  в организации самостоятельной  занятости», безработный, изъявивший желание  организовать свое дело, имеет право на обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого вида предпринимательской деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда занятости на эти цели и не может превышать 150 минимальных заработных плат [10].

В условиях растущей безработицы особое место занимает организация общественных работ. Данные программы представляют безработным общественные виды деятельности без специальной профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо защищенных групп населения, а также морально поддерживать их во время переходного периода, пока не появятся новые рабочие места.

Основные документы, соответственно которым осуществляется регулирование  рынка труда в Беларуси, являются: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007г, трудовой кодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры [10].

Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательств о труде.

В документы и нормативные  акты, регулирующие функционирование рынка труда, вносятся своевременные  изменения и дополнения в соответствии с проводимой государственной политикой, такие как Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной службы».

2.2 Состояние  рынка труда в Республике Беларусь

 

Среди важнейших проблем  развития рынка труда в РБ следует  назвать

1) определение масштаба  массовых увольнений и разработку  политики, призванной снизить их  негативное воздействие.

2) перемещение работников из государственного сектора в частный. Причем это происходит на фоне одновременного массового сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах.

3) Несмотря на быстрый  рост, частному сектору до сих  пор принадлежала относительно  незаметная роль в поглощении безработицы.

4) низкая степень информированности  безработных о вакансиях в  частном секторе и препятствия  для территориальной и профессиональной  мобильности труда.

5) Практически во всех  отраслях экономики преобладающим  является государственный сектор, доля которого в структуре спроса на рабочую силу составляет 66 % рынка свободных рабочих мест и вакансий.

6) Характерной особенностью  безработицы в странах с переходной  экономикой является ее застойный  характер, т.е. достаточно низкие  показатели поступления и выбытия из состава безработных.

Одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней  продолжительности нахождения без  работы и формирование крупной прослойки  хронически безработных - более 40 % от их общей численности.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь